Дисграфия у детей с ринолалией

Оптическая дисграфияАннотация: В данной статье рассмотрена проблема дисграфии у детей с ринолалией. За последние годы значительно возросло количество детей с врожденной патологией артикуляционного аппарата, обуславливающей атипичное развитие речи — открытой ринолалии. Проанализировав различный материал, мы приходим к выводу, что многие ученые были заинтересованы дисграфией.

Письмо — это сложный многоуровневый процесс, в котором участвуют различные анализаторы такие как: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, двигательный.

Вопрос успеваемости по русскому языку детей с дисграфией представлял всегда собой сложную проблему.

Нами были рассмотрены симптомы, формы, механизм, а так же профилактика, создавались различные методики по коррекции дисграфии при ринолалии.

Для преодоления дисграфии применяют общие подходы. Так же нужно заметить что о дисграфии следует говорить только после того, как ребёнок овладевает техникой письма, а овладевает он не раньше 8-8,5 лет.

Дисграфия у учащихся с ринолалией

За последние годы значительно возросло количество детей с врожденной патологией артикуляционного аппарата, обуславливающей атипичное развитие речи — открытой ринолалии.

Давайте рассмотрим, что же такое ринолалия. Данное заболевание отмечается наличием измененного назализованного тембра голоса. При ринолалии фонация, а так же произношение звуков, значительно отличаются от нормы.

Изменённый тембр голоса – открытый носовой тон — первый раз появляется при лепете, когда ребёнок только начинает произносить первые согласные звуки.

Далее до 7 лет, дети с врожденным незаращением нёба говорят с носовым оттенком, иногда из-за различных особенностей поведения могут говорить тихим голосом.

Речь формируется с запозданием, в основном первые фразы у ребёнка появляются ближе к двум годам, или же намного позже. Импрессивная речь формируется в соответствии с нормой, а экспрессивная испытывает значительные качественные изменения.

Невнятная речь, малопонятные фразы для окружающих, звукопроизношение при данном заболевании поражено полностью.

И мы можем сделать вывод, что дефект фонетико-фонематического строя является основным звеном нарушения при данном заболевании, при этом изначальным считается нарушение фонетического оформления речи.

Определённо всё это оставит свой след в формировании лексико- грамматического строя речи, однако глубочайшие качественные перемены (изменения) его попадаются как правило только при сочетании ринолалии с иными речевыми нарушениями [6].

Определённо, данная тема очень актуальна, уже давно многие учёные исследуют нарушения речи, нарушения голоса, нарушения письма, однако вплоть до нашего времени этот вопрос был и остаётся самой важной проблемой логопедии.

Как уже говорилось, многие учёные занимались данной проблемой, вспомним одних из них: А.Г.Ипполитова изучила основные вопросы программы курса «Логопедии» по теме «Ринолалия» (нарушение артикуляции звуков и фонации), описала методику логопедической работы в дооперационный и послеоперационный период по воспитанию правильной речи.

Другой автор Ермакова И.И. последовательно описала методику коррекционно-воспитательной работы по корректированию фонетической стороны речи при ринолалии [2,3].

Теперь рассмотрим что же такое дисграфия.

Как пишут нам словари:

Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.

Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.

В психологии сам процесс письма рассматривается как особый вид речевой деятельность, содержащий в себе психофизиологические части.

Одной из психологических предпосылок фонетически правильного письма считается конкретизирование звукового состава записываемой фразы посредством проговаривания. С помощью этого человек устанавливает звуковой состав слова, а так же превращает слышимые звуковые варианты в конкретные обобщённые речевые звуки-фонемы. При произношении слова, человек оценивает артикуляторный состав.

Отсюда следует, чтобы нам, верно, написать слово, нужно владеть не только тонким дифференцированным слухом, но так же и воспринимать компоненты кинестетически. При глубоком нарушении, ребёнок будет испытывать затруднения в обучении письму [1,5,4].

Как же понять, что у ребёнка дисграфия?

Существуют множество диагностик, которые включают в себе анализ письменных работ, обследование устной, а так же письменной речи.

Приведём пример одной из методик, исследование нарушения письменной речи у учащихся (Садовниковой И.Н., Ипполитовой А.Г., Репиной З.А., Ермаковой И.И)

После диагностики, составляется и проводится коррекционная работа по преодолению дисграфии, это подразумевает устранения нарушений звукопроизношений, а так же развития фонематических процессов, грамматики, связной речи, а так же лексики.

Теперь давайте рассмотрим причины дисграфии. Овладение техникой письма состоит в очень тесной взаимосвязи со степенью сформированности всех сторон устной речи таких как: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи.

Отсюда следует, что в основе развития данного нарушения могут лежать те же функциональные и органические причины, которые вызывают дислалию, алалию, дизартрию, афазию, задержку психоречевого развития.

Недоразвития или поражение головного мозга, в различных периодах, может приводить к последующим появлениям дисграфии.

Пренатальный, натальный, постнатальный периоды: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.

А так же социально-психологические факторы, например, двуязычие в семье, неправильная к тому же нечеткая речь в социуме, или же вовсе дефицит каких либо речевых контактов, так же может быть причиной невнимательность взрослых людей к речи ребёнка, или же наоборот очень раннее обучение грамоте при отсутствии у него психологической готовности.[8].

Дети с ЗПР, так же с различными нарушениями речи, и дети с конституциональной предрасположенностью составляют группу риска при возникновении у них дисграфии.

У взрослых же данное заболевание, чаще всего формируется после нейрохирургического вмешательства, опухоли головного мозга, или же черепно-мозговой травмы.

Теперь рассмотрим механизм дисграфии.

Письмо — это сложный многоуровневый процесс, в котором участвуют различные анализаторы такие как: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, двигательный. Которые осуществляют перевод артикулемя в фонему, далее фонему в графему, и графемы в кинему.

Достаточно высокий уровень развития речи является залогом успешного овладения письмом, в отличие от устной речи, письменная речь может развиваться только при условии целенаправленного обучения.[10].

Патогенез дисграфии связан с несвоевременное становление процесса летерализация функций головного мозга. Установления доминантного по управлению речевыми функциями большого полушария. В норме эти процессы должны быть завершены к началу школьного обучения ребёнка.

Если происходит задержка латерализации, если есть у ребёнка скрытое левшенства, то процесс письма нарушается, а именно процесс осуществления. При дисграфии нормой считается несформированность ВПФ (восприятия, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, фонематических процессов, а так же слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи.

Если смотреть с психолингвистической точке зрения , механизм дисграфии рассмотрен, как операционное нарушение письменного высказывания: так же замысла и внутреннего программирования, лексико-грамматического структурирования, деления предложения на слова, фонематического анализа, соотнесения фонемы с графемой, зрительный и кинестетический контроль, а именно моторная реализация письма .

Какие же симптомы бывают при дисграфии?

1. Типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера.
2. Смешение и замена графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л)
3. Фонематически сходные звуки на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж);
4. Искажение буквенно — слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов)
5. Нарушение слитного и раздельного написания лов
6. Аграмматизм на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении).
7. При данном заболении, дети пишут медленно
8. Почерк детей обычно трудно различим.
9. Так же может быть колебание высоты и наклона букв.
10. Соскальзывание со строки
11. Замена прописных букв строчными или же наоборот.

Так же нужно заметить что о дисграфии следует говорить только после того как ребёнок овладевает техникой письма, а овладевает он не раньше 8 -8,5 лет.

При выявлении органических причин дисграфии,исключая дефекты зрения и слуха, которые так же могут привести к нарушению письма, необходимы консультации различных специалистов невролога (детского невролога), офтальмолога (детского окулиста), отоларинголога (детского ЛОРа). Так же нужны обследования уровня сформированности речевой функции, такие обследования проводят логопеды.

Что касается предупреждении дисграфии, его следует начинать ещё до начального обучения, до того как ребёнок познаёт грамоту.

В профилактику дисграфии включают целенаправленное развитие ВПФ, которое способствует нормальному овладению процессами письма и чтения, а так же сенсорных функций, и пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графо моторных навыков.

Своевременная коррекция нарушений такого вида деятельности, как нарушение устной речи, имеет очень важное значение преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.

Вопрос успеваемости по русскому языку детей с дисграфией представлял всегда собой сложную проблему. При коррекционной работе осуществляется совместная работа, а именно проверка контрольных работ по русскому языку, логопедом и учителем выделение специфических дисграфических ошибок, которые не должны учитываться при выставлении оценки.

Какая же задача диагностики? Разграничение дисграфии с элементарным незнанием правил правописания, так же определение форм дисграфии.

Обследование при нарушении дисграфии проходит в несколько этапов.[9]

1. Изучение и анализ письменных работ.
2. Строение артикуляционного аппарата, ручная моторика, и т.д
3. Оценка состояния звукопроизношения, фонематический анализ и синтез; слуховой дифференциации звуков; слоговой структуры слова; особенностей словарного запаса и грамматического строя речи.
4. Обследование письменной речи; ребенку или взрослому с дисграфией даются задания на списывание печатного и рукописного текста, письмо под диктовку, составление описания по картинке, чтение слогов, слов, текстов и т. п.

На основании анализа типичных ошибок, отраженных в протоколе обследования речи, выносится логопедическое заключение.

В зависимости от различных нарушений выделяются 5 форм дисграфии:

  1. артикуляторно-акустическую дисграфию, связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия;
  2. акустическую дисграфию, связанную с нарушением фонемного распознавания;
  3. дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
  4. аграмматическую дисграфию, связанную с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи;
  5. оптическую дисграфию, связанную с несформированностью зрительно-пространственных представлений.

В случае артикуляторно-акустической дисграфии специфические ошибки на письме связаны с неправильным звукопроизношением (как произносит, так и пишет). Если ребёнок заменяет или пропускает буквы на письме, то он повторяет соответствующие звуковые ошибки в устной речи. Артикуляторно-акустическая дисграфия встречается при полиморфной дислалии, ринолалии, дизартрии (т. е. у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи).

Акустическая дисграфия — звукопроизношение не нарушено, но фонематическое восприятие недостаточно сформировано. Отличие ошибки при письме носят характер замен букв, соответствующих фонетически сходным звукам (свистящих — шипящими, звонких – глухими и наоборот, аффрикат — их компонентами).

Нарушение языкового анализа и синтеза, такую дисграфию характеризует нарушение деления слов на слоги, и предложения на слова.

При таком нарушении ученик повторяет , пропускает, и даже переставляет местами слоги, буквы, может дописывать лишние буквы в слове, или наоборот не дописывать окончание слов, пишет приставку отдельно, а слова с предлогами наоборот слитно. Такая дисграфия считается наиболее распространённой среди школьников.

Аграмматическая дисграфия, содержит в себе множество аграмматизс на письме, например неправильным изменением слов по падежам, родам и числам; нарушением согласования слов в предложении; нарушением предложных конструкций (неправильной последовательностью слов, пропусками членов предложения и т. п.). Данный вид дисграфии обычно сопутствуется общим недоразвитием речи, обусловленному алалией, дизартрией.

Оптическая дисграфия, замена или смешивание графически сходные буквы.

Если нарушается узнавание и воспроизведение изолированных букв, говорят о литеральной оптической дисграфии; если нарушается начертание букв в слове, — о вербальной оптической дисграфии. К типичным ошибкам, встречающимся при оптической дисграфии, относится не дописывание или добавление элементов букв (л вместо м; х вместо ж и наоборот), зеркальное написание букв.[5]

Так же очень часто при нарушении дисграфии выявляются и неречевые симптомы : неврологические нарушения, снижение работоспособности, отвлекаемость, гиперактивность, снижение объема памяти и др.

Обследовав и изучив, логопед приступает к коррекции, и выстраивает свою логопедическую работу с учетом механизмов и форм нарушения.

Для преодоления дискграфии применяют общие подходы. Суть метода общих подходов представляется в виде восполнения пробелов звукопроизношения и фонематических процесса; формирование грамматической стороны речи и пополнение словарного запаса, а также развитие грамотной, членораздельной, связной речи. Развитие памяти, пространственного и слухового, аналитико-синтетической деятельности, мышления, двигательной сферы имеет наибольший приоритет в структуре подходов логопедических занятий направленных на коррекцию дисграфии. Приобретенные навыки устной речи укрепляются при помощи письменных упражнений.

Лицам, страдающим дисграфией и аграфией, так же может быть назначен курс терапии с применением медикаментов с последующей реабилитацией. Реабилитация проходит с применением гидротерапии, массаж, физиотерапия, ЛФК.

Список литературы:

1. Боскис Р.М., Левина Р.Е.// Нарушение письма при некоторых расстройствах артикуляции у детей. /ИЗВЕСТИЯ АПН РСФСР 1948. — ВЫП. №15. -2014.
2. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. для логопеда. /- 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 2011.
3. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов // Под ред. О.Н. Усановой. /- М.: Просвещение, 1983.
4. Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма // Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. //- М.: ИЦ «Академия», 2002.
5. Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р. И. Лалаева, Л. В. Бенедиктова. — СПб.: СОЮЗ, 2001.
6. Логопедия / Под ред. Л. С.Волковой. — М.: Владос, 2007.
7. Мазанова, Е. В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками / Е. В. Мазанова. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. — 88 с.
8. Немцова, Н. Л. Зеркальные ошибки письма / Л. Н. Немцова. – М., 2006.
9. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Левиной Р.Е.
10. Поваляева М.А. Справочник логопеда //- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
11. Корнев, А. Н. Нарушения письма и чтения у детей / А. Н. Корнев. — СПб.: Дом МиМ, 1997.

Марина Рыжкова,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Ринолалия Метки: ,

Сейчас читают:

Многофункциональное логопедическое пособие «Волшебное дерево» Многофункциональное логопедическое пособие «Волшебное дерево»
Логопедический самомассаж — основные приемы и техника проведения Логопедический самомассаж — основные приемы и техника проведения
Использование информационно-коммуникационных технологий как средства оптимизации логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения Использование информационно-коммуникационных технологий как средства оптимизации логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых, как средство развития речи Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых, как средство развития речи

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.