Совместная работа педагогов по формированию коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в условиях школы-интерната

ШкольникРазвитие речи детей с нарушением интеллекта является одной из важных задач коррекционно-развивающей работы во вспомогательной школе. В младшем школьном возрасте недостатки устной речи у ребят данной категории проявляются в нарушении всех речевых компонентах: звукопроизношении, фонематическом восприятии, бедности словаря, ограниченности лексики (неточное употребление слов, незнание абстрактных понятий, названий частей предмета и т.д.), нарушении ритмо-слоговой структуры слова, неправильном построении фразы, недоразвитии связной речи. Недостатки сформированности каждого речевого компонента влекут за собой проблемы в формировании письменной речи. С учётом характера нарушений логопедическая работа во вспомогательной школе должна проводиться над речевой системой в целом.

Задачи логопедической работы во вспомогательной школе не ограничиваются преодолением дефекта речи, они значительно глубже и сложнее. Речь, выполняя когнитивную, регулирующую и коммуникативную функции, является «каналом развития интеллекта» каждого ребёнка, создаёт условия для развития его познавательной деятельности и обеспечивает средствами для благополучного социального взаимодействия с окружающими людьми.

В связи с вышесказанным успешность коррекционно-воспитательной работы зависит от слаженности действий и единства требований учителя-логопеда, учителя-дефектолога и воспитателя.

В процессе коррекционного обучения и воспитания особое значение имеет формирование умения создавать устное речевое высказывание, правильно оформленное по правилам литературного языка. Толчком для программирования такого высказывания часто является пример и требование педагога. В каждой учебной ситуации умственно отсталые дети отрабатывают образцы непринуждённой спонтанной речи. На логопедических занятиях, уроках, воспитательных занятиях проговариваются речевые алгоритмы в ситуациях общения, которые дети используют в разговорной речи. Для закрепления навыка используем различные задания и упражнения на словоизменение, словообразование, типа деформированных или незаконченных фраз, текстов. В игре или ситуации общения дети ищут ошибки, исправляют. В процессе такой работы формируется грамматические строй речи, уточняется активный словарь, лексическое значение конкретных, абстрактных и обобщающих понятий, фразовая речь.

Долго и не всегда успешно формируется звукопроизносительная сторона речи. Приходя в школу к 8 – 9 летнему возрасту до 90% детей имеют полиморфные нарушения звукопроизношения, когда нарушены несколько групп звуков: шипящие [Ш, Ж, Щ], сонорные [Р, Р, Л], и аффрикаты [Ч, Ц]. Часто встречаются органические нарушения в строении артикуляционного аппарата, что значительно осложняет коррекцию.

Именно по этому основная задача учителя-логопеда в работе с 1 классом – формирование звукопроизносительных навыков. Часто перечисленные выше речевые проблемы не позволяют полноценно исправить косноязычие, и такая работа продолжается на индивидуальных или подгрупповых занятиях вплоть до 4 класса.

Большую помощь в формировании звукопроизношения оказывает фонетический режим в школе. Это подготовка устных выступлений детей к мероприятиям, ежедневные пятиминутные фонетические зарядки, которые хорошо проводить перед обедом. Контроль над произношением детей с учётом их речевых возможностей на каждом уроке и занятии с едиными требованиями. Они проявляются в установке перед ответом «Говори правильно», «Говори красиво»; одобрении «Молодец, сказал чисто, красиво»; замечаниях и образцах правильной речи «Послушай как надо сказать, повтори»; все вновь встречающиеся в речевом материале термины проходят «фонетическую обработку», то есть записываются на доске, указывается словесное ударение, прорабатывается его произношение.

В течение учебного года учителям-дефектологам сообщается этап коррекции каждого обучающегося, это необходимо при автоматизации звука не только в устной речи, но и при чтении и при комментированном письме. Для педагогов готовятся буклеты, в которых отражён речевой материал, используемый на логопедических занятиях (чистоговорки, скороговорки, считалки, стишки по лексическим темам), его удобно использовать на речевых минутках, на уроках чтения, во время фонетической зарядки, на прогулках во время игр и т.д.

Только совместные усилия всех педагогов образовательного учреждения качественно улучшат результаты коррекционно – развивающей работы по формированию речевых навыков у обучающихся в школе.

Предлагаю конспект логопедического занятия, в котором видна взаимосвязь с учителем дефектологом при звукобуквенном анализе слова (проводится в той же схеме, что и на уроках) и воспитателем домашнее задание задаётся на каждом занятии (материал у воспитателя в буклете).

Список литературы:

  1. Сорокина Н. В. — «Организация речевого общения дошкольников с нарушением интеллекта на занятиях по развитию речи» — ж. Дефектология №3/1990г. стр. 63
  2. Крылова Н. Л. — «Преемственность в работе логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматических средств речи у дошкольников с ОНР» — ж. Дефектология №4/1989г. стр. 55
  3. Нодельман В. И., Позднякова И.О. – «Особенности разговорной речи умственно отсталых школьников» — ж. Дефектология №6/2008г.
  4. Лалаева Р. И. – Логопедическая работа в коррекционных классах. М «Владос» 2004г. стр. 5 – 12, 170 – 172.
  5. Поваляева М.А. – Полный справочник. Настольная книга логопеда. М. «издательство Астрель» 2010. стр. 414 – 454.

Интегрированное подгрупповое занятие
«Логопедия – ритмика – музыка»

Лексическая тема: Рыбалка.

Коррекционная тема: Звук и буква [Р].

1 класс – двое обучающихся.

Время занятия: 25 минут.

Этап коррекции: Автоматизация звука в слогах и словах в разных позициях.

Цель: Автоматизировать звук [Р] в разных позициях в слогах и словах.

Задачи:

  1. Закреплять навык произношения звука [Р] в слогах и словах в разных позициях, формировать фонематический слух на основе упражнений в нахождении звука в слове, определении места звука в слове, звукобуквенного анализа.
  2. Корректировать слуховую память, на основе ритмических упражнений, активизировать экспрессивный словарь в изменении существительных по числам, в составлении предложений, пополнять импрессивный словарь (названия рыб).
  3. Воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование: снежинки из салфеток на ниточках, счётные палочки, лоточки с манной крупой, картинки с изображением рыб со скрепками, удочка с магнитом – червяком, ведро детское, два маленьких зеркала для артикуляционной гимнастики.

Музыкальное сопровождение для ритмических движений, песня «Любитель — рыболов» — музыка М. Старокадомского, слова А. Барто.

Ход занятия

Логопед:

  1. Орг. момент.
Поздоровайтесь с гостями.

Сегодня мы будем проговаривать звук [Р] в слогах и словах, а чтобы было интересно я приглашаю вас на рыбалку.

- Что делают на рыбалке?

- Где водится рыба?

- Сейчас какое время года?

Представьте себе, что мы тепло оделись, взяли рыболовные снасти и отправляемся в дорогу.

Музыкальное сопровождение.

Идём по тропинке (обычным шагом),

по обрывистой дорожке (боковым приставным шагом), притопами и приходим на озеро.

  1. Дыхательная гимнастика.
Посмотрите, какие снежинки, давайте их сдуем.

Упражнения: вдох носом – выдох ртом

вдох одной норкой – другой

повторить другой норкой

вдох носом – долгий выдох долгий через рот, губы трубочкой.

  1. Артикуляционная гимнастика.
Озеро застыло и всё отражает как в зеркале.

Возьмите зеркала, выполним упражнения:

Упражнение «Заборчик» – улыбнуться (зубы сомкнуты и видны), удерживать позу в таком положении.

Упражнение «Чашечка» – открыть рот, широкий расслабленный язык поднять к верхней губе, прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.

Упражнение «Лошадка» – присасывать  язык к небу, растягивая подъязычную связку, щелкать языком медленно и сильно, нижняя челюсть должна быть неподвижна.

Упражнение «Грибок» – улыбнуться  (зубы видны), приоткрыть рот, присосать широкий язык всей плоскостью к небу, открыть рот и удерживать получившуюся позу.

Упражнение «Барабанщик» – рот приоткрыт, кончик языка за верхними зубами. Быстро произносить ряд звуков и стучать языком: Д-Д-Д…

Выходим на изолированное произнесение звука [Р].

  1. Работа с профилем артикуляции звука.
  1. Изолирование произнесение звука [Р].
Для того чтобы правильно произнести звук [Р],

- Как надо сделать губы?

- Как разомкнуть зубы?

- Где надо расположить  язык?

- Каким должен быть язык?

- Как надо подуть?

- Какой звук получается?

(дети произносят звук [Р])

-         Произнесите долго,  отрывисто;

птичка прилетела, затрещала (произносят на высокий тонах),

медведь проснулся, заревел (произносят на низких тонах).

  1. Печатание и письмо буквы Р.
- Какой буквой обозначаем звук [Р]?

Складывать букву Р из палочек.

Написать на лоточке с манкой заглавную и маленькую букву Р.

- Когда будем писать заглавную Р? (в названиях, именах)

  1. Автоматизация звука в слогах.
Игра «Эхо».

Когда рыбаки разговаривают друг с другом издалека, на озере слышится эхо.

Давайте поиграем в такую игру.

Условия игры: Я – голос, вы – эхо.

Учитель – логопед называет слоги, дети повторяют: РА, РО, РУ, РЫ, АР,ОР, УР, ЫР, АРА,ОРА,УРА, ЫРА, ТРА, ТРО, ТРУ, ТРЫ, АТР, ОТР, УТР, ЫТР, АТРА, ОТРА, УТРО, ЫТРЫ, БРА, ПРО, ФРУА, ВРЫ, и др.

(произносить со сгибанием пальцев от мизинцев по одному)

  1. Автоматизация звука в словах.
Для того чтобы рыбачить зимой нужно добраться до воды, сделать лунку.

Прицепляем червяка.

- Что прицепляем? (дети повторяют слово червяка)

Выловленную рыбу будем класть в ведро.

- Куда будем класть выловленную рыбу? (в ведро)

Дети по очереди опускают удочку с магнитом в лунку, и ловят рыбу – картинку со скрепкой.

- У тебя карась (лещ, карп, ёрш, осётр).

- Кто у тебя?   (дети повторяют название рыбы)

Выкладываем на столе картинки.

- Есть в названии звук [Р]?

- Где находится звук в слове? (определить место звука в слове)

Скажи также:

Один карандаш, а много — карандаши

- Один карась, а много? (караси)

- Один карп, а много? (карпы)

- Один ёрш, а много? (ерши)

- Один осётр, а много? (осетры)

Посмотрите на картинки:

- Как одним словом назвать, что это? (рыба)

- Какая рыба лишняя? (лещ)

- Почему? (в названии нет звука Р)

  1. Звукобуквенный анализ слова.
  1. Составление предложения.
  2. Итог занятия.
  1. Домашнее задание.
  1.  Музыкальное сопровождение
Разберём слово РЫБА.

Один ученик у доски, второй на парте в кассе.

- Сколько слогов? (2)

- Назовите первый слог? (РЫ)

- Назовите второй слог? (БА)

Составим первый слог

- Сколько звуков в слоге РЫ?

- Какой первый звук?

(Р – согласный, обозначим синим квадратиком и буквой Р)

- Какой второй звук?

(Ы – гласный, обозначим красным квадратиком и буквой Ы)

- прочитай первый слог.

- Назовите второй слог в слове рыба?

- Сколько звуков в слоге БА?

- Какой первый звук в слоге?

(Б – согласный, обозначим синим квадратиком и буквой Б)

- Какой последний звук?

(А – гласный, обозначим красным квадратиком и буквой А)

- прочитай второй слог.

- Чего не хватает? (чёрточки между слогами)

- Прочитай слово? (читают по слогам)

- Произнеси?  (повторяют целым словом)

Второй ребёнок читает и произносит слово РЫБА.

- Составьте предложение со словом РЫБА.

- Какой звук мы тренировались произносить?

- Что вам понравилось на занятии?

Даниил – когда задумаете во что – то поиграть, посчитаетесь и выберете водящего для игры, ты будешь объявлять начало – громко скажешь: Рыба карась – игра началась.

- Повтори.

Виталя – придёте сейчас в группу, а воспитатель спросит: «Что вы делали на занятии?»  А ты скажешь: Тра – тра – тра – мы ловили осетра.

- Повтори

Мы удачно сходили на рыбалку, пора возвращаться домой. (повторяем движения с начала урока,

исполняем песню «Любитель — рыболов» — музыка М. Старокадомский, слова А. Барто).

Комович Елена Валерьевна,
учитель-логопед специальной (коррекционной)
школы-интерната №28 (8 вида),
г. Тулун Иркутской области

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 3,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Коррекция фонематической дислексии у обучающихся 1-4 классов с тяжелыми нарушениями речи Коррекция фонематической дислексии у обучающихся 1-4 классов с тяжелыми нарушениями речи
Педагогическое партнерство: интеллектуальная и речевая готовность к школе Педагогическое партнерство: интеллектуальная и речевая готовность к школе

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.