Использование физических упражнений как средств коррекции речи у старших дошкольников и младших школьников при общем недоразвитии речи

Предлагаемая статья посвящена проблеме устранения общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста путём выполнения физических упражнений.

В последнее время существенно возросло число детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Тяжёлые нарушения речи – распространённая патология у современных детей. Они сейчас начинают говорить позже, чем их ровесники 10 – 15 лет назад, численность детей с речевыми проблемами неизменно растёт, а нарушения выражены более грубо как в отношении звукопроизношения, так и в плане развития лексико-грамматического строя, связной речи, что квалифицируется как общее недоразвитие речи (ОНР).

Среди воспитанников логопедических групп относительно мало детей только с речевыми дефектами. Помимо этого отклонения имеются недостатки опорно-двигательного аппарата, особенно мелкой моторики, некоторая задержка психического развития. Детям с недоразвитием речи присущи быстрая утомляемость, нарушения памяти, внимания [7].

Отставание в развитии двигательной сферы обнаруживается в виде отсутствия грациозности и лёгкости, выраженных затруднений при выполнении упражнений по речевой инструкции, плохой координации сложных движений, скованности, особенностей тонкой моторики пальцев рук, чётко прослеживающихся в специальных пробах как выпадение отдельных элементов движения, ярко выраженная замедленность, застревание на одной позе и т. д. Это сказывается на общем физическом развитии и состоянии здоровья, может привести к гиподинамии, а также отражается на формировании предметно-практической и речевой деятельности.

Давно определено, что уровень развития речи ребёнка напрямую зависит от того, насколько совершенны движения пальцев его рук [2, 6, 7]. Если формирование способности пальцев к таким движениям задерживается, запаздывает и речевое развитие [7].

Перечисленные нарушения двигательной сферы наиболее отчётливо наблюдают у детей, имеющих в структуре ОНР выраженный дизартрический синдром [2, 4, 6].

Значение движений для развития психики и интеллекта чрезвычайно велико. Дефицит двигательной активности — наиболее распространённая причина понижения адаптационных ресурсов организма детей, а движения являются главным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Физические упражнения поднимают общий тонус, активизируют защитные силы организма. При выполнении физических упражнений в организме усиливается синтез биологически активных соединений, благотворно сказывающихся на настроении детей, поднимающих их физическую и умственную работоспособность, улучшающих сон [5].

От функционирующих мышц импульсы непрерывно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и этим содействуя её развитию. Чем более тонкие движения выполняет ребёнок и чем более высокого уровня координации движений он достигает, тем успешнее протекает процесс его психического развития. При нарушении психомоторного развития осуществляется частичный или ошибочный анализ ощущений разных модальностей. В связи с выпадением одного из анализаторов порог чувствительности других уменьшается [5].

Особенно надо отметить взаимосвязь двигательных нарушений и речевой недостаточности. Учёные обнаружили прямую связь между степенью двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением [5]. Своевременное устранение имеющихся и профилактика возможных отклонений в двигательной сфере играет огромную роль. Так как формируется замкнутый круг системной взаимосвязи, что обуславливает потребность в обосновании современной концепции физического воспитания детей с нарушенной речью.

При всех клинических формах (ринолалия, алалия, дизартрия) встречающихся при ОНР развитие двигательной сферы и коррекция её нарушений – важная составляющая в работе специалистов. Но, несмотря на разнообразие предлагаемых способов воздействия на речь при помощи физических упражнений, отсутствует цельная, стройная и логичная методика устранения нарушений речевого, психического и двигательного развития детей с ОНР. В связи с этим обстоятельством нам представляется значимой недостаточная разработанность данной проблемы, что и определяет выбор темы предлагаемого исследования.

Целью данной работы является рассмотрение возможности коррекции целостной структуры дефекта при ОНР с помощью физических упражнений.

В основе работы лежит положение, что использование физических упражнений как средств коррекции речи при общем недоразвитии речи у старших дошкольников и младших школьников правомерно и результативно, однако подавляющее большинство педагогов данные средства не используют либо применяют не систематично и фрагментарно (в основном для совершенствования мелкой моторики), не уделяя им должного внимания.

При написании предлагаемой работы использовались теоретические методы исследования, такие как анализ и обобщение специальной литературы по проблеме исследования.

Использование физических упражнений как средств коррекции речи у старших дошкольников и младших школьников при общем недоразвитии речи обосновывается следующими утверждениями:

Тело и психика развиваются неразрывно друг от друга. Движение, прежде совершенно простое, а потом всё более и более сложное, предоставляет ребёнку возможность постигать мир, взаимодействовать с окружающими, а значит, учиться и овладевать [4].

Движение как сложная, многослойная система, с одной стороны, – «зеркало» состояния ребёнка, а с другой, — «окошко», через которое можно влиять на его развитие [4].

Учёные института физиологии детей и подростков АПН в своих исследованиях доказали, что существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость моторной и речевой деятельности, следовательно, при наличии речевого нарушения у ребёнка пристальное внимание стоит уделять развитию двигательной сферы [1].

Рассмотрим возможность использования физических упражнений как средства коррекции речи в старшем дошкольном возрасте.

Развитие двигательных качеств наиболее интенсивно происходит в возрасте 5 – 6 лет. Поэтому в процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяют следующим разделам работы:

  1. развитию основных движений (ходьбы, бега, лазания, метания, прыжков равновесия);
  2. выполнению общеразвивающих упражнений для разных групп мышц;
  3. развитию статической и динамической координации движений, пространственной ориентировки;
  4. развитию быстроты двигательной реакции, точности движений, пластичности, гибкости;
  5. нормализации мышечного тонуса;
  6. совершенствованию дыхательных функций;
  7. развитию мелких мышц рук и пальцев;
  8. развитию артикуляционной моторики [9].

Развитие моторных функций и устранение даже неярко выраженных двигательных нарушений у старших дошкольников, имеющих ОНР, играет значительную роль. С этой целью в данный возрастной период целесообразно применять различные игры и упражнения с проговариванием, пением и музыкальным сопровождением, ритмикой (логоритмику) [2]. Работа в данном направлении реализуется, хотя не в полной мере, в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) на занятиях музыкой и лишь время от времени на физкультурных и логопедических, но практически полностью отсутствует в образовательных учреждениях для детей школьного возраста.

Для коррекции звукопроизношения повсеместно используют артикуляционную гимнастику – специальный комплекс упражнений, который способствует развитию артикуляционной мускулатуры, выработке правильных артикуляционных укладов [1, 6, 8, 9].

Помимо артикуляционной гимнастики, некоторые педагоги применяют гимнастику, направленную на тренировку мимических и шейных мышц, плечевого пояса [6, 9].

Для нормального речевого развития очень важно правильное дыхание, потому что оно является физиологической основой речи. Однако при ОНР функция дыхания нарушена, поэтому очень важно применять упражнения не только на развитие дыхательной мускулатуры, но и на развитие смешано-диафрагмального дыхания, развитие носового и ротового дыхания, совмещение навыка дыхания и навыка движения, речевого дыхания [1, 6, 9]. В целом, данные задачи решаются учителями-логопедами.

Также с целью коррекции речевых патологий многие с успехом используют условно статические и динамические упражнения для кистей и пальцев рук, разные шнуровки, а вот старинные забавы «проворные мотальщики» и «бильбоке» практически забыты [7, 9].

Поскольку дошкольники ощущают острую потребность в перемещении и движении, работая с детьми с ОНР, крайне редко, но всё же применяют пособия для развития общей двигательной активности, например, такие как «Тропинка мобильности», «Островки движений» [9].

Также необходимо начать широко использовать пособия для выработки осанки, предупреждения и устранения плоскостопия, такие как «Дорожка-босоножка», «Шаловливые ладошки», «Подвесные модули». Очень полезны для психомоторики детей с ОНР всевозможные игры, упражнения с мячом и фитболами, которые, к сожалению, скорее исключение, нежели правило [3, 9].

Действенным в коррекционной работе по устранению моторной алалии считается развитие произвольных действий, совмещённых с речью, которое достигается с помощью упражнений по синхронизации речи с движениями плечевого и локтевого суставов [9]. Однако подобную методику применяют лишь отдельные педагоги, и требуется её активное распространение.

Также возможно использование физических упражнений как средства коррекции речи в младшем школьном возрасте. Все выше перечисленные игры

и физические упражнения могут применяться и в работе с младшими школьниками в несколько усложнённом варианте, так как мышечно-суставное чувство является универсальным, обостряющим все другие виды ощущений, и акцент на его совершенствование становится одним из основных приоритетов среди средств и методов физкультуры в работе с детьми этого возраста [11].

Помимо специальных коррекционных воздействий, основными формами физического воспитания детей младшего школьного возраста с ОНР являются:

  • утренняя коррекционно-гигиеническая гимнастика до занятий;
  • урок физкультуры;
  • физкультминутка на уроках;
  • подвижные перемены.

Необходимо также помнить и о внеклассных формах занятий [12].

Уроки физической культуры для обучающихся с ОНР имеют специфические особенности и их следует рассматривать не только в ракурсе осуществления физических упражнений и движений в целях совершенствования двигательных навыков, с чем можно часто столкнуться, а как коррекционно-компенсаторный и лечебно-оздоровительный вид воздействия на моторную дефицитарность, форму реадаптации двигательных отклонений, имеющихся у младших школьников с этим речевым дефектом [3, 12].

На уроках по физической культуре в специальных образовательных учреждениях с детьми, имеющими ОНР, начали употребляются следующие действенные методы и средства развития речи: плавание, массаж, общеразвивающие упражнения, игры, дыхательная гимнастика и т. д., которые содействуют тотальному стимулированию ЦНС или оказывают трофическое действие. С успехом применяется:

  • звуковая окраска движений;
  • ролевые двигательные действия (игры) со звуковым выражением;
  • аутотренинг;
  • упражнения на мелкую моторику;
  • задания на общее и моторно-речевое расслабление;
  • работа над дыханием [12].

Но в массовых школах – иная картина.

Для всех младших школьников, а с ОНР особенно, очень важны физминутки во время урока. Во время физкультминуток проделываются упражнения для снятия общего или локального утомления, корректирующие осанку (такие упражнения значимы для ринолаликов), для кистей рук, для профилактики плоскостопия, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, массаж ушных раковин. Не менее важны подвижные перемены, утренняя гимнастика, спортивный час [5, 7, 10].

Следует также отметить, что физическая культура обеспечивает психологические условия, которые являются важнейшей предпосылкой улучшения речевых возможностей детей – это совершенствование когнитивной сферы: ощущений, восприятий (крайне полезна гимнастика для улучшения слухового восприятия в силу имеющихся у них проблем фонематической стороны речи), а также памяти, мышления, воображения и концентрации внимания, что также полезно данному контингенту детей в связи с повышенной отвлекаемостью последних [5, 12].

Таким образом, работая с детьми, имеющими ОНР следует уделять особое внимание их физическому воспитанию. Многим из них необходим комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий, например, лечебная гимнастика, массаж, ритмика.

Итак, резюмируя вышесказанное, можно утверждать, что совершенствование речевых возможностей, а также двигательных и психических функций у детей с ОНР возможно путём использования разнообразных физических упражнений, влияющих на весь организм ребёнка.

Нам представляется очевидным, что при использовании средств физической культуры в начальной школе и ДОУ существенно повышается результативность коррекции психических, речевых и двигательных нарушений, встречающихся у детей при ОНР.

Следовательно, существует возможность применения физических упражнений как средств коррекции речи при ОНР у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и педагогам, работающим с такими детьми, следует уделять внимание подобного рода упражнениям, поскольку их использование, несмотря на сложившееся отношение к ним, обосновано и довольно эффективно.

Литература:

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии / В.М. Акименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 109 с.
  2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2010. – 352 с.
  3. Дети с нарушениями речи. Технологии воспитания и обучения: Методическое пособие / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: В.Секачев, НИИ Школьных технологий, 2008. – 192 с.
  4. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2011. – 288 с.
  5. Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: практическое пособие / С.А. Исаева. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 48 с.
  6. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры / авт.-сост. Н.П. Мещерякова, Л.К. Жуковская, Е.Б. Терешкова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 141 с.
  7. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 64 с.
  8. Микляева Ю.В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 112 с.
  9. Пятница Т.В. Справочник дошкольного логопеда / Т.В. Пятница, Т.В. Солоухина-Башинская. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 479 с.
  10. Физкультминутки / авт.-сост. С.А. Лёвина, С.И. Тукачёва. – Вып. 1. – Волгоград: Учитель, 2011. – 67 с.
  11. Физкультура для всей семьи / Сост. Козлова Т.В., Рябухина Т.А. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 463 с.
  12. Якубович М.А. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания: пособие для учителя / М.А. Якубович, О.В. Преснова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 287 с.
Дудкина София Георгиевна Дудкина С.Г.,
учитель-логопед
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: ОНР Метки: ,

Сейчас читают:

Авторская методика автоматизации звуков у детей и взрослых «Лабиринт» Авторская методика автоматизации звуков у детей и взрослых «Лабиринт»
Создание рукописной книги с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Создание рукописной книги с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Положение о родительском клубе «Росточек» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Начальная школа – детский сад №14» Положение о родительском клубе «Росточек» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Начальная школа – детский сад №14»
Психолого-логопедическое сопровождение учащихся в условиях общеобразовательной школы Психолого-логопедическое сопровождение учащихся в условиях общеобразовательной школы

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.