Рациональная организация деятельности учителя-логопеда – залог эффективности коррекционного воздействия

Планирование логопедаКраткая аннотация: От умения учителя-логопеда максимально продуктивно организовать свою собственную деятельность во многом зависит эффективность и качество коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей. Для экономии времени необходимо совершенствовать формы и методы организации труда, путём рационального использования оптимальных средств. Рационально распределить своё рабочее время позволяет грамотное планирование работы. Одними из наиболее эффективных рациональных технических приёмов планирования считается использование табличных форм работы и создание картотечной системы.

С развитием общества, с повышением интенсивности жизненных процессов, растёт цена времени. Рациональное использование его – важный показатель профессионализма.

Для экономии времени необходимо совершенствовать формы и методы организации труда, путём рационального использования оптимальных средств.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт.

Возрастающие требования к современному логопеду-практику, большое количество направлений в его деятельности, увеличивающийся с каждым годом объём текущей и отчётной документации, а также сложность и значимость решаемых им задач, требуют от него высокой организованности личного труда.

Цель рациональной организации труда — повысить его результативность. Достижение этой цели возможно за счёт,

  1. во-первых, рационального использования времени,
  2. во-вторых, создания и рационального использования наиболее благоприятных условий труда: чёткое определение целей, продуманные формы ведения документации, внедрение в коррекционный процесс картотечной и табличной системы.

От умения учителя-логопеда максимально продуктивно организовать свою собственную деятельность во многом зависит эффективность и качество коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей.

Работа логопеда усложнена из-за огромного объёма информации и практических материалов. Распределение рабочего времени учителя-логопеда напрямую связано с формами организации и методами его диагностико-коррекционой, методической и консультативной работы, а также с содержанием специальных (коррекционных) дошкольных программ.

Рационально распределить своё рабочее время позволяет грамотное планирование работы. Вместе с тем, существуют некоторые общие подходы к планированию деятельности учителя-логопеда в течение учебного года и рабочей недели, которых он придерживается независимо от того, какая коррекционная программа лежит в основе его деятельности.

Планирование, основанное на реальном бюджете времени, является объективной основой организации деятельности логопеда.

А Компьютеризация в сфере образования даёт широкие возможности на современном уровне подойти к решению вопроса по устранению противоречия между объёмом работы учителя-логопеда и имеющимся временем для её выполнения.

Одним из наиболее эффективных рациональных технических приёмов планирования считается использование табличных форм работы.

Так же большим подспорьем для логопеда при планировании работы является использование картотечной системы, что помогает логопеду максимально упростить подготовку к занятиям и проведению их.

В различных картотеках систематизирован и обобщен практический материал. Все задания распределены по отдельным карточкам, ко многим подобран красочный иллюстрированный материал. Это «спасает» логопеда от многочисленных поисков, а это значит, что он сможет уделить ребенку чуть больше времени, потратя его именно на обучение.

Так для планирования индивидуальной работы с детьми можно использовать табличные бланки, в которые лишь вносится № картотеки, либо пособия, номер карточки, либо стр. и результат работы. (см. Таблицу 1)

Бланк для оформления планов индивидуальной работы с детьми

Таблица 1

Дата Компоненты занятия

№ картотеки, название пособия

№ карточки,стр. Результат
  • Моторика

- артикуляционная

        — общая
         — мелкая
  •  Дыхательная гимнастика
  • Самомассаж (массаж)
  • Фонематические процессы

- фонематический слух

- звуковой анализ
  •    Произношение

-постановка звуков

-автоматизация  и дифференциация звуков
  • Слоговая структура
  • Лексико-грамматические категории
  • Связная речь
  • Развитие неречевых психических процессов

(память, внимание, мышление)

А для оформления календарных планов фронтальных занятий удобна форма, предложенная опытным логопедом-практиком Т.А. Ткаченко. Данная форма делает календарное планирование «планированием открытого типа», то есть дает возможность практикам пополнять содержание каждого занятия собственными приемами, заданиями, дидактическими играми и упражнениями [4]. (см. Таблицу 2)

Бланк для оформления календарных планов фронтальных занятий

Таблица 2

Бланк для оформления календарных планов  фронтальных занятий

Эффективность работы логопеда напрямую зависит от слаженного, хорошо организованного взаимодействия с воспитателями логопедической группы, поэтому в задачи логопеда входит не только планирование собственной работы, но и планирование работы воспитателя по закреплению полученных детьми на логопедических занятиях знаний [1, с.3].

Задания в тетради взаимосвязи разрабатываются на год с учетом понедельного планирования логопеда и могут быть использованы и в последующие года. А индивидуальной работе воспитателя с детьми по заданиям логопеда отведена специальная таблица, которая заполняется совместно логопедом и воспитателем ежедневно, ежегодно.

Данная форма тетради взаимосвязи логопеда и воспитателя построена на основе «Тетрадей взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в старшей и подготовительных группах» О.С. Гомзяк (см. Таблицу 3, 4).

Примерная форма оформления тетради взаимосвязи логопеда и воспитателя

Таблица 3
Месяц ____________, неделя___

1. Развитие общей моторики

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

В огород пойдём,Урожай соберём. Идут по кругу, взявшись за руки.
Мы морковки натаскаем, Таскают
И картошки накопаем, копают
Срежем мы кочан капусты, Срезают
Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают круг руками – 3 раза
Щавеля нарвём немножко Рвут
И вернёмся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки.

2. Развитие мелкой моторики

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

У Лариски
Две редиски.
У Серёжки-сорванца
Два зелёных огурца.
А у Вовки
Две морковки
Да ещё у Петьки
Две хвостатых редьки.
Сжимают пальцы в кулак, по очереди разжимают их, начиная с большого, на одной или обеих руках.

3. Развитие артикуляционной моторики

Вид упражнений

Выполняемые движения

Упражнения для челюсти Спокойное открывание и закрывание рта. Удержать рот открытым под счёт до 5
Упражнения для губ «Улыбка» — «Трубочка»
Упражнения для языка «Лопаточка» (удержание языка под счёт до 10)«Иголочка»

4. Развитие фонетико-фонематических процессов (Звук А. Звук О)

Игра «Выдели звук». Первый звук в словах Аня, акула, арбуз, акробат и т.д.
Дать характеристику звуку А/О: гласный, обозначаем красным цветом. Что происходи с ртом  при произнесении звуков А/О?  Закрепить понятия звук и буква. Закрепить понятие гласный звук: воздух выходит свободно, не встречая преграды, получается песенка, поётся.
Игра «Поймай звук». Произносить ряд звуков, дети должны хлопнуть на звук А/О
Определить место звука А/О в словах Аня, мак, река, акула, рак, рыба, аист, арбуз, пчела, трава и т.д./ Оля, сок, ведро, дом, нож, роза, крот, осы, окна, мост, гнездо, облако, ложка, доктор, метро и т.д. Закрепить ответы: Звук А/О  находится в начале/ середине/ конце слова, нарисовать графические схемы
В названиях каких овощей слышится звук А/О  на материале лексической темы «Овощи»
Выложи столько красных кружков, сколько слышишь звуков А/О в слове на материале лексической темы «Овощи»

5. Развитие лексико-грамматических процессов

«Назови ласково» на материале лексической темы «Овощи»
«Один — много» на материале лексической темы «Овощи»
 «Назови, какой, какая?» на материале лексической темы «Овощи»
«Скажи наоборот» Кабачок большой, а огурец — маленький, картофель крупный, а редис — … (мелкий), перец внутри пустой, а морковь — … (полная), помидор мягкий, а огурец — … (твердый).
«Беседа об овощах» Что это? (Название овоща.) Где растет? (В огороде, на грядке.)Какие овощи растут в земле, на земле, на кустах?Какие овощи можно выкапывать, какие срывать, срезать, вы­дергивать?

Какой овощ на вкус? Какой формы? Какого цвета? Какой овощ на ощупь?

Что можно из него приготовить?

«Убираем урожай» Воспитатель показывает картинки овощей и просит детей отве­тить на вопрос: «Как убирают этот овощ?». Дети составляют предложения — например: капусту срезают и т.д.Морковь, свеклу, репу, редис — … (дергают).Огурцы, помидоры, горох — … (срывают).

Капусту — … (срезают).

Картофель — … (выкапывают).

«Какие слова обозначают овощи?» Лук, репа, подорожник, крапива (лук, река); чеснок, редис, роза, смородина (чеснок, редис); кабачки, огурцы, клубника, картофель (кабачки, огурцы, карто­фель); ромашка, перец, патиссон, малина (перец, патиссон).
Игра «Повар» Назови блюда, которые можно приготовить из разных ово­щей.Я положу в борщ ….  Я положу в щи… .Я положу в суп…

6. Развитие связной речи

Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему
Рассматривание овощей и картины «Натюрморт».
Чтение: р.н.с. «Вершки и корешки»; заучивание Ю.Тувим «Овощи»

7. Продуктивная деятельность

Аппликация «Корзинка с овощами».
Лепка овощей из пластилина.
Рисование «Натюрморт из овощей

Таблица 4

Октябрь. 1 неделя. Лексическая тема: «Овощи»

8. Индивидуальная работа воспитателя с детьми

Ф.И. ребёнка

примечания логопеда

примечания воспитателя

Понедельник

1.
2.
3.
4.
5.

Вторник

1.
2.
3.
4.
5.

Среда

1.
2.
3.
4.
5.

Четверг

1.
2.
3.
4.
5.

Пятница

1.
2.
3.
4.

 

 

5.

 

 

Таким образом, эффективные формы организации работы позволяют сэкономить время, отведённое на оформление документации и направить его на коррекционную работу с детьми.

Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод, что рационализация личного труда учителя-логопеда чрезвычайно важная проблема, успешное решение которой позволяет поднять на качественно более высокий уровень процесс коррекционного воздействия и в итоге эффективность его работы.

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Тетрадь взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в старшей логогруппе. М., 2009
  2. Зайверт Л. Ваше время в ваших руках. М.,1991
  3. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]. СПб, 2009
  4. Ткаченко Т.А. Календарный план логопедических занятий по коррекции общего недоразвития речи у детей. М., 2006

Борискина Виталия Сергеевна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 26»,
г. Алексин

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Планирование Метки: 

Сейчас читают:

Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности «Логоритмика» Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности «Логоритмика»
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре в средней группе для детей с ТНР Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре в средней группе для детей с ТНР
Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе детей с ОНР Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе детей с ОНР
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселый язычок» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселый язычок»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.