Деятельность учителя-логопеда по реализации инновационных направлений в современной системе образования

Использование компьютерных технологий в работе с детьмиВашему представлена презентация для выступления на методическом объединении учителей-логопедов на тему «Деятельность учителя-логопеда по реализации инновационных направлений в современной системе образования. Компьютерные технологии».

В данном материале раскрывается вопрос о понятии «педагогическая технология», как наука, исследующая рациональные пути обучения, в частности, коррекционные образовательные технологии, применяемые в соей работе логопедом. Наиболее полно освещаются неоспоримые преимущества компьютерных технологий в работе с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии.

Презентация

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Предлагаются новые подходы, новые методы, иной педагогический менталитет.

(СЛАЙД №2).

Содержание образования обогащается:

  • новыми процессуальными умениями;
  • развитием способностей оперированием информацией;
  • творческим решением проблем науки с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно- ориентированное взаимодействие учителя с учениками.

Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские.

(СЛАЙД №3)

Таким образом, в этих условиях педагогу, руководителю (технологу учебного процесса) необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

(СЛАЙД №4)

Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

Можно сказать, что педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов и принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Перед вами, классификации образовательных технологий (СЛАЙД №5).

(СЛАЙД №6)

«Нельзя выучить педагогические технологии и стать педагогом», — сказал А.А.Леонтьев.

Поэтому, когда мы говорим о новых педагогических технологиях, нужно иметь в виду, что применять их необходимо творчески, базируясь на основных принципах и положениях, характеризующих данную технологию, но одновременно ориентируясь на культурную ситуацию, с которой приходится сталкиваться педагогу, а также особенности собственной личности и личностей своих учеников.

(СЛАЙД №7)

Ученики, с которыми работают логопеды, чаще относятся к категории слабоуспевающих ребят. Часть таких детей (особенно, дети с ОНР) характеризуется определенными особенностями интеллектуальной деятельности: сниженной познавательной активностью, отсутствием интереса и сосредоточенности при выполнении задания, неумением контролировать свои действия.

Дети не всегда могут чётко проанализировать инструкцию, спланировать свои действия в соответствии с заданием.

Поэтому, мы ведём речь о коррекционных технологиях, в частности, о собственно коррекционных технологиях. Их применение позволяет ребёнку догнать в развитии сверстников, если присутствует некоторое отставание в подготовке учащегося.

(СЛАЙД №8)

Нарушения письменной речи у детей являются распространённым речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез. К ним относятся дисграфия и дислексия.

(СЛАЙД №9)

Работа учителя-логопеда определяется общими стратегическими целями и задачами школы и находится в соответствии с государственными стандартами образования.

В процессе своей деятельности логопед решает следующие задачи:

  1. Коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся.
  2. Профилактика вторичных нарушений.
  3. Развитие познавательных процессов.
  4. Создание оптимальных условий для сохранения физического и психического здоровья детей, эмоционального благополучия.
  5. Развитие адаптивности функционирования учащихся в социуме.
  6. Организация просветительской работы с учителями и родителями.
  7. Участие в инновационной и экспериментальной деятельности.

(СЛАЙД №10)

Управление инновационной и экспериментальной деятельностью в современной школе невозможно без активного использования новых информационных технологий.

(СЛАЙД №11,12)

Компьютерные технологии помогают наглядному оформлению диагностических исследований в виде схем, диаграмм.

(СЛАЙД №13)

Компьютерные технологии (компьютерные развивающие игры, демонстрация тематических презентаций, коррекция дисграфических ошибок с помощью текстового редактора “Word” и т.п.) представляют для логопеда дополнительный набор возможностей для совершенствования процесса коррекционного обучения детей, страдающих нарушениями письменной речи.

Можно отметить ряд успешно решаемых учителем-логопедом с помощью компьютера задач:

(СЛАЙД №14)

1. У детей дисграфиков очень часто формируется напряжение, страх письма, а также нежелание совершенствовать навыки чтения.

Занятия на компьютере частично снимают эти проблемы, не превращая занятия в бесконечный процесс письма и переписывания.

(СЛАЙД №15)

2. Использование компьютерных средств в коррекционном процессе помогает более полно реализовать активную позицию деятельности ребёнка при взаимодействии со взрослым.

(СЛАЙД №16)

3. Работа на компьютере разнообразна и привлекательна, поэтому вызывает положительный эмоциональный настрой, что является залогом успеха.

4. Компьютерное оформление наглядного материала повышает познавательную деятельность, прежде всего мышления, памяти, внимания, увеличивает скорость зрительного восприятия младших школьников. (СЛАЙДЫ №17-18)

(СЛАЙД №19)

5. При работе с компьютером, интерактивной доской включаются анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный.

6. Двигательный анализатор включается на уровне движения пальцев по клавишам, доске, что способствует развитию мелкой моторики руки ребенка.

(СЛАЙД №20)

Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик диагностики и коррекции речи, а, следовательно, и использование разных компьютерных технологий.

(СЛАЙД №21)

Итак, создание системы приёмов компьютерно-опосредованного воздействия позволяет:

  • повысить мотивацию;
  • обеспечить психологический комфорт на занятиях;
  • способствует развитию всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики, познавательной деятельности учащихся;
  • формирует личность ребёнка в целом.

Положительный эмоциональный фон способствует повышению показателей уровня развития детей.

(СЛАЙД №22)

Использование компьютера, а также интернета позволяют педагогу:

  • находить разнообразную информацию;
  • сокращать время на изготовление пособий, дидактического материала; эстетичность его оформления, разнообразный дизайн;
  • вариативно использовать размещаемый материал;
  • изучать педагогическую деятельность коллег и обмениваться опытом, размещать информацию на сайтах;
  • приобретать методическую литературу;
  • оформлять диагностические исследования в виде схем, диаграмм.

Таким образом, работа с компьютерными технологиями имеет свои неоспоримые преимущества и должна быть использована учителями-логопедами общеобразовательных (коррекционных) школ для успешного преодоления трудностей и нарушений в формировании устной и письменной речи.

Савинова Наталья Викторовна Савинова Наталья Викторовна,
учитель-логопед,
МБОУ «Гимназия №11″,
г. Бийск
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом

Посмотрите ещё:

Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями
Конспект подгруппового занятия по логопедии в 1 классе на тему «Прощай, Букварь» с использованием ИКТ Конспект подгруппового занятия по логопедии в 1 классе на тему «Прощай, Букварь» с использованием ИКТ
Театральные игры и их роль в коррекции связной речи Театральные игры и их роль в коррекции связной речи
Характеристика речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом Характеристика речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.