Средства и методы физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

В указанной статье раскрывается то, какими должны быть средства и методы физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы для преодоления общего недоразвития речи у старших дошкольников и младших школьников.

За последние годы значительно увеличилось количество детей с недостатками физического и психического развития. Сложные речевые нарушения распространены среди детского населения, которое начинает говорить позже, чем 10 – 15 лет назад [4, с. 3]. Число детей с проблемной речью неуклонно возрастает, к тому же регистрируются более грубые нарушения в плане звукопроизношения и развития лексики, грамматики и связной речи, что определяется как общее недоразвитие речи (ОНР).

К XXI веку распространённость ОНР в детской популяции достигла 60% [3, с. 36]. Этот факт говорит о необходимости безотлагательных мер, так как продолжающаяся научно-техническая революция предъявляет всё более и более высокие требования к уровню образования. Но, в силу специфики дефекта, обучающиеся с ОНР не могут освоить материал на уровне, предписываемом современными образовательными стандартами, считаются неуспевающими и трудновоспитуемыми.

Логопедические группы укомплектованы в большинстве случаев детьми не только с нарушениями речи. Воспитанникам с ОНР свойственны недостатки внимания и памяти, некоторая задержка психического развития, быстрая утомляемость. Кроме того, диагностируются дефекты опорно-двигательного аппарата, особенно мелкой моторики. Между степенью развития моторной и речевой сферы отмечается прямая взаимосвязь. Учёные открыли тесную зависимость между уровнем двигательной активности и развитием речи, словарным запасом, мышлением детей [1, с. 5; 4, с. 3].

Своевременность коррекции присутствующих и пропедевтики возможных нарушений двигательной сферы играет огромную роль, потому что вырабатывается порочный круг системной взаимообусловленности. Следовательно, перед специалистами по адаптивной физической культуре (АФК) встала необходимость в устранении имеющихся и профилактике возможных отклонений в двигательной сфере у детей с ОНР.

Однако, не все из них знают как квалифицированно оказать помощь таким детям. Указанное выше говорит необходимости знакомства специалистов по адаптивной физической культуре со средствами и методами физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками, имеющими общее недоразвитие речи.

Таким образом, прослеживается актуальность и недостаточная разработанность обозначенной проблемы, данное обстоятельство определяет выбор темы исследования.

Цель данной работы – рассмотреть эффективные средства и методы физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ОНР.

В ходе исследования применялся анализ научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

В связи с этим остановимся на использовании физических упражнений как средства коррекции речи в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

С целью развития моторных функций и устранения двигательных нарушений у старших дошкольников, имеющих ОНР целесообразно использовать различные игры и упражнения с проговариванием, пением и музыкальным сопровождением, ритмикой, гимнастику, направленную на тренировку мимических и шейных мышц, плечевого пояса.

При ОНР очень важно применять упражнения на развитие дыхательной мускулатуры, смешано-диафрагмального дыхания, носового и ротового дыхания, совмещение навыка дыхания и навыка движения, речевого дыхания.

Также с целью коррекции речевых патологий стоит использовать практически забытые старинные забавы «проворные мотальщики» и «бильбоке».

Работая с детьми с ОНР, необходимо применять пособия для выработки осанки, предупреждения и устранения плоскостопия. Очень полезны всевозможные игры, упражнения с мячом и фитболами. Действенным в коррекционной работе по устранению моторной алалии считается развитие произвольных действий, совмещённых с речью [4, с. 4; 5 с. 153, 252 - 254, 257 - 258].

Всё перечисленное выше может применяться и в работе с младшими школьниками в несколько усложнённом варианте. Уроки физической культуры для обучающихся с ОНР должны иметь специфические особенности и их следует рассматривать как коррекционно-компенсаторный и лечебно-оздоровительный вид воздействия на моторную дефицитарность, форму реадаптации двигательных отклонений, имеющихся у младших школьников с этим речевым дефектом [7, с. 121].

Необходимо использовать естественные силы природы в качестве дополнительных факторов, создающих благоприятные условия для коррекции речи: закалять воздухом младших школьников, используя метод пульсирующей температуры, дополнительно применять сквозняки, закаливающее носовое дыхание, купание, плавание в открытых водоёмах, в море, контрастные процедуры, русскую баню, солнечные ванны [6, с. 79].

Кроме того специалисты по АФК могут применять естественные силы природы как относительно самостоятельные средства коррекции речевых недостатков в виде контрастотермии, ходьбы босиком с использованием разного рельефа, массажа.

Педагогам необходимо учитывать в своей работе предположение учёных о том, что раздражение нервных окончаний на стопе стимулирует речевые зоны мозга. Поскольку современные дети практически не ходят босиком, им следует заботиться о создании такой возможности [2, с. 36].

Необходимо использовать пальчиковые бассейны с наполнителями из крупных и мелких природных материалов, а также метод искусственной локальной контрастотермии, криотерапию, контрастотерапию — контрастные ванны для кистей рук [1, с. 30; 5, с. 147 - 148].

Использование гигиенических факторов в целях коррекции речи у старших дошкольников и младших школьников с ОНР заслуживает пристального внимания.

Стоит особо отметить гидрокинезотерапию, так как при затруднении осуществления физических упражнений обычным способом у детей с дизартрией, имеющих ДЦП, рекомендуют выполнение их в воде. К тому же основой гидрокинезотерапии является плавание, при всех его способах нужно овладеть глубоким коротким вдохом, что является также немаловажным моментом для отработки техники речевого дыхания у детей с ОНР. Также положительное воздействие на функциональное состояние органов речи оказывают и различные виды подводного массажа и гидрогимнастика [1, с. 9; 7, с. 21, 256 - 257].

При организации урока с младшими школьниками, имеющими ОНР необходимо поддерживать должный уровень гигиенической рациональности, особенно, это касается общеобразовательных школ, где зачастую дети с подобным нарушением обучаются совместно с нормально развивающимися сверстниками. Работая в СКОУ V вида школьников I ступени необходимо обучать спортивным играм, национальным и традиционным, ритмике [7, с. 111].

Не менее важно, что логопедический массаж порождает положительные изменения в нервной и мышечной системах, играющих главную роль в речедвигательном процессе. Также эффективны японская методика пальцевого массажа, точечный массаж, аурикулотерапия, массаж области глазницы, точечное воздействие на биологически активные точки. В качестве эффективных помощников можно использовать приспособления для самомассажа кистей рук и пальцев, иппликатор Кузнецова [1, с. 10-29; 5, с. 149 - 151].

Таким образом, накопилось множество фактов, которые могут быть полезны специалистам по АФК в преодолении ОНР, однако число педагогов, учитывающих специфику нарушения при ОНР пока не так велико. Очевидно, что специалистам в области АФК нужны сведения по устранению речевых нарушений, в частности ОНР, средствами и методами физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ОНР, необходимо добиваться их массового распространения и повсеместного применения.

Библиографический список:

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии / В.М. Акименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 109 с.
  2. Лаптев А.П. Как закалять детей. – М.: Советский спорт, 1988. – 48 с.
  3. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 703 с.
  4. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 64 с.
  5. Пятница Т.В. Справочник дошкольного логопеда / Т.В. Пятница, Т.В. Солоухина-Башинская. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 479 с.
  6. Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.С. Туманян. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 336 с.
  7. Якубович М.А. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания: пособие для учителя / М.А. Якубович, О.В. Преснова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 287 с.
Дудкина София Георгиевна Дудкина С.Г.,
учитель-логопед
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: ОНР Метки: ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.