Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза

Развитие сложных форм фонематического анализа и синтезаГородской семинар-практикум учителей-логопедов.

Тема: «Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза» (определение количества, последовательности и места звука в слове).

Логопедическая работа по формированию сложных форм фонематического анализа (определению последовательности, количества, места звука в слове по отношению к другим звукам) проводится в тесной связи с обучением чтению и письму.

Обучение письменной речи начинается со знакомства ребенка со звуковой материей языка: распознаванием звуков, выделением их из слова, со звуковой структурой слов как основных единиц языка.

В процессе чтения осуществляется воссоздание звуковой структуры слова по его графической модели, а в процессе письма — наоборот, воспроизведение буквенной модели слова по его звуковой структуре.

В связи с этим одной из важных предпосылок успешного формирования процессов чтения и письма является не только умение выделять и различать звуки в речи, но и производить более сложные операции с ними: определять звуковой состав слова, последовательность звуков в слове, место каждого звука по отношению к другим звукам.

Написанное слово моделирует звуковую структуру слова, трансформируя временную последовательность звуков речи в последовательность букв в пространстве. Поэтому воспроизведение буквенной модели невозможно без четкого представления о звуковой структуре слова.

При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования: составление предварительного представления о задании (ориентировочная основа будущего действия), освоение действия с предметами, далее выполнения действия в плане громкой речи, перенос действия во внутренний план, окончательное становление внутреннего действия (переход на уровень интеллектуальных умений и навыков).

В связи с этим, опираясь на исследования П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др., мы выделили следующие этапы формирования функции фонематического анализа.

Первый этап— формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия.

Работа проводится следующим образом. Ученику предъявляется картинка, слово-название которой необходимо проанализировать, и графическая схема слова, количество клеточек которой соответствует числу звуков в слове. Кроме того, даются фишки. Первоначально для анализа даются односложные слова типа мак, кот, дом, лук, сом.

По мере выделения звуков в слове ученик с помощью фишек заполняет схему, которая представляет модель звукового строения слова. Действия ученика являются практическим действием по моделированию последовательности звуков в слове. Овладение фонематическим анализом основывается на ранее сформированных навыках вычленения первого и последнего звука, определения места звука в слове (начало, середина, конец).

Так, последовательность и место звуков в слове лук определяется следующим образом. Предлагается картинка, на которой нарисован лук, под ней — схема, состоящая из трех клеточек, по количеству звуков в слове.

Логопед задает следующие вопросы: «Какой первый звук в слове лук? (Звук л.) Фишкой закрывается первая клеточка. Слово повторяется детьми и логопедом. «Какой звук слышится в слове после л?» (Звук у.) Предлагается еще раз произнести слово и послушать, какой звук слышится после у в слове лук. Ученики определяют, что после звука у слышится звук к, и закрывают фишкой последнюю клеточку. Затем по схеме повторяется последовательность звуков в слове лук (первый, второй, третий звуки).

Использование картинки на данном этапе облегчает задачу, так как она напоминает ученику, какое слово анализируется. Представленная графическая схема служит контролем правильности выполнения задания. Если в процессе анализа оказывается незаполненной одна из клеточек, то ученик понимает, что он выполнил действие неправильно.

Второй этап — формирование действия фонематического анализа в речевом плане.

Опора на материализацию действия исключается и проведение фонематического анализа осуществляется в речевом плане, сначала с использованием картинки, затем без предъявления ее. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков.

Третий этап— формирование действия фонематического анализа в умственном плане.

На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова.

Важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте является:

  • умение слышать каждый отдельный звук в слове,
  • чётко отделять его от рядом стоящего,
  • знать, из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова. (слайд 2)

С 4-х лет ребёнок способен выделить звук на фоне слова (слайд 3).

С 5-ти лет – выделить ударный гласный в начале слова.

С 6-ти лет:

  1. определить первый согласный звук в слове (дом, булка);
  2. определить последний звук в слове (сыр, дым, пух);
  3. определить согласный в середине (усы, ура, ива);
  4. определить последовательность звуков в слове (мак, ком);
  5. определить количество звуков в слове.

Полноценным фонематическим анализом ребёнок овладевает в процессе обучения грамоте. К концу дошкольного возраста ребёнок правильно слышит каждую фонему языка. Не смешивает её с другими фонемами, овладевает их произношением.

Фонематическая система включает (слайд 4):

  1. Фонематический слух.
  2. Фонематическое восприятие.
  3. Фонематический анализ.
  4. Фонематический синтез.
  5. Фонематическое представление.

Фонематический слух — тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

(слайд 5)

Фонематический слух включает :

  • способность слышать — есть данный звук в слове или нет;
  • способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
  • способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

(слайд 6).

Фонематическое восприятие включает:

  • умение определять линейную последовательность звуков в слове;
  • умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
  • осознание или подсчет количества звуков в слове.

(слайд 7)

Фонематический анализ – это сложный процесс умственного действия, формирующий умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, то есть четко представлять себе звуковую структуру.

Фонетический синтез — умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно «составленного» из звуков.

Под звуковым анализом понимается:

1) определение порядка слогов и звуков в слове;

2) выделение отдельных звуков;

3) выделение основных качественных характеристик звука (согл. – гл., тверд. – мягк.»

(слайд 8)

Фонематическое восприятие Звуковой анализ
 - Не требует специального обучения - Требует специального обучения
- Первая ступень к овладению грамотой  - Вторая ступень к овладению грамотой
- Формируется в период от 1 года до 4 лет  - Формируется в более позднем возрасте
- Способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно  - Способность различать тоже самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме

(слайд 9)

Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени:

  • словарным запасом
  • грамматическим строем
  • тормозит развитие связной речи
  • затруднения при дифференциации акустически близких звуков (например: В-ВЬ, Б-П, З-Ж и т.д.);
  • неумение определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • невозможность подобрать слово с определённым количеством слогов или с определённым звуком.

Этапы развития фонематического восприятия (слайд 10)

  1. развитие неречевого слуха.
  2. развитие речевого слуха.
  3. развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.

1. Развитие неречевого слуха. (слайд 11)

упражнения включают задания на распознание:

  • звучащих инструментов;
  • звучащих предметов;
  • действий предметов.

2. Развитие речевого слуха.

  • различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;
  • различение слов, близких по звуковому составу;
  • дифференциация слогов;
  • дифференциация фонем.

Фонематический анализ – (слайд 12)

  • умственные действия по анализу
  • звуковой структуры слова –
  • разложение его на последовательный
  • ряд звуков, подсчет их количества,
  • классификация.

Фонематический синтез –

  • умственные действия по синтезу
  • звуковой структуры слова –
  • слияние отдельных звуков в слоги,
  • а слоги в слова.

3. Формирование фонематического анализа и синтеза предусматривает (слайд 13) определенную последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза:

а) ряд гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи и т. д.);

б) слоги без стечения согласных (закрытые: ор, ыс, ах и т. д.; открытые: ро, сы, ха и т. д.);

в) слоги со стечением согласных (урс, кру, ела, пса и т. д.);

(слайд 14)

г) слова без стечения согласных:

1. односложные (дом, сок, уж, лес и т. д.)

2. двусложные (рука, мама, каша, лужа и т. д.);

3. двусложные слова со стечением согласных, в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка и т. д.);

4. односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран, флаг и т. д.);

5. односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, шарф, кость и т. д.);

6. двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, книга, крыло, цветы и т. д.);

7. двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка, стекло, грабли и т. д.);

8. трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка и т. д.).

( слайд 15)

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно:

  • с использованием различных вспомогательных средств — графических схем слова, звуковых линеек, фишек),
  • на речевое проговаривание (при назывании слов) на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание.

Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза (слайд 16)

  • определение количества слогов в словах разной сложности;
  • выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука;
  • выделение из слога гласного, затем согласного звука;
  • выделение первого и последнего звука в слове;
  • выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения;
  • определение места, количества, последовательности звуков в слове;
  •  творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками)

( слайд 17 )

Для обучения детей звуковому анализу можно рекомендовать следующие приёмы:

1) выделение первого звука анализируемого слова и придумывание детьми слов на выделенный звук;

2) выделение последнего звука анализируемого слова и придумывание детьми слов с этим звуком:

  • чтобы этот звук был первым в придуманном слове,
  • чтобы этот звук находился в середине слова,
  • чтобы этот звук был последним в слове;

3) подбор слов, начинающихся на определенный звук;

4) подбор слов, заканчивающихся на определенный звук;

(слайд 18)

5) определение второго звука в слове,придумывание с ним слов:

  • если в слове второй звук гласный,
  • если в слове второй звук согласный;

6) определение третьего звука (гласный и согласный) в слове, придумывание слов, в которых этот звук стоит в начале, в середине, в конце (Маша – шапка, мишка, карандаш; волк – лес, пила, стол);

7) придумывание слов на первый, второй, третий звуки анализируемых слов;

8) придумывание слов из определённого количества звуков:

  • оканчивающихся на гласный звук (луна,окно,игры),
  • оканчивающихся на согласный звук (аквариум, эскалатор, дом);

(слайд 19)

9) придумывание слов из двух-трёх звуков с называнием их в той последовательности, в какой они следуют в слове;

10) определение количества гласных и согласных звуков в словах, состоящих из трёх, четырёх, пяти звуков; придумывание слов на указанный звук:

  • которые бы начинались со второго гласного звука (лапа – астра, аквариум; аист – индюк, иголка),
  • которые бы начинались со второго согласного звука (гуси – солнце, стол; утка – кукла, кот),
  • которые бы начинались с третьего согласного звука (книга – гуси, гитара);

11) придумывание слов из трёх звуков, в котором второй и третий известны (ом – дом, кот, сом, лом);

12) нахождение одинаковых и разных звуков в словах мак и рак и т.д.

(слайд 20) Вывод:

В результате занятий по звуковому анализу слов совершенствуется не только фонематическое восприятие ребёнка, но и значительно пополняется словарный запас.

Презентация
«Развитие сложных форм
фонематического анализа и синтеза»

Подготовила: учитель-логопед
Китаева Е.М.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.