Городской семинар-практикум учителей-логопедов.
Тема: «Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза» (определение количества, последовательности и места звука в слове).
Логопедическая работа по формированию сложных форм фонематического анализа (определению последовательности, количества, места звука в слове по отношению к другим звукам) проводится в тесной связи с обучением чтению и письму.
Обучение письменной речи начинается со знакомства ребенка со звуковой материей языка: распознаванием звуков, выделением их из слова, со звуковой структурой слов как основных единиц языка.
В процессе чтения осуществляется воссоздание звуковой структуры слова по его графической модели, а в процессе письма — наоборот, воспроизведение буквенной модели слова по его звуковой структуре.
В связи с этим одной из важных предпосылок успешного формирования процессов чтения и письма является не только умение выделять и различать звуки в речи, но и производить более сложные операции с ними: определять звуковой состав слова, последовательность звуков в слове, место каждого звука по отношению к другим звукам.
Написанное слово моделирует звуковую структуру слова, трансформируя временную последовательность звуков речи в последовательность букв в пространстве. Поэтому воспроизведение буквенной модели невозможно без четкого представления о звуковой структуре слова.
При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования: составление предварительного представления о задании (ориентировочная основа будущего действия), освоение действия с предметами, далее выполнения действия в плане громкой речи, перенос действия во внутренний план, окончательное становление внутреннего действия (переход на уровень интеллектуальных умений и навыков).
В связи с этим, опираясь на исследования П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др., мы выделили следующие этапы формирования функции фонематического анализа.
Первый этап— формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия.
Работа проводится следующим образом. Ученику предъявляется картинка, слово-название которой необходимо проанализировать, и графическая схема слова, количество клеточек которой соответствует числу звуков в слове. Кроме того, даются фишки. Первоначально для анализа даются односложные слова типа мак, кот, дом, лук, сом.
По мере выделения звуков в слове ученик с помощью фишек заполняет схему, которая представляет модель звукового строения слова. Действия ученика являются практическим действием по моделированию последовательности звуков в слове. Овладение фонематическим анализом основывается на ранее сформированных навыках вычленения первого и последнего звука, определения места звука в слове (начало, середина, конец).
Так, последовательность и место звуков в слове лук определяется следующим образом. Предлагается картинка, на которой нарисован лук, под ней — схема, состоящая из трех клеточек, по количеству звуков в слове.
Логопед задает следующие вопросы: «Какой первый звук в слове лук? (Звук л.) Фишкой закрывается первая клеточка. Слово повторяется детьми и логопедом. «Какой звук слышится в слове после л?» (Звук у.) Предлагается еще раз произнести слово и послушать, какой звук слышится после у в слове лук. Ученики определяют, что после звука у слышится звук к, и закрывают фишкой последнюю клеточку. Затем по схеме повторяется последовательность звуков в слове лук (первый, второй, третий звуки).
Использование картинки на данном этапе облегчает задачу, так как она напоминает ученику, какое слово анализируется. Представленная графическая схема служит контролем правильности выполнения задания. Если в процессе анализа оказывается незаполненной одна из клеточек, то ученик понимает, что он выполнил действие неправильно.
Второй этап — формирование действия фонематического анализа в речевом плане.
Опора на материализацию действия исключается и проведение фонематического анализа осуществляется в речевом плане, сначала с использованием картинки, затем без предъявления ее. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков.
Третий этап— формирование действия фонематического анализа в умственном плане.
На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова.
Важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте является:
- умение слышать каждый отдельный звук в слове,
- чётко отделять его от рядом стоящего,
- знать, из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова. (слайд 2)
С 4-х лет ребёнок способен выделить звук на фоне слова (слайд 3).
С 5-ти лет – выделить ударный гласный в начале слова.
С 6-ти лет:
- определить первый согласный звук в слове (дом, булка);
- определить последний звук в слове (сыр, дым, пух);
- определить согласный в середине (усы, ура, ива);
- определить последовательность звуков в слове (мак, ком);
- определить количество звуков в слове.
Полноценным фонематическим анализом ребёнок овладевает в процессе обучения грамоте. К концу дошкольного возраста ребёнок правильно слышит каждую фонему языка. Не смешивает её с другими фонемами, овладевает их произношением.
Фонематическая система включает (слайд 4):
- Фонематический слух.
- Фонематическое восприятие.
- Фонематический анализ.
- Фонематический синтез.
- Фонематическое представление.
Фонематический слух — тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
(слайд 5)
Фонематический слух включает :
- способность слышать — есть данный звук в слове или нет;
- способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
- способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
(слайд 6).
Фонематическое восприятие включает:
- умение определять линейную последовательность звуков в слове;
- умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
- осознание или подсчет количества звуков в слове.
(слайд 7)
Фонематический анализ – это сложный процесс умственного действия, формирующий умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, то есть четко представлять себе звуковую структуру.
Фонетический синтез — умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно «составленного» из звуков.
Под звуковым анализом понимается:
1) определение порядка слогов и звуков в слове;
2) выделение отдельных звуков;
3) выделение основных качественных характеристик звука (согл. – гл., тверд. – мягк.»
(слайд 8)
Фонематическое восприятие | Звуковой анализ |
- Не требует специального обучения | - Требует специального обучения |
- Первая ступень к овладению грамотой | - Вторая ступень к овладению грамотой |
- Формируется в период от 1 года до 4 лет | - Формируется в более позднем возрасте |
- Способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно | - Способность различать тоже самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме |
(слайд 9)
Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени:
- словарным запасом
- грамматическим строем
- тормозит развитие связной речи
- затруднения при дифференциации акустически близких звуков (например: В-ВЬ, Б-П, З-Ж и т.д.);
- неумение определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- невозможность подобрать слово с определённым количеством слогов или с определённым звуком.
Этапы развития фонематического восприятия (слайд 10)
- развитие неречевого слуха.
- развитие речевого слуха.
- развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.
1. Развитие неречевого слуха. (слайд 11)
упражнения включают задания на распознание:
- звучащих инструментов;
- звучащих предметов;
- действий предметов.
2. Развитие речевого слуха.
- различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;
- различение слов, близких по звуковому составу;
- дифференциация слогов;
- дифференциация фонем.
Фонематический анализ – (слайд 12)
- умственные действия по анализу
- звуковой структуры слова –
- разложение его на последовательный
- ряд звуков, подсчет их количества,
- классификация.
Фонематический синтез –
- умственные действия по синтезу
- звуковой структуры слова –
- слияние отдельных звуков в слоги,
- а слоги в слова.
3. Формирование фонематического анализа и синтеза предусматривает (слайд 13) определенную последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза:
а) ряд гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи и т. д.);
б) слоги без стечения согласных (закрытые: ор, ыс, ах и т. д.; открытые: ро, сы, ха и т. д.);
в) слоги со стечением согласных (урс, кру, ела, пса и т. д.);
(слайд 14)
г) слова без стечения согласных:
1. односложные (дом, сок, уж, лес и т. д.)
2. двусложные (рука, мама, каша, лужа и т. д.);
3. двусложные слова со стечением согласных, в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка и т. д.);
4. односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран, флаг и т. д.);
5. односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, шарф, кость и т. д.);
6. двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, книга, крыло, цветы и т. д.);
7. двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка, стекло, грабли и т. д.);
8. трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка и т. д.).
( слайд 15)
Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно:
- с использованием различных вспомогательных средств — графических схем слова, звуковых линеек, фишек),
- на речевое проговаривание (при назывании слов) на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание.
Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза (слайд 16)
- определение количества слогов в словах разной сложности;
- выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука;
- выделение из слога гласного, затем согласного звука;
- выделение первого и последнего звука в слове;
- выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения;
- определение места, количества, последовательности звуков в слове;
- творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками)
( слайд 17 )
Для обучения детей звуковому анализу можно рекомендовать следующие приёмы:
1) выделение первого звука анализируемого слова и придумывание детьми слов на выделенный звук;
2) выделение последнего звука анализируемого слова и придумывание детьми слов с этим звуком:
- чтобы этот звук был первым в придуманном слове,
- чтобы этот звук находился в середине слова,
- чтобы этот звук был последним в слове;
3) подбор слов, начинающихся на определенный звук;
4) подбор слов, заканчивающихся на определенный звук;
(слайд 18)
5) определение второго звука в слове,придумывание с ним слов:
- если в слове второй звук гласный,
- если в слове второй звук согласный;
6) определение третьего звука (гласный и согласный) в слове, придумывание слов, в которых этот звук стоит в начале, в середине, в конце (Маша – шапка, мишка, карандаш; волк – лес, пила, стол);
7) придумывание слов на первый, второй, третий звуки анализируемых слов;
8) придумывание слов из определённого количества звуков:
- оканчивающихся на гласный звук (луна,окно,игры),
- оканчивающихся на согласный звук (аквариум, эскалатор, дом);
(слайд 19)
9) придумывание слов из двух-трёх звуков с называнием их в той последовательности, в какой они следуют в слове;
10) определение количества гласных и согласных звуков в словах, состоящих из трёх, четырёх, пяти звуков; придумывание слов на указанный звук:
- которые бы начинались со второго гласного звука (лапа – астра, аквариум; аист – индюк, иголка),
- которые бы начинались со второго согласного звука (гуси – солнце, стол; утка – кукла, кот),
- которые бы начинались с третьего согласного звука (книга – гуси, гитара);
11) придумывание слов из трёх звуков, в котором второй и третий известны (ом – дом, кот, сом, лом);
12) нахождение одинаковых и разных звуков в словах мак и рак и т.д.
(слайд 20) Вывод:
В результате занятий по звуковому анализу слов совершенствуется не только фонематическое восприятие ребёнка, но и значительно пополняется словарный запас.
Презентация
«Развитие сложных форм
фонематического анализа и синтеза»
Подготовила: учитель-логопед
Китаева Е.М.