Восстановление оптико-пространственного гнозиса у пациентов с последствиями ОНМК при помощи игровой системы «Соты Кайе»

Восстановление оптико-пространственного гнозиса у пациентов с последствиями ОНМК при помощи игровой системы «Соты Кайе»

В зависимости от сущности афатического синдрома в основе нарушения письма могут лежать разные механизмы, проявляющиеся либо в процессе распада слухового образа слова по фонетическим закономерностям, либо в дефекте звукопроизносительных схем, либо в нарушении осознания последовательности звуков в слове, либо в дефекте грамматического структурирования письменных предложений и сообщений.

Однако клинические проявления дисграфии (аграфии) выходят за пределы письма, связанные только с речевыми системами. Они распространяются на затылочные и теменно-затылочные системы левого полушария, и входит в синдром уже не речевых, а оптических, оптико-мнестических или пространственных расстройств.

Нарушение оптических, оптико-мнестических или пространственных расстройств, как правило, проявляется не только в нарушении образа буквы, зеркальном ее написании, но и в нарушении ориентировки на листе бумаги, нарушении ориентировке в схеме тела, во времени и пространстве, т.е. нарушении оптико-пространственного гнозиса.

Существует разработанные и рекомендуемые приемы, которые предусматривают не только направленное, но и всестороннее воздействие на дефект, включаемые в одну систему и подчиненные решению одной задачи.

Система приемов должна быть адекватна природе дефекта и направлена, прежде всего, на преодоление центрального дефекта:

1. письмо буквы в воздухе (с закрытыми глазами), т.е. опора на сохранный двигательный образ буквы;

2. рисование пространственных схем (по образцу и представлению);

3. конструирование пространственно расположенных геометрических фигур и т.д.;

4. прием вербального анализа и сравнения, близких и далеких по конфигурации букв, цифр и просто геометрических фигур;

5. включение осмысления тех букв, над которыми идет работа и т.д.

Для реализации некоторых приемов, указанных выше, предлагается использовать развивающую предметно-игровую систему «Соты Кайе».

Описание предметно-игровой системы «Соты Кайе»

Набор «Соты Кайе» состоит из 84 объемных элементов. Элемент имеет форму шестигранника. На лицевой стороне — мозаичный рисунок, оборотная сторона однотонная. Рисунков 21 вариант, по 4 штуки каждого.

Соты Кайе

Многофункциональность и вариативность сот Кайе

Многофункциональность:

· в качестве графического конструктора для создания фигур из частей рисунков на элементах,

· в качестве графического трансформера для изменения полученных фигур,

· в качестве плоской крупной мозаики,

· для использования в качестве головоломки,

· для конструирования и экспериментирования в области дизайна;

· для игры в домино.

Вариативность — это:

  • несколько вариантов взаимного расположения двух, трех и более элементов,
  • несколько вариантов взаимного расположения элементов и т.д.,
  • множество вариантов геометрических рисунков и фигур, получаемых после соединения элементов на горизонтальной плоскости (элементы касаются друг друга боковой поверхностью).

Функциональные возможности элементов сот Кайе (элементов 21):

· элемент можно свободно перемещать по горизонтальной плоскости,

· элемент можно установить в угол, образованный другими элементами, можно легко изменять композицию и развивать ее в любую сторону,

· можно изменять рисунок композиции за счет поворота элементов,

· можно создавать композиции больших размеров, можно использовать в одной композиции одинаковые или разные по рисунку элементы.

Соты Кайе формируют творческое, объемно-пространственное и ассоциативное мышление, сенсомоторные координации. Они помогают развивать фантазию, воображение (в том числе пространственное), глазомер, архитектурно-художественный вкус, творческое начало, индивидуальность.

Соты Кайе способствуют формированию таких качеств, как аккуратность, сосредоточенность, усидчивость, терпение. Также способствуют осмысленному восприятию внешнего мира, ориентации на плоскости и в пространстве, развитию чувства гармонии, композиции, пропорции, симметрии и асимметрии, формы и красоты.

Играющий может экспериментировать и изобретать композиции, применяя одинаковые или разные по рисунку и цвету элементы, имеющиеся в наборе. Эта особенность деятельности программируется универсальными свойствами примененной формы элементов, которые позволяют располагать их особым образом на плоскости по отношению друг к другу.

Кроме того, результаты занятий с набором вызывают эстетические чувства, положительные эмоции и различные ассоциации. Можно проводить конкурсы и соревнования. Соты Кайе пригодятся в реабилитационной практике, для проблемных детей, детей-инвалидов.

Применение предметно-игровой системы «Соты Кайе» в коррекции афазии

Предлагаемая инструкция для использования в детской практике достаточно сложна для взрослых пациентов, имеющих нарушения оптико-пространственного гнозиса. Основываясь на опыте использования пособия в течение нескольких лет у пациентов с разной степенью и разными видами проявления агнозии, предлагается следующая система работы.

I этап

На первом занятии пациенту объясняется, что у каждой «соты» имеется своё место на планшете, т.е. задача пациента просто найти ей место правильно, для этого необходимо сравнить края соты и края ячейки на планшете по цвету и направлению линий (используется 3 соты).

Если данная инструкция вызывает затруднение, то предлагается сосчитать и сравнить количество желтых и синих сторон, при помощи прозрачной линейки проверить направление линий на планшете.

На втором занятии предлагается повторить выполнение задания предыдущего занятия, но без использования линейки, далее инструкция усложняется — количество элементов увеличивается до 6 (на следующих занятиях усложняется по мере усвоения и выполнения пациентом).

II этап

При безошибочном выполнении расстановки всех сот можно переходить к выкладыванию фигур из однотонной мозаики по предлагаемой схеме. При затруднении предлагается сосчитать общее количество элементов, сколько сверху, сколько снизу, из скольких состоит центральная часть. Сначала можно предложить выложить «дорожку» из заданного количества элементов.

III этап

Выкладывание фигур из двухцветной мозаики.

IV этап

Трансформация фигур по предложенной инструкции на рисунке.

V этап

Трансформация фигур по устной инструкции.

Результаты использования игровой системы «Соты Кайе»

Пациентка Т. Руководитель машинописного отдела. 65 лет. ОНМК по ИТ в ВББ от 2018 г.. Комплексная форма моторной афазии: афферентная и эфферентная. Средней ст. тяж. Нарушение оптико-пространственного гнозиса. Дисгафия и дислексия. До поликлиники добирается на такси, сопровождает муж, если муж занят, то приходится встречать у крыльца, т.к. не ориентируется. В устной речи преобладают персеверации и литеральные парафазии, при самостоятельном письме – графические параграфии в виде смешение букв по количеству элементов, по расположению элементов в пространстве. Улучшение ориентировки и уменьшение количества параграфий отмечается на втором этапе использования «Сот Кайе» — 16 занятий.

Пациент А. 53 года. Моряк дальнего плавания. Повторное ОНМК по ИТ в бЛСМА от 28.08.2017 г. Моторная афферентная афазия тяж. ст. Аграфия. Алексия. Моряк дальнего плавания. В устной речи несколько эмболов («нецелесообразно», «не считаю нужным»). Первый этап вызвал незначительные затруднения – при выкладывании элементов с одинаковым количеством цветных сторон. Улучшение после прохождения III этапа – 20 занятий. В письменной речи при самостоятельном написании единичных слов – пропуск гласных. Восстановление понятий правая-левая в схеме тела.

Пациентка Г. 69 лет. Воспитатель детского сада. ОНМК по и.т. в б.ПСМА от 2018г. Афферентная моторная афазия легк. ст. Дизорфография. Дисграфия. В устной речи – единичные литеральные парафазии, нарушение ритма речи. Смешение букв по расположению элементов в пространстве и по количеству элементов. Нарушение ориентировки в помещении, на листе бумаги. Улучшение после прохождения первого этапа. Курс 12 занятий. Полное восстановление ориентировки после прохождения всех этапов. В самостоятельной письменной речи единичные орфографические ошибки.

Выводы

Использование данной предметно-игровой системы «Соты Кайе» способствует:

1. восстановлению программы речевого высказывания;

2. восстановлению оптико-пространственного гнозиса (в схеме тела, в пространстве, на листе бумаги);

3. восстановлению письменной речи — написания оптически и кинетически сходных букв;

4. восстановлению зрительной памяти;

5. созданию доброжелательной творческой обстановке на занятиях.

Рекомендации

1. Применять данную игру при любых нарушениях оптико-пространственного гнозиса, как дополнительный метод;

2. Использовать предложенную игровую систему как часть индивидуального логопедического занятия,

3. В тяжелых случаях при повышенной утомляемости, снижение работоспособности, может быть и самостоятельным.

4. В более легких случаях можно применять в групповых занятиях.

Список литературы:

1. Кайе В.А. Предметно-игровая система «Соты Кайе»

2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – М: Академический проект, 2000, с.122;

3. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. – М.:Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010, с. 37.

Изосимова Е.Е.,
логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Афазия Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.