Перспективный план работы по профилактике дисграфии и дислексии на уровне буквы, слога, слова и предложения

Планирование логопедаПерспективный план работы по профилактике дисграфии и дислексии на уровне буквы, слога, слова и предложения.

План рассчитан на 2 года работы (дети с ОНР) и на 1 год для детей с более легкими речевыми нарушениями.

Последовательность знакомства с согласными буквами изменяется в зависимости от контингента детей.

Буква дается тогда, когда звуки, которые она обозначает, правильно произносят все дети группы.

Усвоение образа буквы с опорой на все анализаторы.

Знакомство с буквами. Дифференциация букв.

Работа на уровне слова, слога

Работа на уровне предложения

А  У

И  О

Э

Работа над понятием «ряд» (подготовка к фонематическому анализу) с картинками, предметами и буквами.Фонематический анализ: «Подними столько пальчиков, сколько звуков слышишь».

Выкладывание схем (символы гласных).

Выделение первого ударного гласного.

Чтение слогов АУ  УА.

Дифференциация понятий звук – слово.Задания типа: «Подними столько пальчиков, сколько слов я сказала. Что я говорила, слова или предложения?»

Считалки: при назывании каждого слова показываем на одного ребенка.

 

М — МЬ

Дифференциация понятий звук-буква.Отличие «гласный-согласный».

Понятие «мягкий-твердый».

Символы мягких и твердых звуков (зеленый – синий).

Анализ ам ма ми (устно).

Чтение и преобразование: АМ УМ ОМ ИМ.

Двусложное предложение.Схема …….  ……

Развивать умение детей задавать друг другу вопросы: Кто это? Что это? Что кошка делает? И отвечать на них.

П – ПЬ

Ы

Выделение гласного на фоне односложных слов.Устно с мячом «Заменялки» —  преобразование слогов ма – па, мо – по.

Какой звук первый? Второй? Сколько всего?

Выкладывание, чтение и преобразование слогов ма – па – пу.

Понятие «звонкий – глухой».

При знакомстве с новым звуком (ы, п, пь) дети должны сами определить гласный он или согласный.

Задания:«Подними столько пальчиков, сколько предложений слышишь, одно или два.

Придумай 1 (2) предложения.

Назови 1,2,3 слова»

Т

К-КЬ

Н-НЬ

Выделение гласных из двусложных слов.Игра с мячом «Назови гласные звуки».

Ударение «Какой звук сильнее выделяем голосом?

Слова–предметы и слова-действия.Вводятся цветные фишки (при выполнении заданий «Подбери слово с заданным звуком» на занятиях по развитию фонематического слуха)

Слова-действия – синяя фишка, слова-предметы – красная фишка.

Задания: «Назови слова-действия, 1 слово-предмет, 2 слова живых предмета».

Х-ХЬ

Г — ГЬ

Фонематический анализ и синтез.Слова типа: мак, мама.

Упражнять детей в проговаривании слов по частям: ма – к, ма – ма.

Показ рукой в воздухе: дуга – слог-слияние, точка – звук вне слияния.

Дети определяют сколько звуков в каждой части 1 или 2.

«Назови звуки по порядку: м – а – к.

Какое слово я задумала: м – а – к?

На котором по счету месте звук: м, а, к.»

Дифференциация понятий «слово», «предложение».«Что ты сказал: предложение или слово? Что ты слышишь: слово или предложение?»

К-Х    КЬ-ХЬ

В-ВЬ   Ф-ФЬ

В-Ф    ВЬ-ФЬ

Д-ДЬ   Т-Д

Б-БЬ   П-Б

ПЬ-БЬ

Г-К

Фонематический анализ и синтез слов типа: домик, вагоны, машина.Понятие «звонкий — глухой».

В дальнейшем, при знакомстве с новым звуком дети сами определяют звонкий он или глухой (с опорой на тактильные ощущения).

Символы: звонкий — незакрашенный кружок,  глухой – закрашенный (синий или зеленый).

Выкладывание.

Чтение, преобразование слогов, например: ва – фа – фу – ву (дифференциация букв на уровне слога).

Образ каждой новой буквы.

Игра «Поручение» — придумывание предложений по действию.Затем придумывание предложений по картинке.

Распространение предложений по картинке (по вопросам логопеда)

Й

Фонематический анализ и синтез слов типа «майка».Слова короткие и длинные.

Отхлопывание на гласный звук.

Чтение слоговых таблиц на каждую изученную букву.

Слова-признаки (зеленая фишка).Задание: «Сделаем предложение длиннее» (распространение предложения с помощью слов-признаков).
        ЕЁЮЯ

З-ЗЬ    С-З

С-СЬ   С-Ш  Ж

Ш-Ж    Ч    Щ

Л-ЛЬ

Р-РЬ  ТЬ

Фонематический анализ и синтез слов типа: для, кто, стол. Устное преобразование слогов: СА-СЯ, СО-СР, СУ-СЮ.Затем: СА-СЯ-ЗЯ-ЗА. Анализ, выкладывание: ЯМ, ЮС.

Чтение слоговых таблиц с ранее пройденными буквами.

Анализ и синтез слов: Произношу слово по частям, определяю, сколько звуков в каждой части (1 или 2). Затем подсчитываются звуки по порядку.

Сколько слов в предложении? Назови их по порядку (с опорой на вопросы: Кто? Что делает? Что? Чем? И т.д.)Задания:

Назови 1 (2,3) слова-признака.

«Наоборотики» — подбор антонимов – игра с мячом (чистый – грязный, низкий – высокий).

Обучение детей задавать друг другу вопросы по картинкам.

 

С-Ш  З-Ж

РЬ-ЛЬ

Р-Л

Ч-ТЬ

 Щ-СЬ

Дальнейшее развитие фонематического слуха.Фонематический анализ и синтез слов любой слоговой структуры и звуковой наполненности.

Дифференциация звуков, близких артикуляционно и акустически (уточнение фонематических представлений).

Подбор слов к схеме.

Выкладывание схем предложения.Подбор предложений к заданной схеме.

Придумывание предложений с заданным количеством слов.

Соболева Н.В.,
учитель-логопед высшей кв. категории

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (11 понравилось, средний балл: 4,91 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Планирование Метки: , , ,

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.