Конспект логопедического занятия «Составление рассказа по серии сюжетных картин»

Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Скворцы»

Цель: формирование навыка составления повествовательного рассказа по серии сюжетных картин.

Задачи:

развитие общей моторики;
• стимулирование мыслительной и речевой активности детей;
• упражнение детей в преобразовании деформированных фраз;
• обучение детей составлению повествовательного плана рассказа с опорой на картины серии;
• развитие словесно-логического мышления и памяти;
• воспитание бережного, заботливого отношения к птицам.

Оборудование: проектор, презентация с картинками или картинки, серия сюжетных картин “Скворцы”, листочки с предложениями.

Ход логопедического занятия

I. Организационный момент.

Отгадайте, о каком времени года говорится в загадке.

Я раскрываю почки, в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня … (весна)

Первый слайд

Составление рассказа по серии картин

Какие признаки весны вы можете назвать? (перечисление)

Логопед предлагает детям вспомнить и назвать перелетных птиц, затем просит внимательно послушать стихотворения-загадки:

Крепкий деревянный дом
С круглым маленьким окном,
Он стоит на длинной ножке,
Чтобы не залезли кошки. (Скворечник)

Второй слайд

Конспект логопедического занятия: Составление рассказа по серии сюжетных картин

Для чего люди строят скворечники? (ответы детей)

Прилетели певцы -
Молодой весны гонцы.
Они в скворечнике живут,
Песни звонкие поют.
(Скворцы)

Третий слайд

 Рассказ по картинам Скворцы

Какое время года было перед весной? (зима)

Злющая зима не хочет прихода весны, и скворцы не могут вернуться к нам обратно.

Зима запорошила все вокруг и построила препятствия.

Нужно помочь скворцам преодолеть невзгоды, чтобы они смогли вернуться в свои скворечники.

II. Основная часть.

Весна очень хочет нам помочь и оставила для нас яркие, красочные картины.

Беседа по содержанию каждой картины.

На доску по очереди выставляются сюжетные картины. Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть каждую картину и ответить на вопросы.

Картина № 1

Четвертый слайд

Конспект логопедического занятия: Составление рассказа

Кого вы видите на этой картине? Что делает учитель? Что делают дети? Для кого дети собираются строить домики? Как называют такие домики для птиц? Из чего дети будут строить? Почему дети решили построить скворечники?

Картина № 2

Пятый слайд

Дети строят скворечник

Что делают дети на этой картине? Что делают мальчики? А что делают девочки? Какими инструментами пользуются ребята? Из каких частей состоит скворечник? А как части скворечника соединяют между собой? Какое настроение у детей? Почему?

Картина № 3

Шестой слайд

Дети вешают скворечник на дерево

Где находятся дети и учитель на этой картине? Какое время года изобразил художник на картине? Как одеты дети? Зачем ребята принесли с собой лестницу? Сколько скворечников сделали дети? Почему скворечники вешают высоко от земли? Какое настроение у ребят? Почему у ребят хорошее настроение?

Картина № 4

Седьмой слайд

Скворцы прилетели

Что мы видим на этой картине? Кто прилетел в скворечник? Понравился ли скворцам новый скворечник? Почему вы так думаете? Где находятся дети? Что они делают? Почему дети и учитель улыбаются?

Динамическая пауза.

По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

Прилетели скворцы

- Молодой весны гонцы,
Червяков они клюют
И поют, поют, поют!

Игра на внимание «Запомни и назови».

Логопед предлагает детям еще раз внимательно посмотреть на картины и запомнить как можно больше предметов, изображенных на них. Затем переворачивает картины. Дети припоминают и называют предметы, относящиеся к первой, второй, третьей и четвертой картинам. Игра проводится в виде соревнования. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.

Составление предложений по опорным словам.

Логопед уточняет у детей, какие птицы оставались с нами зимовать (ответы детей).

Восьмой слайд

Какие птицы оставались с нами зимовать

Воробьи и вороны тоже решили помешать скворцам вернуться и перепутали все слова в предложениях, а некоторые даже проглотили. (Учащимся раздаются слова, напечатанные на отдельных листочках. Необходимо прочитать слова и составить из них предложение, при этом окончание слов можно изменять).

Наступить, долгожданная, весна.

Солнышко, ярко, светить.

Ребята, построить, скворечники.

Учитель, помогать, дети.

Дети, приготовить, доски, инструменты.

Скворечники, прикрепить, деревья.

Скворечники, поселиться, скворцы.

Игра «Путаница».

Логопед говорит детям о том, что скворцы поиграли с картинами, и перепутали их порядок. Логопед просит детей вспомнить, что было в начале этого рассказа, что в середине, что в конце и расставить картины по порядку.

Придумывание названия рассказу.

Предлагается и несколько абсурдных названий для исключения их детьми по несоответствию содержанию сюжетных картин. (Весной в парке. Весной на стройке. Птицы и ребята. Скворцы прилетели! Скворечник. Домики для пернатых друзей. Как птицы пели. Скворцы и кот. и т.п.)

Упражнение «Договаривание предложений» (с опорой на картины).

Зима так разозлилась, что у скворцов есть такие замечательные помощники, что попросила помощи у злой вьюги, которая замела последнее слово в предложениях.

Придумайте подходящее окончание каждому предложению. Определите, к какой из четырех картин оно относится. (Картины находятся перед учащимися. Законченные предложения прикрепляются под соответствующей картиной).

Предложения также раздаются на отдельных листочках каждому ученику.

Ребята приготовили для своих построек…

Ребята принесли скворечники…

Дети стояли у дерева и наблюдали за …

Ребята решили построить для птиц …

Мальчики и девочки начали …

Скворечники прикрепили…

Дети стояли вокруг стола …

Скоро в скворечнике уже поселились …

Молодцы! Мы победили зиму! Теперь ничто не помешает скворцам вернуться.

Логопед просит детей рассказать полный рассказ по серии сюжетных картин.

Логопед дает детям установку на внимание: необходимо следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить.

III. Итог занятия

Логопед задает детям различные вопросы: Чем занимались на занятии? Что делали? Чему научились? Какие новые слова запомнили? Как отнеслись дети к птицам в рассказе? Как должны люди относиться к птицам и животным, природе? и т.д.

Веселкина Юлия Ивановна,
учитель-логопед ГОУ СОШ №1323,
г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий, Логопедам Метки: , ,

Сейчас читают:

Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.