Подготовка квалифицированных кадров в области адаптивной физической культуры для работы с дошкольниками и младшими школьниками с общим недоразвитием речи

Взаимосвязь движения и речиДанная статья затрагивает вопрос о том, в каком направлении необходимо менять структуру знаний специалистов по адаптивной физической культуре (АФК) в сфере речевых нарушений, в частности ОНР. Также говорится о важности работы специалистов по АФК с детьми, имеющими речевые нарушения.

Актуальность

В последнее время существенно возросло число детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Тяжёлые нарушения речи – распространённая патология у современных детей. Они сейчас начинают говорить позже, чем их ровесники 10 – 15 лет назад.

Численность детей с речевыми проблемами неизменно растёт, а нарушения выражены более грубо как в отношении звукопроизношения, так и в плане развития лексико-грамматического строя, связной речи, что квалифицируется как общее недоразвитие речи (ОНР).

Количество детей с ОНР к XXI веку достигло 60%. Эти данные не могут не настораживать, поскольку научно-техническая революция продолжает набирать обороты и как следствие требования к уровню образования непрерывно возрастают.

Однако, дети с ОНР в силу специфики их дефекта не в состоянии усваивать материал в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями и оказываются в ряду неуспевающих, трудновоспитуемых.

Среди воспитанников логопедических групп относительно мало детей только с речевыми дефектами. Детям с недоразвитием речи присущи быстрая утомляемость, нарушения памяти, внимания, некоторая задержка психического развития. Помимо этого имеются недостатки опорно-двигательного аппарата, особенно мелкой моторики.

Между уровнем развития речи и двигательной сферой существует тесная взаимосвязь.

Учёные обнаружили прямую зависимость между степенью двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.

Своевременное устранение имеющихся и профилактика возможных отклонений в двигательной сфере играет огромную роль, так как формируется замкнутый круг системной взаимосвязи. А это относится к компетенции специалистов по адаптивной физической культуре. Поэтому все эти дети нуждаются в своевременной помощи не только психологов, логопедов, но и специалистов по адаптивной физической культуре. Но, далеко не все из них готовы оказать таким детям квалифицированную поддержку. Данное обстоятельство вызвано отсутствием у педагогов соответствующих знаний.

Ведущие теоретики адаптивной физической культуры (АФК) С.П. Евсеев и Л.В. Шапкова в своих работах практически не уделяют внимания речевым нарушениям. В связи с этим, перед современным обществом встала необходимость в подготовке квалифицированных кадров по работе с детьми, имеющими ОНР. Таким образом, нам представляется значимой недостаточная разработанность данной проблемы, что и предопределило выбор темы настоящего исследования.

В работе использовался анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.

Перечисленное выше обуславливает потребность во введении в ЦИКЛ ДС образовательной программы по специальности 032102.65 физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) дисциплины «Концепция физкультурного образования детей с нарушенной речью».

В рамках данной дисциплины особое внимание стоит уделить именно ОНР. Специалистов по адаптивной физической культуре и студентов специальности 032102.65 физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) следует знакомить со структурой дефекта при ОНР, особенностями детей с данным нарушением и техникой проведения коррекционных мероприятий.

Данная дисциплина должна включать следующие разделы:

  • понятие о речевых нарушениях, структура дефекта при ОНР;
  • особенности дошкольников и младших школьников с нарушениями речи, прежде всего, имеющих ОНР;
  • знакомство с данными учёных о взаимосвязи речи и движений;
  • развитие моторных функций и устранение двигательных нарушений у детей с ОНР;
  • ресурсное обеспечение оздоровительной и коррекционной работы с детьми с ОНР;
  • специфика уроков физической культуры для обучающихся, имеющих ОНР;
  • использование физических упражнений как средства коррекции речи в дошкольном и младшем школьном возрасте;
  • знакомство и овладение методикой устранения моторной алалии посредством развития произвольных действий, совмещённых с речью;
  • применение естественных сил природы в качестве дополнительных факторов, создающих благоприятные условия для коррекции речи и как относительно самостоятельных средств коррекции речевых недостатков в виде контрастотермии, криотерапии, контрастотерапии, ходьбы босиком с использованием разного рельефа, массажа;
  • использование гигиенических факторов с целью коррекции речи у детей с ОНР: гидрокинезотерапии (плавания, различных видов подводного массажа, гидрогимнастики), режима дня, массажа;
  • роль логопедического массажа, японской методики пальцевого массажа, точечного массажа, аурикулотерапии, массажа области глазницы, точечного воздействия на биологически активные точки в устранении речевых нарушений, методика (техника) их применения.

Дисциплина «Концепция физкультурного образования детей с нарушенной речью» рассчитана на 3 кредита, то есть 96 часов из них 64 лекционных и 32 практических, в том числе на базе образовательного учреждения высшего профессионального образования. По завершению планируется точка контроля в форме экзамена.

Заключение

Таким образом, накопилось множество фактов, которые могут быть полезны специалистам по адаптивной физической культуре в преодолении ОНР, однако число специалистов, учитывающих специфику нарушения при ОНР пока не так велико.

Очевидно, что назрела необходимость в изменении структуры знаний, получаемыми специалистами по адаптивной физической культуре, нужны сведения по устранению речевых нарушений, в частности ОНР, нужно добиваться их массового распространения и повсеместного применения.

Поэтому так необходимо познакомить и студентов специальности 032102.65 физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) с изложенными выше разделами предлагаемой дисциплины.

Дудкина София Георгиевна Дудкина С.Г.,
учитель-логопед
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: ОНР Метки: ,

Сейчас читают:

Маршрут путешествий по Крыму как способ формирования представлений об окружающем мире Маршрут путешествий по Крыму как способ формирования представлений об окружающем мире
Новая форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению комплексного образовательного процесса Новая форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению комплексного образовательного процесса
Педагогическая мастерская, как эффективная технология психологического просвещения родителей детей с ОВЗ Педагогическая мастерская, как эффективная технология психологического просвещения родителей детей с ОВЗ
Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут на ребёнка 6 — 7 лет с замедленным темпом развития (ЗТР), ОНР III уровень Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут на ребёнка 6 — 7 лет с замедленным темпом развития (ЗТР), ОНР III уровень

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.