Программа логопедической работы по развитию устной и письменной речи у обучающихся 2-х классов с ФНР (в контексте реализации ФГОС НОО)

Планирование логопедаАннотация: Данная программа рассчитана на обучающихся 2-х классов, зачисленных на логопедические занятия по заключению «Фонетическое недоразвитие речи». Работа по данной программе предусматривает развитие лексико-грамматического строя речи, связной устной и письменной речи, дети усваивают правила орфоэпии, знакомятся с различными жанрами. В программе предусмотрены комплексные занятия и проекты. Данная методическая разработка будет полезна для учителей-логопедов общеобразовательных школ.

Программа логопедической работы
по развитию устной и письменной речи
у обучающихся 2-х классов с ФНР
(в контексте реализации ФГОС НОО)

Развитие речи – это одно из основных направлений в работе логопедических пунктов. Так как школьник, обладающий достаточным словарным запасом, умеющий грамматически и орфоэпически грамотно строить диалог, знающий все принципы и правила монологической речи, для современной школы большая редкость. И дело даже не в правильном или неправильном произношении звуков у детей, а именно в том, что вся система речи у них сформированна недостаточно хорошо, как часто говорят педагоги: «Вроде не шепелявит и не картавит, а всё равно как-то не правильно говорит, звучит ребёнок как-то неправильно».

Работа по развитию речи у младших школьников многогранна. Ведь речь – это будущий успех или не успех в жизни.

В настоящее время способности хорошего оратора очень ценятся практически в любой профессиональной области. Умение грамотно строить фразу, чётко, внятно, интоннированно, орфоэпически верно вести диалог, строить монолог – это те составляющие, которые необходимы каждому человеку.

От качества устной речи зависит качество письменной речи. Хотя стоит отметить, что современные коммуникационные технологии позволили людям практически не подписывать открыток, не писать писем, заменяя их короткими сообщениями либо по телефону, либо короткими переписками в электронной почте. Заметим, что в интернете существует даже свой язык, который в достаточной мере не соответствует нормам русской орфографии, пунктуации и орфоэпии. Эмоциональность фразы усиливается с помощью знаков-смайликов. И пользуются этим «электронным языком» практически все: и дети, и взрослые, и прекрасные ораторы в том числе.

Так что в работе по развитию речи обычно выделяются два тесно связанных между собой направления – это развитие устной речи и развитие письменной речи. Очень важно донести до школьников то, что общение может быть не только устным, но и письменным, не только односложным, но и красивым, многогранным, мелодичным. Важно научить детей любить свой язык, его звучание, его культуру.

Но не все дети, обучающиеся в начальной школе, в состоянии без специальной помощи овладеть действительно развитой речью.

Изначальные стартовые возможности каждого ребёнка различны, особенно, если это касается обучающихся с речевой патологией. В этой группе учеников, (а она достаточно обширна) выделяются: дети с общим недоразвитием речи, дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дети с фонетическим недоразвитием речи.

Обычно у детей с ФНР в основном страдает произношение, у детей с ФФНР кроме звукопроизношения нарушаются в большей степени фонетико-фонематические процессы, а вот у обучающихся с ОНР происходит недоразвитие всех систем речи. Путь к грамматически грамотной устной и, особенно, письменной речи у детей каждой группы свой. Данная программа предусматривает работу с детьми, имеющими фонетическое недоразвитие речи (ФНР).

Характеристика обучающихся с ФНР

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы:

1. Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков). Неправильно произносятся до 15 звуков.

2. Недостаточнаясформированность (в более тяжелых случаях — несформированность) фонематических процессов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

  • недостаточнаясформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звуковогосостава слова;
  • недостаточнаясформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
  • трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большогоколичества разнообразных других).

II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы:

1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому свойству).

2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

  • недостаточное понимание учебных заданий, указаний,инструкций учителя;
  • трудности овладения учебными понятиями, терминами;
  • трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
  • недостаточное развитие связной речи.

III. Психологические особенности:

1. Неустойчивое внимание.
2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
3. Недостаточное развитие способности к переключению.
4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
5. Недостаточная способность к запоминанию, преимущественно словесного материала.
6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
7. Недостаточнаясформированность произвольности в общении и деятельности.

Следствие:

  • недостаточнаясформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
  • трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средствдостижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

В соответствии с требованиями ФГОС НОО к освоению обучающимися норм и правил родного языка, к которым относятся:

  1. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания;
  2. Формирование понимания о том, что язык это основное средство человеческого общения;
  3. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи, курс «Развитие речи у детей с ФНР» становится более чем актуальным.

Данная программа ориентирована наобучающихся 2-х классов с ФНР, и имеет под собой следующую цель: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первично), в освоении общеобразовательных программ (особенно по родному языку) .

Задачи:

1. Усвоение новых слов и их значений.
2. Совершенствовать представления о многозначности слов, о принципах синонимии, омонимии, о словах-антонимах.
3. Совершенствовать знания о «крылатых словах» и фразеологических оборотах.
4. Установление логических и языковых связей между предложениями;
5. Уточнение морфологической структуры слова (приставка, суффикс, корень, окончание);
6. Развитие навыков словоизменения и словообразования (различные способы);
7. Развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций;
8. Развитие навыков использования в речи различных видов связи в словосочетаниях (управления и согласования);
9. Обучение синтаксически правильному оформлению предложения;
10. Обучение конструированию сложного предложения.
11. Дать представления о жанрах и средствах художественной выразительности произведений.
12. Обучение выборочному пересказу, сжатому пересказу, пересказу с перестройкой текста и с творческими дополнениями.
13. Обучение письменному изложению, близкому к тексту, сжатому изложению, творческому изложению
14. Обучение написанию сочинений-описаний, сочинений-рассуждений.
15. Обучение правилам произношения согласных и гласных звуков.
16. Обучение правилам произношения заимствованных слов и отдельных грамматических форм
17. Развитие мыслительных процессов, памяти, внимания.

Работа по развитию речи строится на произведениях, таких авторов, как Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, И. Крылов, В.А. Осеева и др. Кроме грамматических задач перед детьми ставится задача понять смысл произведения, понять, в чём мораль басен, каков главный герой и его поступки, оценить правильность действий и т.д.

В данной программе предусмотрены комплексные занятия, на которых используются не только тексты произведений, но просмотр определённых сюжетов, картин и их описание.

Структура курса:

Курс состоит из 36 занятий по 2 часа каждое. Всего 72 часа.

Основные разделы программы

№ п\п

Наименование раздела

Кол-во часов

Проекты

Кол-во компл. занятий

Кол-во письм. работ

1. Вводное занятие

1

2

2. Устное народное творчество

3

6

1

-

-

3. Сказки народов мира

3

6

1

-

2

4. Отечественные писатели о дружбе, добре, человечности

25

50

 

6

17

5. Сказки зарубежных писателей

3

6

 

-

1

6. Итоговое занятие

1

2

 

1

1

Поурочное перспективно-тематическое планирование логопедической работы

Скачать

Список литературы, используемый для написания программы:

  1. Аманатова М.М. Справочник школьного логопеда – Ростов/н/Д: Феникс, 2010.
  2. Ишимова О.И.Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов – Спб: ВЛАДОС, 2005
  3. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб: ИЗДАТЕЛЬСТВО «Союз», 2002г.
  4. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2006г.
  5. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: Когито-Центр, 1996 г.
Савельева Александра Анатольевна Савельева Александра Анатольевна,
учитель-логопед I кв. категории,
МБОУ СОШ №129, г. Новосибирска
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (8 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Планирование Метки: 

Сейчас читают:

Годовой план работы учителя-логопеда в коррекционной школе VIII вида Годовой план работы учителя-логопеда в коррекционной школе VIII вида
Планирование работы в рамках темы недели «Байкал жемчужина Сибири» Планирование работы в рамках темы недели «Байкал жемчужина Сибири»
аИндивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста с ОВЗ (с синдромом Дауна) аИндивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста с ОВЗ (с синдромом Дауна)
Рабочая программа учителя-логопеда по коррекционно-образовательной деятельности в условиях дошкольного логопедического пункта детского сада Рабочая программа учителя-логопеда по коррекционно-образовательной деятельности в условиях дошкольного логопедического пункта детского сада

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.