Перспективный план работы по профилактике дисграфии и дислексии на уровне буквы, слога, слова и предложения.
План рассчитан на 2 года работы (дети с ОНР) и на 1 год для детей с более легкими речевыми нарушениями.
Последовательность знакомства с согласными буквами изменяется в зависимости от контингента детей.
Буква дается тогда, когда звуки, которые она обозначает, правильно произносят все дети группы.
Усвоение образа буквы с опорой на все анализаторы.
Знакомство с буквами. Дифференциация букв. |
Работа на уровне слова, слога |
Работа на уровне предложения |
А У И О Э |
Работа над понятием «ряд» (подготовка к фонематическому анализу) с картинками, предметами и буквами.Фонематический анализ: «Подними столько пальчиков, сколько звуков слышишь».
Выкладывание схем (символы гласных). Выделение первого ударного гласного. Чтение слогов АУ УА. |
Дифференциация понятий звук – слово.Задания типа: «Подними столько пальчиков, сколько слов я сказала. Что я говорила, слова или предложения?»
Считалки: при назывании каждого слова показываем на одного ребенка. |
М — МЬ |
Дифференциация понятий звук-буква.Отличие «гласный-согласный».
Понятие «мягкий-твердый». Символы мягких и твердых звуков (зеленый – синий). Анализ ам ма ми (устно). Чтение и преобразование: АМ УМ ОМ ИМ. |
Двусложное предложение.Схема ……. ……
Развивать умение детей задавать друг другу вопросы: Кто это? Что это? Что кошка делает? И отвечать на них. |
П – ПЬ Ы |
Выделение гласного на фоне односложных слов.Устно с мячом «Заменялки» — преобразование слогов ма – па, мо – по.
Какой звук первый? Второй? Сколько всего? Выкладывание, чтение и преобразование слогов ма – па – пу. Понятие «звонкий – глухой». При знакомстве с новым звуком (ы, п, пь) дети должны сами определить гласный он или согласный. |
Задания:«Подними столько пальчиков, сколько предложений слышишь, одно или два.
Придумай 1 (2) предложения. Назови 1,2,3 слова» |
Т К-КЬ Н-НЬ |
Выделение гласных из двусложных слов.Игра с мячом «Назови гласные звуки».
Ударение «Какой звук сильнее выделяем голосом? |
Слова–предметы и слова-действия.Вводятся цветные фишки (при выполнении заданий «Подбери слово с заданным звуком» на занятиях по развитию фонематического слуха)
Слова-действия – синяя фишка, слова-предметы – красная фишка. Задания: «Назови слова-действия, 1 слово-предмет, 2 слова живых предмета». |
Х-ХЬ Г — ГЬ |
Фонематический анализ и синтез.Слова типа: мак, мама.
Упражнять детей в проговаривании слов по частям: ма – к, ма – ма. Показ рукой в воздухе: дуга – слог-слияние, точка – звук вне слияния. Дети определяют сколько звуков в каждой части 1 или 2. «Назови звуки по порядку: м – а – к. Какое слово я задумала: м – а – к? На котором по счету месте звук: м, а, к.» |
Дифференциация понятий «слово», «предложение».«Что ты сказал: предложение или слово? Что ты слышишь: слово или предложение?» |
К-Х КЬ-ХЬ В-ВЬ Ф-ФЬ В-Ф ВЬ-ФЬ Д-ДЬ Т-Д Б-БЬ П-Б ПЬ-БЬ Г-К |
Фонематический анализ и синтез слов типа: домик, вагоны, машина.Понятие «звонкий — глухой».
В дальнейшем, при знакомстве с новым звуком дети сами определяют звонкий он или глухой (с опорой на тактильные ощущения). Символы: звонкий — незакрашенный кружок, глухой – закрашенный (синий или зеленый). Выкладывание. Чтение, преобразование слогов, например: ва – фа – фу – ву (дифференциация букв на уровне слога). Образ каждой новой буквы. |
Игра «Поручение» — придумывание предложений по действию.Затем придумывание предложений по картинке.
Распространение предложений по картинке (по вопросам логопеда) |
Й |
Фонематический анализ и синтез слов типа «майка».Слова короткие и длинные.
Отхлопывание на гласный звук. Чтение слоговых таблиц на каждую изученную букву. |
Слова-признаки (зеленая фишка).Задание: «Сделаем предложение длиннее» (распространение предложения с помощью слов-признаков). |
ЕЁЮЯ
З-ЗЬ С-З С-СЬ С-Ш Ж Ш-Ж Ч Щ Л-ЛЬ Р-РЬ ТЬ |
Фонематический анализ и синтез слов типа: для, кто, стол. Устное преобразование слогов: СА-СЯ, СО-СР, СУ-СЮ.Затем: СА-СЯ-ЗЯ-ЗА. Анализ, выкладывание: ЯМ, ЮС.
Чтение слоговых таблиц с ранее пройденными буквами. Анализ и синтез слов: Произношу слово по частям, определяю, сколько звуков в каждой части (1 или 2). Затем подсчитываются звуки по порядку. |
Сколько слов в предложении? Назови их по порядку (с опорой на вопросы: Кто? Что делает? Что? Чем? И т.д.)Задания:
Назови 1 (2,3) слова-признака. «Наоборотики» — подбор антонимов – игра с мячом (чистый – грязный, низкий – высокий). Обучение детей задавать друг другу вопросы по картинкам.
|
С-Ш З-Ж РЬ-ЛЬ Р-Л Ч-ТЬ Щ-СЬ |
Дальнейшее развитие фонематического слуха.Фонематический анализ и синтез слов любой слоговой структуры и звуковой наполненности.
Дифференциация звуков, близких артикуляционно и акустически (уточнение фонематических представлений). Подбор слов к схеме. |
Выкладывание схем предложения.Подбор предложений к заданной схеме.
Придумывание предложений с заданным количеством слов. |
Соболева Н.В.,
учитель-логопед высшей кв. категории