Проблема формирования операций фонематического анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием и общим недоразвитием речи III уровня

Многочисленными исследованиями Н.А. Никашиной, А.К. Марковой, Г.И. Жаренковой. Л.Ф. Спировой, Г.А. Каше и др. было подтверждено предположение, сделанное в 40-х годах 20 века отечественными учёными Р.Е. Левиной и P.M. Боскис. Они утверждали, что в преобладающем большинстве случаев причиной дисграфии и дислексии является несовершенство фонематического восприятия и как следствие — несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

У детей с недоразвитием речи несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа и синтеза, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) и общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня проблема формирования у них фонематического анализа и синтеза занимает важнейшее место в логопедии, а вопрос о направлениях логопедической работы по развитию и коррекции остается одним из самых актуальных.

Учитывая тот факт, что это различные по сложности речевые расстройства у детей с нормальным слухом и интеллектом, в коррекционной работе по формированию операций фонематического анализа и синтеза, необходим дифференцированный подход.

Для того, чтобы определиться с содержанием логопедической работы по преодолению нарушений фонематического анализа и синтеза у данных групп детей, мной был исследован характер трудностей выполнения операций фонематического анализа и синтеза.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные в работе результаты, сформулированные выводы помогли в организации дифференцированного подхода в работе по развитию операций фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием и общим недоразвитием речи III уровня.

Базой исследования является: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида– детский сад № 5 «Радуга» городского округа Химки Московской области.

Формирование у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и общим недоразвитием речи III уровня операций фонематического анализа и синтеза – это одна из важнейших задач логопедической работы со старшими дошкольниками данной категории.

В ходе работы было обследовано 30 детей в возрасте 5-6 лет. Из них: 10 детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) — (первая экспериментальная группа), 10 детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня — (вторая экспериментальная группа) и 10 детей с нормальным речевым развитием — (контрольная группа). По заключению врачей-специалистов все дети были с сохранным слухом, зрением и интеллектом.

Для обследования состояния операций фонематического анализа и синтеза детей с ФФН и ОНР III уровня были использованы методики З.А. Репиной, А.В. Семенович, Коноваленко В.В., Коноваленко С.В по выявлению состояния симультанного гнозиса, сукцессивных функций и фонематических процессов; адаптированные, доцентом кафедры дефектологии Тюменского государственного университета Поливара Р.В.

Первоначально мной было проведено обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи III уровня для определения состояния операций фонематического анализа и синтеза.

Для исследования каждой группе старших дошкольников были предложены одинаковые задания. Результаты каждого ребенка занесены в протокол.

При оценке успешности выполнения заданий была применена балльно – уровневая система.

Методика исследования включала следующие разделы:

  1. Раздел I. Исследование сукцессивных функций как предпосылок фонематического анализа.
  2. Раздел II. Исследование состояния фонематического анализа.
  3. Раздел III. Исследование симультанного гнозиса как предпосылки фонематического синтеза.
  4. Раздел IV. Исследование фонематического синтеза
  5. Раздел V. Исследование фонематических представлений.

Затем была определена типология трудностей выполнения операций фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием и общим недоразвитием речи III уровня.

Проведенная исследовательская работа позволила мне сделать, сравнительный анализ результатов исследования фонематического анализа и синтеза у дошкольников с нормальным речевым развитием и у дошкольников с речевыми нарушениями, а так же определить
уровень сформированности этих процессов у дошкольников данных групп.

Высокий уровень сформированности (I уровень) фонематического анализа и синтеза отмечается у четырех дошкольников контрольной группы, их средний балл от 3,8 до 4. Им доступны как простые, так и сложные формы фонематического анализа, и фонематический синтез. Для них характерно правильное и четкое выполнение всех заданий предъявленных логопедом.

Средний уровень сформированности (II уровень) фонематического анализа и синтеза показали шесть испытуемых контрольной группы, их средний балл от 3,2 до 3,5., и 1 испытуемый из первой экспериментальной группы (ФФН). У дошкольников фонематический анализ и синтез сформированы, однако встречаются единичные ошибки при: вычленении первого (последнего) согласного звука в слове; определении последовательности, количества звуков в слове, определении места звука в слове по отношению к другим звукам (сложные формы фонематического анализа); синтезе слов из 5-ти звуков, данных в ненарушенной последовательности и из 4-х – 5-ти звуков данных в беспорядке.

Низкий уровень сформированности (III уровень) фонематического анализа и синтеза отмечается у пяти детей первой экспериментальной группы (ФФН) и у четырёх детей второй экспериментальной группы (ОНР), их средний балл от 1,8 до 2,4. Фонематические процессы (анализ и синтез) сформированы недостаточно. Простые формы фонематического анализа доступны, сложные формы вызывают большие затруднения. Они испытывают трудности при определении места звука в слове (начало, середина, конец); при вычленении определённого звука из слова; при определении последовательности звуков, количества звуков в слове, места звука в слове по отношению к другим звукам. Отмечаются большие трудности при синтезе слов из звуков данных, как в ненарушенной, так и нарушенной последовательности.

Очень низкий уровень сформированности (IV уровень) фонематического анализа и синтеза показали шесть испытуемых, второй экспериментальной группы и четыре испытуемых, из первой экспериментальной группы, их средний балл от 1,1 до 1,5. Эти процессы у детей не сформированы, им не доступны даже простые формы фонематического анализа, которые при нормальном онтогенезе формируются спонтанно — это выделение заданного звука на фоне слова; выделение начального ударного гласного из слова.

Проведенное нами исследование состояния операций фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием, общим недоразвитием и с нормальным речевым развитием позволило нам сформулировать следующие выводы:

  • у детей с ФФН фонематический анализ и синтез сформированы хуже, чем у их ровесников с нормальным речевым развитием;
  • у детей с ОНР операции фонематического анализа и синтеза сформированы гораздо хуже, чем у их ровесников с нормальным речевым развитием;
  • большие затруднения у детей экспериментальных групп вызывают сложные формы фонематического анализа, а именно выделение конкретного звука из слова, определение места звука в слове (начало, середина, конец); количества звуков в слове.
  • у детей с речевыми нарушениями отмечаются трудности при синтезе слов из звуков данных, как в ненарушенной, так и нарушенной последовательности;
  • дошкольникам с фонетико-фонематическим и дошкольникам с общим недоразвитием речи особенно трудно дается выделение определённого звука из слова. Причиной этого является нерасчлененное восприятие слога, несформированность представлений о слоге и звуке. Иногда первым звуком дети называют тот, который является последним и ближе по времени к моменту определения, а последним звуком считают тот, который является первым и вследствие этого отстоит дальше во времени от момента его определения. Это связано и с отсутствием дифференциации самих понятий раньше – позже, первый – последний.

Таким образом, проведенное мной исследование свидетельствует о необходимости целенаправленной и систематической, дифференцированной логопедической работы с указанным контингентом детей.

Мной были разработаны, на основе результатов проведённого исследования, условия организации коррекционной работы по развитию операций фонематического анализа и синтеза, которые можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ФФН и ОНР III уровня.

Проблема формирования фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ФФН и ОНР исчерпана далеко не полностью и требует дальнейшего изучения и разработки новых, более эффективных методических приемов с использованием современных технологий.
Практическая значимость проделанной работы заключается в том, что представленные условия организации коррекционной работы, могут быть использованы логопедами – практиками и специалистами дошкольного образования при коррекции фонематического анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) и общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня.

Перспектива данной работы исследования не является законченной и абсолютной. В своей повседневной работе, продолжаю заниматься данной проблемой на практике с детьми дошкольного возраста.

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известия АПН РСФСР.-Вып.70. 1955. – с. 104 –148.
  2. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи // Академия педагогических наук СССР, Научно-исследовательский институт дефектологии – М.: Педагогика, 1977. – 174с.
  3. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб.: Детство – пресс, 2005. – 144с.
  4. Лалаева Р.И. Развитие фонематического анализа и синтеза. Логопедическая работа в коррекционных классах — М.: Владос, 2004. – с. 112-129
  5. Основы логопедии и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., Просвещение, 1967. – 366с.
  6. Спирова Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речию –М.:Ижд-во АПН РСФСР, 1957. – 55с.
  7. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. — СПб., 2008.
  8. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. — М.: Владос, 1993. – 232с..
  9. Худенко Е.Д., Мельникова Т.С., Шаховская С.Н. Как научить ребёнка думать и говорить? –М.:НПФ «Унисерв», 1993. – 172с.
Клинова Зульфия Карамовна Клинова Зульфия Карамовна,
учитель-логопед,
МБДОУ д/с №5 «Радуга»,
г.о.Химки Московской области
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Театральные игры и их роль в коррекции связной речи Театральные игры и их роль в коррекции связной речи
Характеристика речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом Характеристика речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом
Многофункциональные пособия, способствующие здоровьесбережению, в работе с детьми с речевыми нарушениями Многофункциональные пособия, способствующие здоровьесбережению, в работе с детьми с речевыми нарушениями
Методические рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми недостатками Методические рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми недостатками

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.