Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

ШкольникВ статье освещены новые подходы к подготовке детей с ОНР к подготовке к обучению грамоте. Обосновывается необходимость формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на примере программы ‘Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет’ Л. Е. Журовой.)

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Иными словами, достижение предметных результатов не является сегодня «суперзадачей».

Сейчас уже все хорошо понимают, что ориентировка обучения только на формирование у младших школьников знаний-умений, связанных с освоением учебного предмета, не может привести к серьезным результатам в развитии личности ученика; необходимо, чтобы в поле зрения учителя постоянно находилась деятельность, которой занимается ребенок – её цель, мотив, конкретные учебные действия и операции. Только в этом случае учащийся становится активным участником деятельности или, как говорят психологи, её субъектом.

В ФГОС НОО сформулированы «Требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального образования»:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Хотя эти требования относятся к выпускникам начальной школы, мы отчетливо понимали, что формирование предпосылок учебной деятельности нужно начинать в старшем дошкольном возрасте.

Доказано, что определенный уровень сформированности предпосылок учебной деятельности во многом определяет степень готовности детей к обучению в школе, особенности протекания периода адаптации. Вот почему в ФГОС ДО на решение задачи формирования предпосылок учебной деятельности обращается особое внимание: «Основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования выступают целевые ориентиры дошкольного образования, которые предполагают формирование у детей предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования».

Несмотря на разнообразие подходов в исследованиях, основными предпосылками учебной деятельности называются: определенный уровень произвольного поведения, способность действовать по речевой инструкции; возможность планировать собственную деятельность; осуществлять действие контроля и самоконтроля.

Значение этих составляющих в общем контексте качеств, включаемых в понятие «готовность к школе» особенно ярко выступает в случаях их несформированности, что имеет место у детей с общим недоразвитием речи.
Навыки планирования, словесной регуляции деятельности в нужном объеме и качестве, как правило, у этих детей не образуются и они приступают к обучению в школе,будучи недостаточно к этому подготовленными.

Как только на уроках возникает необходимость проявить самостоятельность, решить более или менее сложную задачу, сделать выводы, дети пасуют, ждут помощи взрослого. В результате таких неудач у детей пропадает интерес к обучению.
Несмотря на интерес исследователей к проблеме формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, динамика их речевого развития в процессе специально организованного формирования этих предпосылок изучается недостаточно, что и определило актуальность данной темы.

Из всех необходимых предпосылок наиболее показательной в плане овладения речевой функцией является словесная регуляция деятельности, поэтому именно ей уделяли особое внимание.

Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование предпосылок учебной деятельности. Нам было интересно выяснить, какой вклад в формирование этих предпосылок вносит процесс подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Как показывает практика, для решения данной проблемы важен правильный выбор образовательной программы.

На наш взгляд, наиболее полно решает задачи формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников программа Л.Е. Журовой «Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет». У нас уже был значительный опыт работы по этой программе, но нужно было расставить иные акценты и определить иные приоритеты.

Основной особенностью данной программы является направленность процесса обучения грамоте на формирование тех предпосылок учебной деятельности, которые целесообразно осуществлять на этом содержании. Заслугой автора является раскрытие значимости каждого этапа подготовки к обучению грамоте для формирования конкретных предпосылок учебной деятельности.

В процессе НОД по подготовке к обучению грамоте старшие дошкольники, прежде всего, учатся думать, анализировать, сравнивать, искать сходство и различие, т.е. учатся учиться, и при этом овладевает всеми необходимыми знаниями и умениями в области родного языка. При этом происходит взаимовлияние двух процессов: процесс выработки навыков звукового анализа обеспечивает формирование предпосылок учебной деятельности, а они, в свою очередь, положительно влияют на формирование навыков звукового анализа.

Базовой предпосылкой учебной деятельности является учебно-познавательная мотивация. От того насколько будет сформирована эта мотивация у старших дошкольников, в значительной мере зависит успешность их дальнейшего обучения в школе. Известно, что учебно-познавательная мотивация у детей этого возраста особенно эффективно формируется в игре. Поэтому мы широко используем дидактические игры, специально разработанные Л.Е. Журовой.

Для того, чтобы игра действительно стала методом обучения, а не развлечением мы проводим её на занятиях систематически и целенаправленно, единичная игра не даёт никакого развивающего эффекта. При этом мы не забываем о том, что та игровая задача, которую мы ставим перед детьми, должна точно совпадать по содержанию с учебной задачей. Детям очень интересно играть со звучащими словами, особенно любимы игры «Найди пару», «Живые модели» и другие.

С помощью этих игр дети без труда учатся выделять первый звук в слове, осваивают звуковой анализ, развивают лингвистические способности,обогащают словарный запас.

Опыт использования игр на занятиях показал, как растут знания наших детей, как быстро формируется у них желание и умение учиться.

Остановимся на важнейших качествах – активности и самостоятельности.

В формировании активности и самостоятельности ведущую роль играет стиль отношений педагога с детьми. Для того, чтобы сформировать у детей умение самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос, мы положительно оцениваем любой, даже неверный, но самостоятельно найденный способ решения; хвалим ребенка за саму попытку найти решение, а затем с помощью наводящих вопросов, которые задаются именно этому ребенку, вместе пытаемся найти правильные ответы.

Создание такой эмоционально комфортной обстановки для каждого, даже самого неумелого и незнающего, ребенка задача первостепенной важности, в значительной степени определяющая успешность всего последующего обучения, ибо она создаёт условия для формирования положительной мотивации учения в школе.

Одной из важных предпосылок учебной деятельности является умение решать учебные задачи (речевые, коммуникативные, творческие и др.). При решении учебной задачи ребенок впервые попадает в ситуацию, когда перед ним встает задача не что делать, а как делать. Главным результатом решения учебной задачи является усвоение способа ее решения. То, что предметом усвоения становится способ действия, представляло собой значительную трудность для определенной части детей. Были дети, которые очень долго не могли перестроиться с привычного решения практических задач на учебные. Они нуждались в пошаговой помощи педагога и постоянном контроле.

Особенно ярко это проявлялось в решении такой учебной задачи как проведение звукового анализа слов. Даже простое перечисление операций при выполнении звукового анализа показывает, какую огромную мыслительную работу проделывает ребенок при решении этой учебной задачи. Деление задания на ряд последовательных этапов (интонационное выделение звука в слове, изолированное называние звука в слове и т.д.), напоминание о способах достижения цели не только помогают детям организовать свои действия, но и повышают общую целенаправленность действий, формируют умение выполнять их самостоятельно. Постепенно, в ходе решения аналогичных задач возникает перенос найденных способов действия на новые, измененные условия. Формируемое при этом умение работать по алгоритму со временем становится универсальным.

В ходе решения учебных задач первостепенное значение уделяем умению словесно описывать свои действия: объяснять, рассказывать, делать выводы.

Важной предпосылкой становления учебной деятельности является умение осуществлять контроль за способами выполнения своих действий и их оценка. Отличительной особенностью учебной деятельности является то, что она осуществляется на основе образца действия. Это определяет необходимость формирования у ребенка умения сопоставлять свои действия с образцом. Без данного умения осуществление учебной деятельности невозможно. Н.Н Поддьяков отмечает, что подготовку к учебной деятельности разумно начинать именно с формирования данного умения.

Все языковые отношения усваиваются дошкольниками при обучении грамоте с помощью самостоятельного построения моделей звукового состава слова. Именно построение моделей дает возможность формировать у дошкольников действия контроля и самоконтроля .

Хорошим материалом для формирования этой предпосылки являются кроссворды. Внешне работа с кроссвордами выглядит не как учебная задача, а как своего рода развлечение. Но разгадать кроссворд ребенок может только опираясь на свои знания о написании гласных букв после твёрдых и мягких согласных звуков, умея «читать» модели. Мы показывали детям, как это нужно делать, как оценивать каждое свое действие – верно или неверно, так или не так?

В пособии «Азбука для дошкольников» (Л. Е. Журова, М. И. Кузнецова) увеличивается количество слов для самостоятельного звукового анализа, для восстановления звуковой формы слова при замене в модели слова одной гласной буквы на другую – все эти задания способствуют формированию действия самоконтроля.

Методика Л.Е. Журовой обладает очень большими возможностями для дифференцированного обучения, его индивидуализации. В основу дифференциации обучения положен учет сформированности предпосылок учебной деятельности дошкольника, знание педагогом того, какие ее компоненты у ребенка не развиты и на этой основе устранение возможных трудностей. В «Азбуке» имеются задания разного уровня сложности, направленные на решение одних и тех же программных задач. При этом каждый ребенок имеет возможность выполнить любое задание.

Оценивая успешность работы, мы прежде всего смотрели, послужило ли выполнение данного задания продвижению ребёнка в овладении предпосылками учебной деятельности, осознают ли дети что и как они делают.

Итоги работы показали, что реализация такой идеи дифференциации обучения способствует возрастанию количества детей, овладевающих умениями принимать учебную задачу, самостоятельно контролировать и оценивать собственные действия.

В целом, результаты работы по программе «Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет» Л.Е. Журовой. комплекту пособий «Азбука для дошкольников» (Л.Е. Журова, М.И. Кузнецова) позволяют сделать вывод о достаточно высокой их эффективности и целесообразности использования в целях формирования предпосылок учебной деятельности.

Необходимо отметить положительную динамику и в языковом развитии детей: умение выделять единицы речи. владение звуковым анализом и др.

Наши выпускники в 1 классе имеют достаточно высокие показатели мотивационной готовности к школе, адаптации (70% высокий уровень и 30% средний) и качества обучения. Они отличаются самостоятельностью, владеют навыками самоконтроля, активны и уверены в себе.

Реализации положений ФГОС ДО о небходимости формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности способствовало участие в вебинарах, проводимых издательством «Вентана-Граф»:

  • «Обучение грамоте» (Л.Е. Журова);
  • «Формулировка заданий по русскому языку как средство развития универсальных учебных действий» (Р.А. Дощинский) .
  • «Начальная школа XXI века: технология достижения планируемых результатов. ФГОС НОО (С.В. Иванов) .

Ценность той помощи. которую оказало участие в этих вебинарах, трудно переоценить.

Основные концептуальные положения программы Л.Е. Журовой «Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет» имеют непосредственное продолжение в курсе начальной школы, а именно в учебном пособии «Букварь» (авторы Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, программа «Начальная школа XXI века»).

Главным ценностным ориентиром при построении курса обучения грамоте также является его направленность на формирование умения учиться.

В заключении хочется привести слова Л.Е. Журовой, с которыми мы полностью согласны:

«Гуманизация и демократизация нашего образования зависят, прежде всего, от нас, педагогов. Мы прекрасно понимаем все реальные трудности этого процесса. Нужна серьёзная работа по собственному воспитанию, по формированию у себя новой личностной позиции. Такой подход к себе – трудный, часто болезненно трудный, но именно такой подход поможет преодолеть любые трудности в обучении детей».

Полевая Надежда Фёдоровна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
МБДОУ детский сад 539,
город Екатеринбург

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Су Джок массажеры в логопедической работе Су Джок массажеры в логопедической работе
Логопедический массаж в коррекции сложных речевых нарушений Логопедический массаж в коррекции сложных речевых нарушений
Проблемы речевого развития приёмного ребёнка — пути помощи Проблемы речевого развития приёмного ребёнка — пути помощи
Формирование предложно-падежных конструкций и преодоление недоразвития психических процессов: пространственного гнозиса и праксиса у старших дошкольников с ОНР. Формирование предложно-падежных конструкций и преодоление недоразвития психических процессов: пространственного гнозиса и праксиса у старших дошкольников с ОНР.

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.