Учебно-методические рекомендации к реализации инновационного продукта «Игралочка-ощущалочка» как одного из вспомогательных приёмов полисенсорного подхода к коррекции звукопроизносительной стороны речи в логопедии

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Если рассматривать данный аспект в отношении детей дошкольного возраста, то полноценная устная речь у ребёнка – это залог высоких стартовых возможностей при поступлении ребёнка в школу.

Актуальность.

Количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года растёт.

Так как залогом высоких стартовых возможностей при поступлении ребенка в школу является полноценная устная речь, то одной из поставленных задач в логопедии является овладение ребенком правильным произношением всех речевых звуков.
Формирование правильного произношения – сложный процесс, где ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, чётко воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих его людей.

Большинство детей овладевают правильным звукопроизношением ещё в дошкольном возрасте, однако, у многих детей те или иные дефекты остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи.

Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.

Анализ сборников научных трудов по физиологии, нейрофизиологии и психологии дошкольного возраста (Ф.Ф.Рау, Г.В.Ханьшева, и т.д.) показал, что для овладения правильным звукопроизношением, у ребёнка должны быть активно задействованы в данном процессе речедвигательный, речеслуховой и речезрительный анализатор с обязательным учётом индивидуальных особенностей детей. Важно формировать прочные связи между I-ой и II-ой сигнальными системами.

Так как работа по коррекции нарушений звукопроизношения, как правило, проводится в дошкольном возрасте в сензитивный период речевого развития, то специалисту необходимо умело преподносить весь учебный материал (по тренировке мелких дифференцированных движений пальцев рук, совершенствованию движений артикуляционных органов и т.д.) в легко запоминающейся систематизированной игровой форме.

Легко запоминающаяся систематизированная игровая форма делает логозанятия более интересными, увлекательными, эмоциональными, то есть повышает их эффективность. Ребёнок, увлекаясь игрой, стараясь как можно лучше соблюсти её условия, не замечает трудностей процесса обучения.

Исходя из вышесказанного, процесс коррекции звукопроизносительной стороны речи будет наиболее эффективным при применении полисенсорного подхода. Иными словами, при построении процесса коррекции, в виде комплекса игровых стандартных и вспомогательных методов и приёмов, активизирующих работу различных анализаторных систем (приложение 1).

Инновационный продукт «Игралочка — ощущалочка» представлен в виде игрового вспомогательного приёма в структуре полисенсорного подхода к коррекции нарушений звукопроизносительной стороны речи у дошкольников.

Цель:

  • Усовершенствование процесса коррекции звукопроизношения путём внедрения в логопедическую практику инновационного продукта «Игралочка-ощущалочка».

Задачи:

  1. Обосновать взаимосвязь артикуляторно — акустических характеристик звуков с получаемыми тактильно-вибрационными ощущениями пальцев рук.
  2. Представить, разработанный игровой вспомогательный приём коррекции звукопроизношении «Игралочка-ощущалочка».

Глоссарий:

Полисенсорный подход к коррекции звукопроизносительной стороны речи – комплекс специальных методов и приёмов, совершенствующий процесс коррекции звукопроизносительной стороны речи, путём активизации различных сенсорных систем ребёнка.

Тактильно-вибрационные ощущения – познавательный психический процесс отражения качественных, температурных свойств поверхности предметов и отражение изменений давления воздушной среды («контактный слух»).

Артикуляторно-акустические характеристика звука – состоит из определённого положения или движения произносительных (артикуляционных) органов в совокупности со слуховыми образами (частота, длительность) звука.

Ресурсное обеспечение:

  • Организационное – программа опытной экспериментальной работы «Модернизация профилактической работы в сфере детско-родительских отношений в структуре семья-дитя-социум с использованием инновационных технологий на базе ГДОУ», в рамках которой была осуществлена реализация инновационного продукта.
  • Содержательное — программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной, Комплексная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) Нищевой Н.В.
  • Кадровое — специалист – учитель-логопед.
  • Методическое — курсы повышения квалификации, специальная литература.
  • Материальное — логопедический кабинет, зеркало, лампа дневного света, плоскостные изображения предметов с различными поверхностями, картотека загадок.
  • Финансовое — должность учителя-логопеда в штате ГДОУ.

Технология внедрения инновационного продукта.

Вспомогательный приём «Игралочка — ощущалочка» разработан для совершенствования процесса коррекции звукопроизносительной стороны речи у дошкольников, для овладения ими полноценной устной речью.

Суть приёма «Игралочка-ощущалочка» заключается в ощущениях, получаемых ребёнком от соприкосновения и производимых движений пальцев рук с или по различным поверхностям (ткани, объёмные предметы и т.д.), в связи с артикуляторно-акустическими образами корректируемых звуков.

Обоснованием действия данного приёма является анализ исследований нейропсихологов, нейрофизиологов, педагогов и психологов.

Известный нейропсихолог Л.С.Цветкова сформулировала психофизиологические принципы восстановительного обучения при нарушениях речи. Одним из основных принципов является использование сохранных анализаторных систем (афферентаций) в качестве опоры при коррекции. Этот принцип основывается на учении о функциональных системах и их пластичности, на представлении о полирецепторности их афферентного поля и о «запасном фонде» афферентаций.

В современной педагогике разработано множество приёмов по развитию пальчиковой моторики, способствующих развитию речевой функции. Впервые, зависимость развития речи детей от степени сформированности тонких движений пальцев рук была подтверждена исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков АПН (Л.В.Антакова-Фомина, М.М.Кольцова, Е.И.Исенина).

Анализируя экспериментальные данные и данные электрофизиологических исследований, специалисты пришли к заключению, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук». Особенно «влияние проприоцептивной импульсации с мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идёт формирование речевой моторной области».

Одним из важных источников восприятия внешней информации являются механорецепторы, основная масса которых концентрируется в пределах кожной поверхности. В работе В.Д.Еремеевой отмечено, что среди рецепторов кожной чувствительности наибольшее значение (по числу и разнообразию поступающей от них информации) – имеют вибромеханорецепторы — тельца Фатер-Пачини. В физиологических исследованиях была показана не только высокая чувствительность этих телец, но и их способность кодировать и модулировать получаемую информацию при передаче её в высшие отделы нервной системы. Известен факт, что кожа ладоней и пальцев рук обладает высокой концентрацией телец Фатер-Пачини. Поэтому актуально развитие и использование тактильных ощущений кожи рук (опыты с различными поверхностями — ткани, предметы; вибро- и теплоощущений).

Так же разработка инновационного продукта основана на утверждениях специалистов о типах репрезентативных систем человека. У многих детей дошкольного возраста, основным способом получения и обработки информации из окружающего мира, выявлен кинестетический способ (через прикосновения и ощущения).

Учитывается и такой принцип коррекционной педагогики, как «принцип обходного пути», который гласит, что перестройку нарушенных психических функций лучше осуществлять с опорой на более сохранные функции.

Полученные данные по проведённой нами диагностики уровня развития тактильно-вибрационных ощущений у дошкольников с общим недоразвитием речи в сравнении с детьми с нормальными речевым развитием (приложение 2) свидетельствуют о низком уровне сформированности тактильно-вибрационных ощущений.

В связи с чем мы склонны утверждать, что предлагаемый нами инновационный продукт будет дополнительно стимулировать накопление тактильно-вибрационного опыта детей и обогащать их словарный запас.

Игровой вспомогательный приём при коррекции звукопроизношения «ИГРАЛОЧКА-ОЩУЩАЛОЧКА»

Используемый материал :

  • плоскостные изображения предметов и предметы с различными поверхностями и материалами, семантически отражающие образ корректируемого звука в непосредственной взаимосвязи с их артикуляторно-акустическими характеристиками.
  • картотека загадок (на каждый образ звука).

Ход игры: подбирается материал на конкретный коррегируемый звук.

Применяется после или совместно с основными стандартными приёмами постановки звуков. Ребёнку предлагается отгадать загадку.

После отгадывания демонстрируется плоскостное изображение или предмет с определённой характерной поверхностью, проводится параллель с его семантикой. Затем производятся соответствующие действия пальцами рук с «игрушками» (поглаживания, нажимания, сжимания, растягивание) и подключается «эффект звукоподражания». !Обязательно уточнять правильную артикуляцию звука (Приложение 3).

Мы разработали учебный материал на группу звуков, которые имеют наиболее сложную артикуляцию и акустические характеристики – соответственно позднопоявляющиеся в детской речи звуки, что обусловлено онтогенетически.

[C] – Взяли дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На бруски набили планки,
Как скользят! Вот это — … (санки)

После отгадывания, демонстрируем ребёнку плоскостные санки с прикреплённой атласной тканью и предлагаем провести пальцами по гладкой ленте,с одновременным произнесением звука [С]______. Звук будто скользит, свистит. Как и «ссссанки ссссскользят по ледяной горке».Воздушная струя холодная, посередине язычка. «Стенки» горлышка не трясутся (вибрации нет).

[C’] – загадка аналогичная, только отгадку предлагаем произнести «ласково», (саночки). Далее проделываются аналогичные движения, как и со звуком [С ], только уточняем, что маленькие саночки скользят [C’]_____.

[З] – (пила)

После отгадывания, демонстрируем ребёнку плоскостное изображение пилы с прикреплённой атласной тканью и предлагаем провести пальцами по гладкой ленте,с одновременным произнесением звука [З]______. Звук будто звенит. Как «звенит пила». «Стенки» горлышка трясутся (вибрация есть).

[З’] – (пилочка)

Аналогично [З], только уточняем, что маленькая пилочка, произносим ласково, мягко.

При работе над аффрикатами [Ц] и [Ч’], после отгадывания загадки про (кнопку) и (кнопочку) соответственно, предлагаем резко нажимать пальцами на мягкую проминающуюся ткань (поролон) и так же резко их отрывать. По ощущениям достигается эффект смыкания/размыкания как и при артикуляции этих звуков(смычные). [Ц]-кнопка синего цвета(т.к.всегда твёрдый звук) и произносит резко одновременно «Цик» . [Ч] – кнопочка зелёного цвета с одновременным произнесением «Чик».

[Ш] – У меня есть верёвка,
На конце у верёвки головка.
Ой! Шипит верёвка моя,
Это вовсе не верёвка — … (змея)

После отгадывания демонстрируем ребёнку плоскостное изображение змеи, с прикреплённой шероховатой ребристой тканью (гофрированная лента). Пальчики двигаясь по поверхности, преодолевают «преграды»,также как воздушная струя пробивается через преграду (язык) во время произношения звука [Ш]______.
«Змея шшшипит»Воздушная струя тёплая, пробивается через «чашечку». «Стенки» горлышка не трясутся (вибрации нет).

[Ж] – Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. (жук)

После отгадывания демонстрируем ребёнку плоскостное изображение жука, с прикреплённой шероховатой ребристой тканью (гофрированная лента). Пальчики двигаясь по поверхности, преодолевают «преграды»,также как воздушная струя пробивается через преграду (язык) во время произношения звука [Ж]______. «Жук жужжит» . «Стенки» горлышка трясутся (вибрация есть).

[Щ’] — (щётка)

После отгадывания демонстрируем ребёнку плоскостное изображение щётки, с прикреплённым к ней мехом с направленным в одну сторону мехом. Ребёнок резко проводит по меховой приглаженной стороне и возвращает пальчики в исходное положение и одновременно произносит звук [Щ]_. Будто «щетинистая щётка чистит».

И так несколько раз. При произношении воздушная струя резкая. «Стенки» горлышка не трясутся (вибрации нет).

[Л] – (ладошки)

После отгадывания демонстрируем ребёнку две «ладошки» из толстой бархатной бумаги, с зафиксированной линией сгиба между ними. Ребёнок зажимает «ладошки» в своей руке и выполняет резкое сжимание/разжимание с одновременным кратким произнесением звука

[Л] — «Ладошки хлопают».

Движения «ладошек» идентичны движениям языка в ротовой полости: хлоп…хлоп… При произношении воздушная струя резкая в сторону/ы. «Стенки» горлышка трясутся (вибрация есть).

[Л’] – (ладошечки)

Аналогично [Л], только уточняем, что это детские маленькие ладошечки, произносим ласково, мягко.

[Р] – (гармонь)

После отгадывания показываем картинку гармони и даём ребёнку широкую тугую резинку. Двумя руками, медленно растягиваем резинку, насколько это возможно и одновременно произносим звук [Р]_ _ _.Будто «растягиваем меха гармони». Ощущения напряжения и непрерывной вибрации схожи с ощущениями при произношении звука [Р]. Выдох сильный. «Стенки» горлышка трясутся (вибрация есть).

[Р’] – (гармошечка)

После отгадывания показываем картинку гармошечки и даём ребёнку узкую короткую тугую резинку. Двумя руками, резко растягиваем резинку, насколько это возможно и одновременно произносим звук [Р’]_ _ _. Будто «растягиваем меха гармони». Ощущения напряжения и краткой вибрации схожи с ощущениями при произношении звука [Р’]. Выдох короткий. «Стенки» горлышка трясутся (вибрация есть).

Данный инновационный продукт по коррекции звукопроизносительной стороны речи с дошкольниками был апробирован в средней логопедической группе ГДОУ № 17.

В сентябре 2007 года проводилось обследование состояния звукопроизношения детей данной группы по специальному логопедическому альбому, с помощью которого мы можем проверить произношение определённого звука в словах разной слоговой структуры и в различных позициях. В результате выявлено, что среди нарушений наиболее часто встречаются искажения звуков (60 % от числа всех нарушений). В остальных случаях замены (28 %), звуки на стадии автоматизации в различных позициях (8%) и отсутствие звуков (4%).

  • У 87 % детей группы выявлены сигматизмы и парасигматизмы свистящих звуков.
  • 93 % детей имеют сигматизмы и парасигматизмы шипящих.
  • У 75 % – диагностируются ламбдацизмы и параламбдацизмы.
  • 100 % детей – ротацизмы и параротацизмы

После начального обследования была разработана схема работы над звуками. Она базировалась на стандартных 4 этапах коррекции:

  1. Пропедевтический.
  2. Этап постановки звука.
  3. Этап автоматизации звука.
  4. Этап дифференциации звука.

В основе работы лежала классическая схема. На этапе постановки звука активно внедрялся инновационный продукт «Игралочка-ощущалочка».

В январе 2013 года была проведена промежуточная диагностика состояния звукопроизношения детей и в мае 2014 года – конечное обследование. Результаты обследования представлены в таблицах «Экран звукопроизношения» и оценены по трёхбалльной системе (приложение 4).

Полученные данные были занесены в сводную таблицу и отражены в диаграмме:

Нарушения произношения звуков, выявленные у детей средней логопедической группы на разных этапах учебного года.

(количество детей, имеющих трудности в произношении той или иной группы звуков в разные периоды времени, n=16 человек)

Виды нарушений

сентябрь

январь

май

сигматизмы и парасигматизмы свистящих звуков

14

9

7

сигматизмы и парасигматизмы шипящих звуков

15

11

5

ламбдацизмы и параламбдацизмы

9

8

5

ротацизмы и параротацизмы

16

15

9

Результаты исследования показывают значительное (50%) сокращение видов нарушений произношения в той или иной группе звуков у детей.

Состояние звукопроизношения оценивалось по шкале от 0 до 3-х баллов:

  • 0 баллов – нарушено произношение всех сложноартикулируемых звуков, а также некоторых звуков простых по артикуляции.
  • 1 балл – нарушено произношение 2-3 групп звуков сложных по артикуляции.
  • 2 балла – нарушено произношение одной группы звуков, сложной по артикуляции.
  • 3 балла – развитие звукопроизношения соответствует возрастной норме.

Состояние звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в разные периоды времени. (количество детей, набравших определённый балл в сентябре, обозначено синим цветом, в январе – красным, в мае — зелёным)

Состояние звукопроизношения

По результатам диаграммы был вычислен средний балл, набранный детьми в каждом контрольном месяце:

  • Сентябрь – 0,75 балла
  • Январь – 1,3 балла
  • Май – 2,5 балла

Вывод: средний балл оценки звукопроизношения детей данной группы, в период с сентября по май, увеличен в 3 раза. 4 детей данной группы выпущены с чистой речью, что для детей-логопатов среднего дошкольного возраста является хорошим показателем.
Инновационный продукт «Игралочка-ощущалочка» успешно прошел апробацию и дал положительные результаты.

Описание эффектов, достигаемых при использовании продуктов.

В результате апробирования и внедрения в логопедическую работу инновационного продукта «Игралочка — ощущалочка» достигается ряд эффектов:

Эффект на стороне ребёнка – коррекционный учебный материал становится доступнее, разнообразнее, интереснее =} дети занимаются охотнее и упорнее =}развитие звукопроизносительной стороны приближается к норме =} улучшается адаптация ребёнка в коллективе и его участие в жизни социума.

Педагогический эффект – совершенствуется качество коррекционно-образовательного процесса.

Социальный эффект – повышается имиджевая составляющая ДОУ, укрепляются взаимосвязи ДОУ Школа.

Возможные сложности при использовании инновационного продукта «Игралочка-ощущалочка» могут возникнуть:

  • При отсутствии специфических условий для реализации инновационного продукта (логокабинета, оснащения), которые устраняются путём создания материального ресурсного обеспечения.
  • При некомпетентности педагогов в данном вопросе. Решением данной проблемы будут курсы повышения квалификации специалистов.

Исходя из результатов проведенного нами исследования (анализа литературы; экспериментально-диагностической части) смеем утверждать, что при внедрении в логопедическую практику инновационного продукта «Игралочка — ощущалочка» осуществляется усовершенствование процесса коррекции звукопроизношения.

Примечание.

Необходимо отметить, что для наиболее эффективного исправления дефектов звукопроизношения инновационный продукт «Игралочка-ощущалочка» следует использовать в комплексе стандартных и других вспомогательных приемов, активизирующих взаимосвязанную работу всех сенсорных систем.

Методика диагностики уровня развития тактильно-вибрационных ощущений у детей дошкольного возраста. Анализ результатов.

В результате анализа литературных источников и многих интернет-ресурсов на тему диагностики уровня развития сенсорных систем ребёнка встал вопрос о необходимости разработки диагностики развития тактильно-вибрационных ощущений у детей. Так как данная методика исследования не была подобрана. Также многие авторы описывают особенности развития речи при первичных нарушениях слуховой, зрительной и двигательных систем. А о кинестетических ощущениях вопрос не раскрыт.

Попробую описать, разработанную и апробированную методику определения уровня развития тактильных ощущений и представить по ней выводы:

В исследовании принимали участие 2 группы детей старшего дошкольного возраста, общей численностью 30 человек. Первая, экспериментальная группа (далее ЭГ) детей с диагнозом общее недоразвитие речи и вторая, контрольная группа (далее КГ) детей с нормальным речевым развитием.

При определении уровня развития тактильно-вибрационных ощущений детям предлагалось:

  • Определить на ощупь качественные характеристики предметов: твёрдый или мягкий, гладкий или шершавый, большой или маленький.
  • Определить температурные характеристики: где и какая налита вода – горячая, тёплая, холодная.
  • Дай знак (кивни, скажи), когда почувствуешь, как трясётся предмет (например, определение вибрации аквариумного компрессора, а также возможно использование вибромассажёра).

! Оценивалась правильность, самостоятельность и затраченное время при выполнении задания.

Данные исследования заносились в таблицы и оценивались по системе:

  • 0 баллов – не справился или ошибочно выполнил все задания
  • 1 баллов – ошибки при выполнении 2-х заданий
  • 2 балла – единичные ошибки
  • 3 балла — ребёнок справился со всеми заданиями безошибочно (правильно определил качественные характеристики предметов, температурные характеристики воды, зафиксировал вибрацию на 1-2 сек.)

В итоге у 80% детей Эг возникли трудности дифференциации гладкой и шершавой ткани, а в Кг таких ошибок было в 3 раза меньше. Половина детей (46%) логопедической группы не определяют различия между тёплой и горячей водой, а в Кг допустил ошибку, только один ребёнок. В Эг 54% детей зафиксировали вибрацию на 3 — 4 секунде, остальные на 1 – 2 сек.

А в Кг 80% детей определили вибрацию на 1 – 2 секунде, 20% — на 3 секунде.

Диаграмма, отражающая уровень развития тактильно-вибрационные ощущений у детей с общим недоразвитием речи (Эг) и у детей с нормальным речевым развитием (Кг) представлена ниже.

Вертикальная ось – количество детей, получивших данный балл, горизонтальная ось – оценочные баллы. Синие столбцы – количество детей, получивших данный балл в экспериментальной группе, красные — в контрольной группе.

Диаграмма, отражающая уровень развития тактильно-вибрационные ощущений у детей с общим недоразвитием речи

  • Средний оценочный балл в Экспериментальной группе = 1,1
  • Средний оценочный балл в контрольной группе = 2,4

Вывод: количество ошибок, допущенных при определении качественных, температурных характеристик и вибрации у детей массовой группы значительно меньше, чем у детей логопедической группы. Но такая ситуация возможна из-за отсутствия данных понятий в активном и/или пассивном словаре детей.

В итоге, можно предположить, что использование в логопедической работе вспомогательного приёма «Игралочка-ощущалочка» в структуре полисенсорного подхода, будет не только совершенствовать процесс коррекции нарушений звукопроизношения, но и обогащать словарный запас детей, а также способствовать развитию тактильно-вибрационных ощущений.

Филатова Екатерина Сергеевна Филатова Е.С.,
учитель-логопед
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.