Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушениями речи с использованием технологии «Стихотворчество на логопедических занятиях по обучению пересказу»

Обучение чтениюХочу поделиться своим опытом по обучению пересказыванию детей с тяжелым нарушением речи, система работы дала высокие результаты. Буду рада если эта тема кого-то заинтересует.

Пособие для логопедов и педагогов

Пояснительная записка.

Пособие предназначено для логопедов, работающих с детьми с ОНР, Адаптированные конспекты Нападовской В.Л. и Ефименкофой Л.Н. и авторские конспекты занятий для детей дошкольного возраста, а также для детей с нарушениями речи, позволят научить ребенка пересказывать рассказы, а также расширить словарный запас, сформировать лексико-грамматические компоненты речи, совершенствовать фонематический слух, развить коммуникативные навыки общения при помощи овладения метода стихотворчества.

«Родной язык, — писал Я. Корчак, — это не нарочно придуманные для ребенка правила и нравоучения, а воздух, которым дышит его душа наравне с душой всего народа». Ребенок «дышит» воздухом творчества: он хочет рисовать петь, сочинять – и нужно лелеять эту способность его души. И тогда, даже в самых обычных сочинениях типа «Как мы ходили в лес за грибами ребенку захочется сказать о чем-то своем и по-своему.Только в речевой практике он поймет, что с помощью родного языка можно творить чудеса.»

Проблема развития детского творчества приобретает все большее значение в настоящее время. Мир детства, внутренний мир ребенка — ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Творческие, интеллектуальные возможности ребенка неисчерпаемы.
Дошкольный возраст — период интенсивного развития творческих возможностей. Именно в дошкольном возрасте возникают все виды художественной деятельности, первые их оценки, первые попытки самостоятельного сочинения.

Психологи подчёркивают, что далеко не все дети, а тем более с нарушениями речи, овладевают умениями создавать собственные сочинения. Трудности объясняются следующими причинами: недостаточной сформированностью психических процессов: мышления, восприятия, воображения, малым жизненным опытом, неразвитой языковой способностью.

Поэтому дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами их запоминания. Этот процесс обучения вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Здесь очень важно пробудить у детей интерес к подобной учебной деятельности.

Решая задачу поиска эффективных методов и приемов в решении коррекционных задач и становления личности детей с проблемами в развитии, в частности с ОНР, я обратилась к детскому стихотворчеству.

Это один из самых результативных приемов, применяемых на занятиях по коррекционной логопедии, который помогает задействовать как можно большее количество сохранных анализаторов, выполняющих функцию компенсирующих, вызывает живой интерес у детей, помогает осуществить плавный переход от игры к учению, избавляет детей от рассеянности, усталости, забывчивости и неусидчивости, создает положительную мотивацию учения и позволяет решить специфические задачи, связанные с обучением.

Используемый метод Стихотворчества на занятиях по обучению пересказыванию вызывает живой интерес у детей, стимулирует работу головного мозга, являясь своеобразным тренингом внимания, способствует эстетическому воспитанию ребенка, является одним из приемов коррекции других речевых нарушений и дает возможность формировать и совершенствовать: фонематический слух, звуковой анализ, грамматический строй речи, лексико-семантическую сторону речи, развить связную речь, помогает раскрыться способностям ребенка: ребенок успешно начинает справляться с тем, что было недоступно ему ранее.

Обучать ребенка пересказу приемами стихотворчества можно при составлении описательных рассказов с элементами стихотворчества, коротких рассказов с опорой на предметные картинки, по серии картин по сюжетным картинам, и в заключении обучать пересказу с элементами творчества (придумай начало, конец рассказа).

У детей возникает больший интерес к рассказу, когда его можно зарисовать. Поэтому можно использовать мнемотаблицы, опорные схемы, предметные и сюжетные картинки и просто рисунок ребенка.

Работа с рисунками помогает логопеду в решении как образовательных, так и специальных задач коррекционной работы:

1. Развитие психических функций:

  • формирование устойчивости и переключаемости внимания,
  • развитие познавательной активности.

2. Развитие мелкой моторики в сочетании с развитием осязательного восприятия при обыгрывании с игрушками, муляжами, театром.

3. Развитие пространственных представлений. Словесное обозначение пространственных свойств предметов.

4. Обогащение зрительных представлений (рисунки предметов)

5. Развитие зрительно-двигательной координации (соединение линий в рисунке).

6. Стимуляция зрительно-познавательной активности.

7. Включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций и отбор речевых средств.

8. Развитие зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций: внимания, памяти, мышления, речи.

9. Совершенствование эмоционально-волевой сферы.

10. Воспитание чувства душевной радости и положительной мотивации учения.

2. В системе работы по данной теме я выделила 3 условных этапа:

1 этап. Побуждение к стихотворчеству. На первых занятиях происходит первичное знакомство со стихотворными строчками( знакомые стихи, потешки), а затем в игре с Петрушкой дети учатся подбирать слова рифмы: Петрушка – ватрушка, мошка-кошка, печка-свечка-речка-печка….,играют в игру «Подбери пару»,

2 этап. На данном этапе используется игра с использованием наглядности «Договори словечко». Логопед читает готовый образец и анализирует его вместе с детьми, выделяя «слова-рифмовки».

3 этап. Ребята выполняют часть работы самостоятельно по принципу игры «Подскажи словечко», и заучивают получившееся стихотворение.

Дети творят самостоятельно по собственной инициативе после детальной подготовки вместе с логопедом и заучивают получившееся чистоговорки, двустишие, стихотворение.

На каждом этапе происходит формирование и совершенствование фонематического слуха, которое включает в себя работу с рифмующимися словами и ударными слогами. Этот вид работы доступен и интересен детям. Он приучает их внимательно вслушиваться в речь, искать рифмующиеся строчки, слова, находить их и учиться самим подбирать рифмы.

Но необходимо помнить, что стихотворные тексты необходимы не только для эстетического воспитания, развития связной речи и памяти, но и для формирования и совершенствования речевого слуха. И не надо ставить задачу научить детей писать стихи. Этому нельзя научить. Стихи рождаются сами. Это одно из средств самовыражения ребенка. Самое главное, чтобы процесс обучения стал для ребенка интересным и увлекательным.

Ян Амос Коменский призывал сделать труд ребенка источником умственного удовлетворения и душевной радости. Ребенок должен почувствовать: учение- это радость, а не только долг. Учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности

Опыт работы по данной теме доказывает особую и существенную роль стихотворной речи в отношении развития обыденной речи детей с ОНР 6-7 лет. Освоение даже начальных моментов стихотворной речи способно приводить к качественному изменению всего спектра различных речевых параметров в развитии фонематических процессов, лексико-грамматических компонентов звуковой культуре речи. Развивая устную связную речь и творческие способности учащихся, логопед попутно работает над нравственным воспитанием.

Выделенная система условий позволяет обеспечивать порождение стихотворной речи, в числе которых: ориентировка в ритмической структуре стихотворной речи, система специальных заданий и творческая активность ребенка.

Литература:

  1. В.П.Нападовская «Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушенным зрением»
  2. Л.Н.Ефименкова «Формирование речи у дошкольников»
  3. Интернет ресурсы, собственный опыт работы.

Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе с детьми с нарушением речи.

Тема:

  • Обучение детей пересказу с использованием метода стихотворчества.
  • Пересказ рассказа Л.Толстого «Белка и волк».

Цель:

  • Обучение пересказу с опорой на сюжетную картинку.

Задачи:

  1. Формировать навык связного последовательного пересказа текста с опорой на мнемотаблицу.
  2. Совершенствовать грамматический строй и лексико-семантическую сторону речи, умение строить сложно — подчиненные предложения.
  3. Развивать активный зрительный и слуховой контроль над последовательностью и полнотой передачи содержания рассказа.
  4. Активизировать зрительную и слуховую память, внимание и мышление, общую и речевую моторику.
  5. Воспитывать нравственные качества.
  6. Активизировать и развивать творческие способности детей.

Предварительная работа:

  • Чтение рассказа, инсценировка.
  • Изучение лексической темы «Дикие животные».
  • Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.
  • Комплексное занятие аппликация и лепка по содержанию рассказа.

Оборудование:

  • сюжетная картина Волк и белка.
  • Маски белки и волка.
  • Оформленная лесная полянка.
  • Извилистая тропинка с «холмиками» (под 1 елкой- коробка с Су-Джоками, под 2 – карандаши, наклейки, альбомные листы )
  • Подготовленные конверты для составления схем предложений, музыкальный диск: «Голоса леса», планшет звуковое письмо с текстом рассказа.

1. Организационный момент:

Логопед: — Сегодня мы с вами снова отправимся на лесную полянку по узкой тропинке и соберем то, что оставил нам Еж Ежович

2. Ориентировка в пространстве.

Логопед: По тропинке мы пройдем и налево завернем-разбираем су-джоки — (проводится массаж ладоней и пальцев).

По тропинке мы пойдем и направо завернем — находим сюжетную картинку к рассказу.

Логопед: Рассмотрите, ребята, картинки. Вам знаком этот рассказ? Проходите на нашу полянку и рассаживайтесь поудобнее. А Что это на пенечке? Планшет. Это, наверное, Еж Ежович нам оставил. Давайте включим .

Звуковое письмо. Рассказ «Белка и волк».

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк подскочил и быстро ее схватил. Белка испугалась и стала просить:

– Пусти меня.

Волк сказал:

– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.

Белка сказала:

– Отпусти меня прежде на елку, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

3.Обучение детей пересказыванию.

2. Беседа по рассказу:

- Вам понравился рассказ Ежа Ежовича?

- А как называется рассказ?

- О чем рассказал нам ежик?

- Что делала белка и что с ней случилось?

- Как просила белка волка ее отпустить?

- Что сказал волк?

Инсценировка рассказа. Работа над мимикой ,жестами, интонацией.

Логопед играет роль рассказчика, используя рифмы.

Прыгала белка с ветки на ветку и упала случайно на сонного волка.
Волк голодный подскочил, ловко белочку схватил.
Стала белочка просить, ее на волю отпустить.
Белка: «Отпусти меня волк» (Жалобно со срахом).
Логопед: Волк подумал и строго спросил:
– Хорошо, я тебя отпущу, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы?

Логопед: Отвечала белочка волку:

- Отпусти меня, волк, на елку.
Я прыгну потом на сосну и только потом я тебе скажу. А то я тебя боюсь.
Волк выпустил белку на елку, и белка ответила волку.

- Оттого тебе грустно и скучно, что злость в твоем сердце живет.
А мы веселы потому, что зла не делаем никому.

3. Логопед:

- Как хорошо ребята сыграли свои роли!

А вы, ребята, что вы можете сказать о настроении волка и белки? Какой вывод можно сделать?

Я знаю, что вы очень любите рисовать. Попробуем этот рассказ зарисовать.

(На столе отдельные листы бумаги, карандаши, наклейки белки и волка Дети подходят и схематично зарисовывают рассказ -создают мнемотаблицы, дети общаются между собой и стараются последовательно воспроизвести сюжет – помощь логопеда по необходимости)

4. Игра: «Подбери словечко».

Логопед: Расставьте картинки свои по порядку и составлять стихотворную сказку. Хотите? Чтение стихотворения (дети договаривают рифмы).

Прыгала белка с ветки на ветку и у пала случайно на сонного волка.
Волк голодный подскочил, ловко белочку схватил.
Стала белочка просить, ее на волю отпустить.
Волк подумал и строго спросил: Почему вы,белки, всегда веселы?
Я вот целыми днями брожу и все время грущу и грущу.
Отвечала белочка волку:
- Отпусти меня, волк, на елку.
Я прыгну потом на сосну и только потом я тебе скажу.
Волк выпустил белку на елку, и белка ответила волку.
- Оттого тебе грустно и скучно, что злость в твоем сердце живет
А мы веселы потому, что зла не делаем никому.

- Спасибо, ребята, вы мне очень помогли. У нас получилось замечательное стихотворение.

5. Пересказ рассказа по опорным картинкам.

- А теперь попробуем рассказать:

- С чего начинался рассказ ?

- Что произошло?

- Чем закончилась эта история?

Логопед: — Я предлагаю выбрать рассказчиков по желанию, или детей, у которых уже хорошо идет пересказ. Детям, у которых еще слабые навыки пересказа, предлагается пересказать диалог героев. Предложить при пересказе передать все эмоции и чувства героев.

6. Итог занятия:

- Какой вывод можно сделать из этой истории? Что больше всего запомнилось вам?

Марченко Людмила Петровна,
учитель-логопед,
г. Ессентуки

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями
Конспект подгруппового занятия по логопедии в 1 классе на тему «Прощай, Букварь» с использованием ИКТ Конспект подгруппового занятия по логопедии в 1 классе на тему «Прощай, Букварь» с использованием ИКТ
Театральные игры и их роль в коррекции связной речи Театральные игры и их роль в коррекции связной речи
Характеристика речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом Характеристика речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.