Проект «Азбука» в старшем дошкольном возрасте как средство формирования предпосылок успешного обучения в школе

Аннотация. Мы предлагаем Вашему вниманию проект «Азбука» , который был реализован в течение 2 лет в старшей и подготовительной группах для детей с общим недоразвитием речи. В настоящее время педагогам предлагается использовать в работе проектный метод, однако в условиях логопедической группы реализация дополнительных проектов часто затруднительна в силу большой загруженности детей. Преимущество данного проекта состоит в том, что он соответствует сложившейся структуре коррекционной работы в группах для детей с ОНР и направлен на решение в первую очередь, коррекционных задач. При этом такая работа не воспринимается детьми как образовательная деятельность, а является увлекательным и творческим делом.

Актуальность проекта.

По результатам многочисленных исследований, дети с ОНР имеют не только речевые нарушения, но и недостаточно развитые психические процессы, а также эмоционально-волевые нарушения. Указанные особенности у большинства детей с ОНР оказываются скорректированными в ходе работы специалистов и воспитателей.

Однако по нашим наблюдениям, а также беседам с родителями младших школьников, у части детей нарушения в той или иной степени остаются и в дальнейшем ведут к школьным трудностям. На первое место выходят проблемы, связанные с обучением письму и чтению. Дисграфия и дислалия, в свою очередь, ведут к отставанию по большинству предметов. В результате формируется стойкое отрицательное отношение к школе, социальная дезадаптация, девиантное поведение.

Продумывая организацию дополнительной помощи, мы намеренно остановились на такой совместной деятельности, которая соответствует:

  1. целям и структуре коррекционной работы;
  2. интересам и потребностям детей дошкольного возраста.

Как известно, дети старшего дошкольного возраста любят рисовать, мастерить и уже ценят результаты своего труда. Поэтому проект «Азбука», в ходе которого дети создавали свои книги, как нельзя лучше соответствовал эти требованиям.

Краткое описание проекта.

Цели и задачи.

Длительность: 2 года.

Продукты проекта:

  • в старшей группе — общая книга «Азбука» с рисунками детей;
  • в подготовительной группе: книжки «Азбука», созданные каждым ребенком индивидуально.

Участники: дети, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Логопед еженедельно знакомит детей с новой буквой, проводит игры, разучивает стихотворения.

Воспитатели рассматривают с детьми картинки на различные буквы, организуют изобразительную деятельность, знакомят детей со стихами.

Дети создают рисунки, участвуют в оформлении книги. Поощряется самостоятельность и оригинальность в выборе предметов для рисования.

Родители поддерживают интерес детей к обучению грамоте, участвуют в конкурсах, а также в заключительном мероприятии – «Празднике Азбуки».

Основная цель проекта:

  • Коррекция речевых проблем детей с ОНР, а также формирование предпосылок успешного обучения в школе.

Цели и задачи:

1. Коррекционно-развивающие:

  • Закрепление образа букв алфавита.
  • Развитие фонематических процессов.
  • Расширение словарного запаса.
  • Развитие эмоциональной выразительности речи.
  • Развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации.
  • Развитие воображения и художественных способностей.

2. Образовательные:

  • Расширение представлений об окружающем мире через знакомство с процессом создания книги.
  • Знакомство с произведениями детских поэтов.

3. Воспитательные:

  • Развитие самостоятельности, инициативности, умения работать в коллективе.
  • Создание как в группе, так и дома среды, способствующей повышению интереса детей к чтению.

Содержание работы.

В старшей группе проводится подготовительный этап, основной целью которого является формирование мотивации детей к созданию книги своими руками. Педагоги рассматривают с детьми различные книги-азбуки, рассказывают о процессе создания книги, о профессиях людей, чьими стараниями создаются книги. Также на этом этапе составляется план работы, информируются родители, подбирается необходимый методический материал.

Основной этап работы проходит в соответствии с Программой обучения. Каждую неделю логопед знакомит детей с новым звуком и буквой, проводит игры на развитие фонематических процессов (выделение пройденного звука в словах, различение парных звуков по твердости-мягкости, подбор слов на заданный звук) и закрепление зрительного образа букв. Воспитатель рассматривает с детьми картинки на пройденный звук и побуждает к созданию собственных рисунков.

Далее создается страница общей книги «Азбуки». Это требует от педагогов некоторых временных затрат, зато с восторгом принимается детьми. Детские рисунки сканируются и размещаются на одном листе формата А4. Под каждой картинкой печатается слово с пропущенной первой буквой. Ребенку предлагается определить твердость или мягкость пропущенного звука и вписать букву соответствующим цветом. Обратная сторона листа оформляется с использованием коротких стихов, некоторые из которых заучиваются детьми. Дети также принимают участие в оформлении. Готовый лист ламинируется и подшивается в папку-обложку. К концу года Азбука готова!

Азбука готова

В подготовительной группе работа, в целом, строится по той же схеме. Однако дети рисуют картинки к буквам в своих индивидуальных книжках, заранее подготовленных педагогами. Кроме этого ребенку предлагается придумать предложение с выбранным словом и написать его под картинкой. Такая работа проводится индивидуально и позволяет решать сразу несколько коррекционных задач, а именно:

  • расширение словаря, подбор глаголов и прилагательных к существительному,
  • развитие языкового анализа и синтеза (составление предложения, анализ предложения по количеству слов, наличие предлогов),
  • слоговой анализ слов (для переноса на следующую строку),
  • усвоение правил написания предложений,
  • развитие воображения (поощряется оригинальность высказываний, стремление не повторяться).

Когда все страницы детских Азбук были заполнены, мы оформили обложки так, чтобы книги действительно выглядели как настоящие.

Логопедический проект 'Азбука'

На форзаце был помещен портрет автора с коротким рассказом о себе. Получился хороший подарок к окончанию детского сада, результат совместного труда детей и педагогов.

Итоги работы.

Мы надеемся, что основной результат нашей работы проявится в школе в виде хорошей успеваемости детей и отсутствия школьных трудностей.

А сегодня, обобщая наш опыт, можно сказать следующее:

  1. Так как структура проекта соответствует плану коррекционной работы, создание книг удачно дополняет учебные занятия, позволяя уделять ещё больше внимания профилактике школьных трудностей.
  2. Необычная форма работы определенно вызывает интерес у детей и повышает мотивацию к обучению грамоте. При этом сама деятельность не воспринимается как обучение, а носит, скорее, игровой, творческий характер.
  3. Как совместная работа над книгой, так и индивидуальная работа оказались одинаково интересны. Первая учит детей сотрудничеству и ответственности за общее дело. А своя книга является предметом личной гордости и средством самовыражения.

Люлина А.К., учитель-логопед,
Молотовская Е.П., воспитатель,
Степнова И. В., воспитатель

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 3,50 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Один комментарий к материалу: "Проект «Азбука» в старшем дошкольном возрасте как средство формирования предпосылок успешного обучения в школе"

  1. Наталья:

    В целом, отличная идея! Хочу обратить Ваше внимание, что в русском языке одна буква может обозначать 2 звука (мягкие-твердые), может обозначать 4 звука (звонкие-глухие), один звук может обозначаться 2 буквами (гласные), а звук [й] вообще обозначается 5 буквами. И всего 5 звуков, имеющих «отдельную» букву — ц, ч, щ, ш, ж. Логопед должен учитывать это в обучении грамоте. Неграмотный подход логопеда может повлечь за собой нарушения письма.

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.