Применение естественных сил природы для устранения речевых, двигательных, психических проблем у детей с общим недоразвитием речи

Конспект логопедического занятия по экологииПредлагаемая вашему вниманию статья посвящена проблеме эффективного и рационального применения естественных сил природы в устранении многогранных проявлений общего недоразвития речи (ОНР). В ней отражены вопросы использования естественных сил природы в качестве относительно самостоятельных средств коррекции и как дополнительных факторов, создающих благоприятные условия для преодоления отклонений в речевом, двигательном и психическом развитии в структуре общего недоразвития речи. Продемонстрирована возможность применения в этом отношении массажа, ходьбы по камешкам, разного рельефа, босохождения, пальчиковых бассейнов с наполнителями из природных материалов, метода искусственной локальной контрастотермии (гипо- и гипертермии), контрастотерапии, криотерапии.

«Человек должен черпать силы у природы – так считали ещё древнегреческие мыслители Сократ и Аристотель. О целебной силе воздуха, воды и солнца знали древние египтяне, римляне и греки…» [4].

Всех нас с колыбели окружают естественные силы природы, оказывающие благотворное воздействие на человеческий организм. Современные дети, среди них всё больше тех, которым ставится диагноз общее недоразвитие речи (ОНР), находятся под непосредственным влиянием природных факторов окружающей среды. И наш долг сделать так, чтобы это действие естественных сил природы оказывало не только общеукрепляющий, закаливающий и оздоровительный эффект, но и содействовало развитию речи, коррекции возникающих отклонений.

Возможно ли улучшить речь при помощи природных факторов?

Может ли использование естественных сил природы с успехом применяться в преодолении целого комплекса проблем, возникающих при ОНР?

Отсутствие однозначных ответов на поставленные вопросы обуславливает выбор темы исследования. Нерешённость данной проблемы определяет значимость представленного исследования.

Цель данной работы состоит в рассмотрении возможности устранения многогранных проявлений дефекта при ОНР с помощью естественных сил природы.

Исследование основывается на утверждении, что использование естественных сил природы с целью коррекции речи при ОНР у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста имеет право на существование и заслуживает пристального внимания, так как в большинстве случаев к подобным средствам относятся снисходительно, а всё чаще и вовсе пренебрегают ими. Как самостоятельный метод совершенствования речи природные факторы окружающей среды специалистами не рассматриваются.

При проведении работы нами применялись теоретические методы исследования в виде анализа и обобщения специальной литературы по данной проблеме.

Рассмотрим естественные силы природы как дополнительные факторы, создающие благоприятные условия для коррекции речи.

Поскольку речевое развитие ребёнка тесно связано с его физическим здоровьем «…надо тренировать, совершенствовать, развивать врождённые защитные силы, добиваться их наилучшего действия», а достичь этого можно благодаря закаливанию естественными силами природы. Чтобы предупредить простудные заболевания детей с ОНР, надо постоянными и систематическими тренировками настолько укрепить их терморегулирующий аппарат, чтобы он позволял переносить любые температурные колебания внешней среды. В этом и заключается сущность закаливания [2].

Для закаливания применяют такие естественные силы природы как воздух, вода, солнце.

Воздушные потоки – испытанное средство укрепления и закаливания организма. Они не только закаляют, но и делают ребёнка более спокойным, уравновешенным, улучшают работу дыхательной системы, что весьма существенно в устранении ОНР.

Важно следить, чтобы комната, в которой находятся дошкольники, постоянно проветривалась, особенно при подвижных играх и занятиях гимнастикой.

Также благотворно влияет дневной сон и длительное пребывание на свежем воздухе, вдыхание различных солей, идущих с моря, древесной и цветочной пыльцы, летучих фитонцидов [2, 4, 5].

Закаливая воздухом младших школьников, используют метод пульсирующей температуры в помещении, где пребывают обучающиеся, который состоит в снижении температуры в помещении на 3 – 5оС и выводе детей из него на время проветривания. Дополнительно желательно применять сквозняки.

Закаливающее носовое дыхание – проверенный приём, предохраняющий от простудных заболеваний, которым бывают часто подвержены дети, имеющие ОНР, особенно ринолалики [2].

Полезно сочетать приём воздушных ванн с играми, купанием.

Водные процедуры относят к сильным закаливающим средствам, оказывающим на детей химическое и механическое воздействие за счёт растворённых в воде газов и минеральных солей [2].

Оздоравливающе действует купание, плавание в открытых водоёмах, оно укрепляет сердечно-сосудистую, дыхательную и мышечную системы, формирует очень важные для детей с ОНР двигательные навыки. Особенно ценятся морские купания, где сочетается механическое, термическое воздействие и влияние химического состава морской воды [2, 5].

Полоскание горла холодными настоями трав, пресной и морской водой применяется для закалки носоглотки, что так необходимо детям, имеющим ОНР при ринолалии [2].

Когда достигнут высокий уровень закаливания, используют контрастные процедуры, которые превосходно снимают усталость, что особенно важно для детей с ОНР, которым свойственна повышенная утомляемость [2, 4, 5].

Благотворно влияет на все функции организма русская баня. Она повышает иммунитет и мышечный тонус, содействует скорому восстановлению сил, улучшает деятельность всех органов и систем, отчего быстро восстанавливает силы, увеличивает физическую и умственную работоспособность, что не маловажно при ОНР [2, 4, 5].

Солнечные ванны очень полезны для детей, имеющих ОНР, так как под действием солнечных лучей гибнут разные болезнетворные микробы, повышается тонус ЦНС, улучшается метаболизм, состав крови, образуется витамин D, активизируется работа желез внутренней секреции, что положительно сказывается на общем самочувствии и настроении, а, следовательно, и психическом развитии детей данной нозологической группы [2, 5].

Но, несмотря на изложенное выше, естественные силы природы как дополнительные факторы, создающие благоприятные условия для коррекции речи не принимаются во внимание.

Перейдём к обсуждению естественных сил природы как относительно самостоятельных средств коррекции речевых недостатков в виде контрастотермии, ходьбы босиком с использованием разного рельефа, массажа.

Одним из древнейших способов лечения и профилактики является хождение босиком. В силу того, что каждый орган тела человека имеет своё «представительство» на стопе, огромное значение приобретает механическое раздражение многочисленных нервных окончаний, расположенных на поверхности стопы. Более того, учёные высказали предположение, что раздражение нервных окончаний на стопе стимулирует речевые зоны мозга. Поскольку современные дети практически не ходят босиком, следует позаботиться о создании такой возможности. Рекомендуется ходить босиком по скошенной траве, росе, прохладной воде вдоль берега, по мелкому гравию.

Существуют разнообразные способы тренировки к босохождению, однако хорошо показал себя метод профессора И.М. Саркизова-Серазини для легко простужающихся детей (к ним относятся и лица с ОНР), который заключается в первоначальном хождении в чулках, потом уже босыми ногами по комнате; затем рекомендуется перейти на земляной грунт, с наступлением заморозков и зимних дней на иней, а далее на снег [2, 5].

К относительно самостоятельным средствам коррекции нарушений речи относят так называемые пальчиковые бассейны с наполнителями из крупных и мелких природных материалов для развития мелких движений пальцев, которые логопеды и психологи только начинают применять для выполнения разнообразных заданий [1, 3].

Метод искусственной локальной контрастотермии является относительно самостоятельным средством в устранении двигательных и речевых недостатков и заключается в воздействии низкотемпературных и высокотемпературных агентов. Некоторые педагоги используют его при артикуляционной апраксии, а также для снижения спастичности мышц артикуляционного аппарата, уменьшения гиперкинезов в мимической и язычной мускулатуре [1].

Локальную гипо- и гипертермию мышц артикулярного аппарата проводят путём прикладывания ледяной крошки очень холодной или горячей воды, нагретой соли в тканевом мешочке, также применяют теплоэлектромассажёр. Для активизации центральных отделов речедвигательного анализатора и для речевой афферентации контрастотермальное воздействие можно использовать не только на артикуляционной мускулатуре, но и на мышцах верхних конечностей (особенно кисти правой руки) [1, 3].

К тому же иногда применяют контрастотерапию — контрастные ванны для кистей рук [3].

Криотерапия — современная нетрадиционная методика специальной педагогики, при которой используется дозированное действие холода на нервные окончания пальцев, применяя игры со льдом [3]. Но всё же она применяется лишь в ограниченном кругу специалистов.

Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что использование естественных сил природы для детей с общим недоразвитием речи, как дошкольного, так и младшего школьного возраста, в целях коррекции речевых, двигательных и психических проблем имеет смысл, а также возможность практического применения и может стать немаловажной составляющей работы с данной категорией отклоняющегося развития.

Следовательно, мы можем прийти к заключению, что применение естественных сил природы в качестве относительно самостоятельных средств преодоления речевых недостатков в виде массажа, ходьбы по камешкам, использования разного рельефа, босохождения, пальчиковых бассейнов с наполнителями из природных материалов, метода искусственной локальной контрастотермии (гипо- и гипертермии), контрастотерапии, криотерапии, должно использоваться наравне с другими методами устранения ОНР.

Значителен потенциал использования естественных сил природы как дополнительных факторов, создающих благоприятные условия коррекции особенностей речевого, двигательного и психического развития при общем недоразвитии речи.

В связи с вышеизложенным очевидно, что назрела необходимость в изменении отношения к использованию природных факторов в устранении речевых нарушений, в частности ОНР, и повсеместном их применении.

Литература:

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии / В.М. Акименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 109 с.
  2. Лаптев А.П. Как закалять детей. – М.: Советский спорт, 1988. – 48 с.
  3. Пятница Т.В. Справочник дошкольного логопеда / Т.В. Пятница, Т.В. Солоухина-Башинская. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 479 с.
  4. Физкультура для всей семьи / Сост. Козлова Т.В., Рябухина Т.А. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 463 с.
  5. Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.С. Туманян. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 336 с.
Дудкина София Георгиевна Дудкина С.Г.,
учитель-логопед
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: ОНР Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.