Особенности коррекционной работы с ребенком, имеющим нарушение зрения, в логопедической группе

нарушение зренияДанная статья адресована учителям-логопедам, как помощь при работе с детьми с нарушением зрения. Раскрываются особенности зрительного восприятия данной категории детей, основные акценты и приоритеты направления работы, для достижения лучших результатов в преодолении речевых нарушений.

Нарушения речи и сопутствующие заболевания

В настоящее время отмечается неуклонный рост детей с речевыми проблемами. Доля детей с речевыми дефектами (дислалия, дизартрические растройства, заикание, нарушение лексико-грамматического строя, нарушения фонематического восприятия и др.) все больше увеличивается. Но часто бывает так, что у детей не всегда существует одна проблема – нарушение речи, но и другие.

Например: минимальное нарушение слуха, нарушение форм поведения органического генеза (гиперактивность, синдром дефицита внимания), минимальное нарушение зрения, с косоглазием и амблиопией и др.

При прохождении территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), где проводится комплексное обследование малыша, родители получают рекомендации по оказанию психолого-медико-педагогической помощи и организации обучения и воспитания ребенка. В зависимости от сложности заболевания, предлагается посещать то или иное дошкольное учреждение.

Коррекционная работа с ребенком, имеющим нарушение зрения

Часто в специализированный логопедический детский сад приходят дети с сопутствующими заболеваниями, в том числе и с нарушением зрения. Все специалисты дошкольного учреждения всесторонне изучают воспитанника и разрабатывают меры педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей, речевых нарушений.

Однако, организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы является учитель-логопед. Он определяет индивидуальный маршрут каждому ребенку, проводит медико-педагогические консилиумы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план, осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию дефектных звуков, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения.

Когда в группу приходит ребенок с сопутствующим заболеванием, учитель-логопед учитывает в коррекционной работе особенности и возможности данного ребенка. Если в логопедической группе есть ребенок с нарушением зрения, то учителю-логопеду важно знать, что его зрительное восприятие резко отличается от восприятия нормально видящего ребенка по степени полноты, точности и скорости отображения.

Из–за нарушения зрения ребенок может видеть не основные, а второстепенные признаки объектов, в связи с чем образ объекта искажается и таким закрепляется в памяти. Часто взгляд ребенка скользит по поверхности предмета, останавливаясь лишь на том, что практически значимо для него, связано с его эмоциональными переживаниями.

Нередко ребенок не улавливает смыслоразличительных, цветовых и других признаков. В значительной степени страдает восприятие формы предметов и их пространственное расположение. Нарушение функций зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, координации. Затрудняет выполнение мыслительных операций анализа и синтеза, отражаемых и являющихся объектом познания различных сторон действительности.

Для формирования речи ребенку необходимо активное взаимодействие с окружающими людьми и насыщенность предметно-практического опыта за счет стимуляции разных анализаторов (слуховой, зрительный, кинестетический). Дети группы риска по зрению, которые могут посещать логопедический детский сад, как правило, имеют относительно небольшие дефекты: задержка в становлении бинокулярной фиксации, развитие косоглазия, а в дальнейшем и амблиопии, дефекты прослеживающих движений глаз, ограничение поля зрения, снижение остроты зрения.

Учителю-логопеду необходимо знать зрительный диагноз ребенка, регулярно беседовать с родителями об этапах лечения и рекомендациях офтальмолога.

Условия, благоприятные для развития зрительного восприятия

Особое внимание стоит обратить на создание в процессе коррекционно-педагогической деятельности условий, благоприятных для развития зрительного восприятия.

Большое значение имеет правильное и достаточное освещение помещения, где находится ребенок.

Необходимо дозировать зрительную нагрузку: не более 10-20 минут. Во время занятий, через 10 минут постоянной зрительной нагрузки рекомендуется проводить зрительные или двигательные гимнастики.

Ребенок должен близко, желательно по центру, находится к наглядному демонстративному материалу и с разрешения педагога иметь возможность подходить и рассматривать его.

Как наглядный, так и раздаточный материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту (зрительную нагрузку и размер раздаточного материала уточняйте у офтальмолога).

Для ребенка с нарушением зрения учителем-логопедом можно адаптировать наглядные пособия. Величина объектов должна быть определена в зависимости от возраста ребенка и его зрительных возможностей. Материал должен быть хорошо видимый и соответствовать естественным размерам (заяц не может быть больше медведя). Основные информативные признаки, имеющие наиболее важное значение следует выделять и подчеркивать. В изображениях важно выделять сигнальные признаки (контур, цвет, штриховка, размер, пропорциональные отношения). Не используются ламинированные, блестящие пособия, так как восприятию мешает отражение света, блики.

Для детей со сходящемся косоглазием используются подставки для пособий, чтобы взгляд был вверх, и рекомендуются игры со взглядом вверх, а при расходящемся косоглазии пособия и игры находится должны в горизонтальном положении на столе, чтобы взгляд был направлен вниз и вблизи.

Зная особенности и потребности дошкольника с нарушением речи и зрения, учитель-логопед, совместно с другими педагогами- специалистами, родителями и медицинским персоналом может создать модель коррекционно-развивающей деятельности с учетом ведущих линий развития ребенка и предупредить вторичные отклонения в развитии его познавательной, эмоциональной и личностной сфер.

Известно, что ранняя психолого-педагогическая коррекция улучшает прогноз формирования личности и ее социализации.

Скворцова Елена Юрьевна Скворцова Е.Ю.,
учитель-дефектолог
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.