Из опыта работы с детьми 5-7 лет с сочетанным диагнозом «Заикание + Стертая дизартрия»

логопедВ статье представлен опыт работы с детьми 5-7 лет в психоневрологическом диспансере и детском отделении Центра патологии речи и нейрореабилитации, которым выставлен сочетанный диагноз: Заикание + стертая дизартрия. Предложенные материалы могут быть интересны специалистам, работающим в области речевой патологии у детей, а так же их родителям.

На занятиях с этими детьми необходим достаточно тонкий подход, так как плавность и слитность нередко прерываются на одни и те же звуки, и дети уже могут фиксироваться на них. Таким образом есть опасность, что звуки, которые придется ставить, могут оказаться «трудными».

Занятия проводят индивидуально и строятся по двум направлениям:

  1. восстановление плавности и слитности;
  2. коррекция звуков произношения (рассматриваем произношение свистящих, шипящих и сонорных «Л» и «Р»).

Занятия целесообразно разбить на два этапа:

I. Подготовительный этап включает в себя коррекцию речевого дыхания и голосо подачи, а также выработку правильного ритма и темпа речи. Здесь даётся артикуляционная и мимическая гимнастика. Произносятся гласные звуки и их ряды, а также ряды слогов (всё произносится на мягкой атаке), что является началом выработки навыков плавной и слитной речи.

II. На втором этапе активной тренировки плавной и слитной речи и коррекции звукопроизношения переходим непосредственно к постановке и автоматизации звуков с учётом мягкости, которые отработали на подготовительном этапе. Начинаем со свистящих звуков, в частности с твёрдого С. Автоматизируется звук в отражённой речи, что является одним из моментов восстановления плавности и слитности. Затем работаем над З и Ц и только потом переходим к автоматизации мягких вариантов С и З, так как они произносятся с большим напряжением, чем их твёрдые пары. Время корректировки и речевой материал по звукопроизношению дают больше времени на коррекцию плавности и слитности, что положительно сказывается на результате. Отраженная речь также в немалой мере способствует этому.

Начинаем, как известно, со слов, далее даём словосочетание, а потом предложения. Всё это произносим очень мягко, слитно, на одном выдохе по подражанию логопеду: «Скажи как я». После предложения можно переходить к заучиванию коротких стихов на автоматизируемые звуки, что усложняет речевой материал и в работе с заиканием. Необходимо помнить, что речь здесь или замедленная, или ритмизированная; какая методика больше по душе специалисту или какую принял ребёнок. Не забываем, что всё проговариваем по подражанию и никаких «речевых правил» не заучиваем.

Затем переходим к автоматизации шипящих и только потом к сонорным Л и Р, так как эти звуки произносятся с большим напряжением. Если ребёнок начал фиксироваться на каком-либо отрабатываемом звуке, и на нём появляются запинки, автоматизацию этого звука временно прекратить и перейти к более «удобному» для ребёнка звуку. Это необходимо!

Параллельно с постановкой звуков после заучивания стихов даются маленькие рассказы и басни Л.Н.Толстого. Только потом начинаем работать над пересказыванием сказок, где действие повторяется, таких как «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок» и тому подобное. При их пересказе детям легче следить за автоматизируемыми звуками, а также за плавностью и слитностью. Когда отработаны данные сказки, переходим к пересказам более сложного речевого материала (это могут быть рассказы, сказки) и составлению рассказов по картинкам.

Итак, необходимо помнить о том, что речевой материал для восстановления плавности и слитности даётся по подражанию; не дать зафиксироваться ребёнку на ставящихся звуках и сделать их «трудными»; длительный временной отрезок на отражённой речи положительно сказывается на результате занятий.

Катамнестические данные в большинстве случаем подтверждают положительный результат такого подхода к проблеме заикания и стёртой дизартрия.

Рекомендуемая литература.

  1. В.М.Шкловский. Комплексная система логопедических занятий и психотерапии при логоневрозах. (Методическое письмо). Ленинград 1966 г.
  2. А.Н.Ассмус, А.И.Блохина и др. Сборник упражнений для детей с недостатками произношения. Москва 1959 г.
  3. А.И.Богомолова. Логопедическое пособие для детей. Санкт Петербург 1996г.
  4. И.И.Ермакова. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. Москва 1996г.
  5. Е.М.Косинова. Уроки логопеда. Игровые тесты. Москва 2005г.

Веникова Галина Петровна,
учитель-логопед,
ГБУ ДЗ г. Москвы Психиатрическая
больница №13 филиал №1

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Заикание Метки: ,

Сейчас читают:

Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе
Функциональные тренировки в коррекции заикания Функциональные тренировки в коррекции заикания
Устранение нарушений голоса у детей с дизартрией Устранение нарушений голоса у детей с дизартрией
Нарушения темпо-ритмической организации речи – новые подходы в преодолении Нарушения темпо-ритмической организации речи – новые подходы в преодолении

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.