Наиболее сложная форма речевой деятельности — это связная речь. В процессе речевого развития малыша ведущую роль играет развитие связной речи. Это способствует совершенствованию других ее сторон.
Связная речь у детей без речевой патологии происходит одновременно с развитием деятельности, мышления и общения с окружающими людьми.
У детей, имеющих общее недоразвитие речи, процесс формирования связной речи нарушается. Это обусловлено недоразвитием ведущих компонентов языковой системы: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Поэтому у таких детей наблюдаются значительные трудности в овладении навыками связной речи. Уже вторично возникают дополнительные затруднения: отклонения в развитии психических процессов (памяти, внимания, восприятия). Но благодаря системе коррекционных занятий можно наверстать упущенное.
Конспект фронтального занятия по развитию связной речи в старшей группе (ОНР):
«Составление рассказа-описания диких животных по наглядному плану»
Цели занятия:
Образовательные:
- совершенствовать умение составлять описательный рассказ с опорой на наглядный план;
- подбирать признаки к словам, согласовывать прилагательные с существительными в роде;
- активизировать словарный запас по лексической теме «Дикие животные»;
Коррекционно-развивающие:
- развитие связной речи;
- мелкой моторики;
- зрительного внимания и памяти;
- логического мышления.
Воспитательные:
- воспитание дисциплины,
- умения слушать других.
Оборудование: план-схема, мяч, волшебный мешочек, картинки с изображением диких животных; звездочки.
Ход занятия:
Организационный момент:
- Сядет тот, кого назову ласково.
I. Актуализация знаний, умений и навыков:
(На доске картинки диких животных)
- Ребята, вчера Незнайка оставил для нас картинки. Давайте внимательно на них посмотрим и расскажем, кто на них изображен? (Это дикие животные). А почему же они называются дикими? (Они называются дикими, потому что живут в лесу, сами добывают себе пищу и т.д.) Правильно!
- А давайте вспомним, как называются жилища диких животных. Как называется жилище медведя? Волка? Лисы? Ежа? Белки? А где живет заяц? Лось? Молодцы!
-А кто мне может рассказать, чем питаются дикие животные? Чем питается белка? Заяц? Медведь? Еж? Лось? Чем питаются волк и лиса? Как называются животные, которые питаются другими животными? (Эти животные называются хищниками) Правильно, молодцы!
- Теперь еще раз посмотрите на эти картинки и скажите, какая картинка лишняя и почему? (Игра «Четвертый лишний»):
Три травоядных диких животных – одно хищное;
Три взрослых диких животных – один детеныш;
Три маленьких диких животных – одно большое;
Три диких животных – одна птица.
- Молодцы!
- Дикие животные хотят с вами поиграть! Игра называется «Какой? Какая?». Сейчас я буду каждому бросать мяч и называть дикое животное (волк, медведица, бельчонок, лиса, ежонок, лось и т. д.), а вы должны придумать, какое это животное? (Логопед показывает образец: «Заяц – заяц трусливый»).
Физминутка (имитация движений):
Дети по лесу гуляли,
Но вот сучья затрещали,
Дети, дети, не зевайте!
Волк за елкой убегайте!
II. Совершенствование умений и навыков:
- Сегодня мы с вами будем учиться рассказывать о диких животных. В этом нам поможет такая схема (логопед демонстрирует детям план-схему описательного рассказа). Посмотрите на нее внимательно. Первая картинка (логопед указывает картинки схемы) – это название животного; вторая картинка – какого животное размера? Какого цвета? Третья картинка – жилище животного: где живет? Последняя картинка – чем питается?
- Сейчас вы будете сюда выходить, доставать картинку из волшебного мешочка и рассказывать, как я: «Это медведь. Он большой. Медведь коричневого цвета. Он живет в берлоге, питается ягодами и медом».
- Давайте теперь встанем и отдохнем, сделаем упражнение для пальчиков:
Под высокой сосной
Скачет зайка косой,
Под другою сосной
Скачет зайка другой!
(1 строка – указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные сжать в кулак; 2 строка – шевелить указательным и средним пальцами правой руки; 3-4 строка – то же самое с левой рукой)
- Диким животным очень понравилось быть у вас в гостях, и напоследок они хотят вас немного повеселить и поиграть с вами в прятки. (Игра «Какой картинки не стало?») Внимательно посмотрите на них. Сейчас вы закроете глаза, я уберу одну картинку, а вы должны будете отгадать, какой картинки не стало.
- Молодцы! Всех нашли!
Обобщение:
- Что мы сегодня с вами делали на занятии? Кто был у нас в гостях? В какие игры мы с ними играли? Вам понравилось сегодня играть с дикими животными? Им тоже очень понравилось. Теперь дикие животные расскажут Незнайке, как хорошо у вас в гостях, и какие вы молодцы! Давайте с ними попрощаемся, ведь они только на следующий год к нам придут в гости.
Итоги: подсчет звездочек, которые дети получали за каждый правильный полный ответ и верно выполненное задание.
План-схема:
Кириллова Екатерина Александровна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад №53 «Дюймовочка»,
г. Казань