В статье приведены примеры дидактических упражнений и игр на развитие фонематического анализа, повышающие эффективность коррекционной работы. К статье прилагается презентация, в которой представлены пособия к упражнениям.
«Дидактические игры и упражнения по формированию фонематического анализа у младших школьников с речевыми нарушениями».
Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, работа проводится в следующей последовательности:
- Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.
- Вычленение звука в начале, в конце слова. Определение первого и последнего звука в слове, а также его места (начало, середина, конец слова).
- Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам в слове).
Чтобы работа по развитию фонематического анализа имела системный характер и продолжалась в течение всего учебного года (а не ограничивалась несколькими уроками на этапе обучения грамоте), а также не отнимала много времени на уроке, эффективно проводить такие упражнения в виде дидактических игр.
Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения.
Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к урокам русского языка, воспитывается любовь к родному языку.
В-третьих, игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты игры), обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал по русскому языку разноуровневого характера. В-четвертых, на примере дидактической игры учитель может реализовать задачи не только по
развитию собственно фонематического восприятия, но и решить конкретные задачи самого урока, соотносящиеся с ключевыми вопросами программы по русскому языку в начальной школе.
Комплекс игровых упражнений по формированию фонематического анализа у младших школьников с речевыми нарушениями состоит из трех основных разделов:
1. Выделение звука на фоне слова.
Здесь можно предложить следующие задания, игры и упражнения:
- Поднять руку, хлопнуть в ладоши, или топнуть ногой, или поднять карточку с буквой Р, если в слове имеется звук Р (или другой звук, в зависимости от цели урока). Слова называет логопед. Примерные слова: рама, нос, рыбак, шапка.
- Определить, есть в слове звук Р или нет. Если в слове есть звук р – подними руку, если звука р нет – топни ногой: мука, пар, ракета, зима, лимон, замок.
- Отобрать предметные картинки, в названии которых есть звук р.
- Определить, в каком из двух слов слышится звук Р. Жалко – жарко, хорошо – плохо, рак – лак, пир – пил, рама – лама.
- Назвать овощи, фрукты, или игрушки, в названии которых есть звук р.
Игра «Кто больше?»
Цель. Нахождение звука в названиях предметов по картине.
Оборудование. Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.
Описание игры:
Педагог показывает детям картину, например, «Огород». После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают дети на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук р (звук с). За каждое слово дается фишка. Выигрывает тот, у кого больше фишек. Поиграем с вами в эту игру.
Упражнение «Поднимись»
Цель: выделение звука на фоне слова, закрепление звуко – буквенных связей.
Содержание: перед ребенком лежит таблица (Слайд № 3).
Начиная с нижней ступеньки, ребенок поднимается вверх, шагая пальчиком от одной ступеньки к другой.
- на слух: « Есть в сказанном слове звук Ш – поднимись, нет – стой»
- на основе собственного произношения: «Назови слова со звуком Ш»
- на основе сухопроизносительных представлений: Посмотри на картинки, подумай, есть ли в их названии звук Ш. если есть – поднимись, нет — стой.»
Поднявшись вверх ребенок разглядывает, что за «шторками», определяет наличие или отсутствие звука в слове. На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 1, 2,3,4, 5, последний звук в слове, связывать с соответствующей буквой.
Упражнение «Колобок в лесу»
Цель: выделение звука на фоне слова.
Инструкция: «К полянке, на которой в названии предмета звук С, Колобок покатится по прямой дорожке, звук Сь – по извилистой». Дети, определив наличие звука в слове, выкладывают соответствующую дорожку.
(Слайд № 4)
Упражнение «Подбери пару»
Цель: выделение звука на фоне слова.
Содержание: перед ребенком лежит таблица, разделенная на две половинки (слайд №5). На одной – картинка. Ребенок определяет наличие изучаемого звука в слове. Кадет соответствующего цвета букву в специально отведенное место таблицы. На чистую половину таблицы кладет картинку, в названии которой – аналогичный звук.
На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 1, 2,3,4, 5, последний звук в слове, связывать с соответствующей буквой.
2. Вычленение из слова первого и последнего звука, определение его места (начало, середина, конец слова).
Упражнение «Ёлочка»(1 вариант)
Цель: определение первого (последнего) звука в слове, закрепление звукобуквенных связей.
Содержание: перед каждым ребенком таблица с изображение елки с желтыми и оранжевыми шарами. (Слайд №7)
Инструкция: «Определи первый (последний) звук в слове, обозначь его буквой и положи на желтый шарик» (по аналогии на оранжевый).
На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 2,3,4, 5, последний звук в слове.
Упражнение «Елочка зажгись» (2 вариант)
Цель: определение первого и последнего звука в слове.
Содержание: перед детьми таблица с изображением елки с фонариками. Дети должны их «зажечь», положив определенного цвета кружочки. Фонарики обозначены цифрами (первое слово – первый фонарик и т.д.)
Инструкция: «Послушай слово, назови первый звук в слове, положи соответствующий кружок».
На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 2,3,4, 5, последний звук в слове, заданный номером фонарика (зажигая первый фонарик – выделяем первый звук, зажигая второй – выделяем второй звук в слове и т.д.)
Упражнение: «Речевое лото»
Цель: определение первого и последнего звука в слове.
Содержание: у ребенка карточки с картинками. Ребенок должен закрыть картинку той буквой, которая будет первой при написании данного слова.
Упражнение «Подскажи Петрушке звук».
Цель: определение последнего звука в слове.
Содержание: Петрушка показывает картинки и называет их, не договаривая последний звук. Его должны подсказать дети.
Упражнение: «Ежик»
Цель: определение места звука в слове.
Инструкция: «Помоги ежику добраться до лесной полянки. Для этого назови слова, в которых изучаемый звук находится в начале, середине и конце слова». Дети называют слова, следя за появлением О соответствующего цвета в определенном месте схемы слова (таблица дается без О).
(Слайд №8)
Упражнение «Волшебный коврик».
Цель: вычленение первого (последнего) звука в слове, закрепление звукобуквенных связей.
Содержание: перед каждым ребёнком набор квадратов синего, зелёного, красного цветов (18 штук). Дети, услышав в слове первый звук, кладут соответствующего цвета квадрат, выкладывая узор коврика из девяти квадратов, обозначая звук буквой, которую они кладут на квадрат. Логопед предлагает составить слова из букв, расположенных на синих и красных квадратах, затем на зелёных и на красных.
Упражнение «Волшебный коврик».
В этом варианте квадрат не является графическим изображением звука в слове.
Цель: определение места звука в слове.
Содержание: перед каждым ребенком набор квадратов синего, зелёного, красного цветов на наборном полотне таблицы.
Инструкция: «Положить квадрат синего цвета, если изучаемый звук находится в начале слова, квадрат красного цвета – в конце слова, квадрат зелёного цвета – в середине слова». Дети кладут соответствующего цвета квадрат, выкладывая узор коврика.
На последующих этапах работы детям предлагается узор из квадратов синего, зеленого, красного цвета. Дети подбирают слова с заданным звуком, ориентируясь на цвет квадрата.
Упражнение «Змейка»
Цель: определение места звука в слове.
Содержание: выставляется таблица. Дети подбирают слова, где заданный звук был бы в начале, середине, в конце. В зависимости от звука кружки могут быть синего, зеленого и красного цвета.
(Слайд №9)
Упражнение «Светофоры».
Цель: определение первого (последнего) звука в слове.
Содержание: на наборном полотне выставляется три светофора. Дети должны «зажечь» определенный свет на светофоре, соответственно поставив картинку около светофора. Если в слове первый звук гласный, ребенок ставит картинку около того светофора, в котором должен загореться красный свет (по аналогии – синий и зеленый). Детям объясняют, что эти светофоры для слова, а не для людей, поэтому загорается синий, а не желтый свет.
На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 2,3,4, 5, последний звук в слове.
(Слайд № 10)
3. Определение последовательности, количества звука в слове. Установление места звука в слове по отношению к другим звукам.
Упражнение « Тайное слово»
Инструкция: «Определи первый звук слова, объедини их и ты узнаешь тайное слово, которое спряталось в этих клеточках».
Дети определяют тайное слово. Для закрепления звукобуквенных связей звуки обозначаются буквами.
По аналогии определяют 2, 3, 4, последний звук в слове, заданный цифрой звук по порядку, заданный цифрой звук в разбивку.
(Слайд № 12)
Упражнение «Лабиринт».
Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.
Инструкция: «Помоги Сереже попасть на новогодний праздник, правильно назвав слова, подходящие к данным схемам». Дети называют слова с опорой на картинки и без них.
(Слайд №13)
Упражнение «Магазин».
Цель: определение количества звуков в слове.
Содержание: на наборном полотне выставляются картинки, в названии которых определенное количество звуков (3, 4, 5, 6). У детей «деньги» — карточки, на которых изображены цифры 3,4.5,6. Дети покупают соответствующий предмет (на «деньги» с цифрой 3 можно купить предмет, в названии которого три звука).
По аналогии можно покупать на «деньги» — карточки с нарисованными красными кружками предметы, в названии которых один, два, три, четыре гласных звука. На «деньги» с одним кружком можно купить предмет, в названии которого один гласный звук.
Использование описанных игр и упражнений позволяет сформировать у детей навыки слухового самоконтроля, способность определять последовательность, количество и местоположение звуков по отношению к другим звукам слова, производить действие звукового анализа во внутренней речи.
Презентация:
Список литературы:
- Волкова, Л.С.Логопедия/ Л.С. Волкова, Р.И.Лалаева, Е.М.Мастюкова. – М: Владос, 2006.
- Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция/Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – Ростов-на-Дону; Спб., 2004.
- Лалаева, Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников/Р.И. Лалаева. – М. Владос, 1999.
- Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учрждений и школ различных типов/И.Н. Садовникова. – М., 2005.
Овчаренко Татьяна Викторовна,
учитель — логопед
МОУ «С(К)ОШИ №3»,
г. Магнитогорск