Система коррекции речи у дошкольников и младших школьников в условиях детского отделения психиатрической больницы в процессе ручной деятельности

Трудности в работе с детьми, которые имеют психические заболевания, мотивируют логопеда подавать речевой материал нетрадиционными методами. С помощью введения в логопедические занятия ручного труда, более того, сделав ручную деятельность ведущей, можно с успехом развивать, корригировать , обогащать речь детей с особенностями развития и здоровья.

ручной трудНачиная работать логопедом в детском отделении психиатрической больницы, я столкнулась с рядом трудностей: это и разнородность речевых нарушений, это отсутствие мотивации к обучению, это разный интеллектуальный уровень, это тяжесть проявления психического заболевания и т.д.

В процессе работы я обнаружила, что найти к этим детям подход можно через ручную деятельность.

Ручной труд всегда был главенствующим в коррекционных образовательных учреждениях, также он необходим и при развитии, коррекции речи. Он способствует налаживанию контакта, доверительного отношения к логопеду, на групповых занятиях делает группу сплоченной, он мотивирует детей на речь.

При изготовлении различных поделок, игрушек из различных материалов развивается не только мелкая моторика, которая очень страдает у детей с ограниченными возможностями здоровья, у детей – инвалидов, но и обогащается словарь, развивается связная речь, усовершенствуется диалоговая речь, дети учатся пересказывать, отвечать полными предложениями на вопросы, возможна и коррекция звукопроизношения, особенно продуктивно происходит автоматизация звуков в речи.

В процессе изготовления тех или иных вещей, дети отвечают на вопросы логопеда, а затем подробно рассказывают о том, какое действие производят в данный момент, в какой последовательности выполняют отдельные элементы работы, какой материал используют и т.д.

Кроме этого улучшается внимание, ребёнок становится более спокойным, уравновешенным, развивается память, расширяется кругозор, становятся более доступными логико-грамматические конструкции (сравнения, отношения последовательности).

В ходе работы были разработаны несколько основных проектов, которые стали базисными, они постоянно пополняются с учётом возрастных, индивидуальных особенностей, а также особенностей заболевания детей.

1. Проект «Весёлая матрёница».

Работа с нитками, тканью – это творческая работа ребёнка, в процессе которой он создаёт полезные, эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта, игр. Основная работа это плетение косичек, сматывание клубочков, завязывание узелков, изготовление помпонов, простые куклы.

Данный проект связан с устным народным творчеством, соответственно это прослушивание и пересказ различных сказок, пение русских народных песен, игры-драматизации, настольный театр, пальчиковый театр с проигрыванием сказок детьми, разучивание потешек, прибауток, частушек, разгадывание загадок, объяснение пословиц, поговорок. К проекту разработано перспективное планирование, по длительности – проект долгосрочный.

2. Проект «Бумажная страна».

В основе работа с бумагой. Чаще всего это коллективная работа, соотнесена с определённым временем года, праздником. Вместе с детьми изготавливаются большие полотна-картины из скрученной бумаги, чаще разноцветных салфеток. Данный вид работы требует большого терпения, усидчивости, слаженности коллектива, аккуратности.

В данном проекте логопедическая работа строится с учётом темы работы. Например: при подготовке к новому году изготовляется тематическое панно, соответственно в процессе работы логопедом будут отработаны такие темы как: «Зима», «Зимующие птицы», «Зимние забавы», «Новогодние традиции», «Животные зимой» и т.д. К проекту разработан календарно-тематический план с основными логопедическими задачами, по длительности является долгосрочным.

3. Проект «Макарономания».

В основе лежит работа с различными видами макарон. Данный вид работы очень нравится детям, он более творческий, индивидуальный. В этот проект входят такие виды работы как нанизывание макарон на шнурок (различные бусы), аппликация, раскрашивание макарон и готовых поделок. Основные темы: это «Растения», «Цветы», «Овощи», «Фрукты», «Времена года». При выполнении этого вида работы хорошо прорабатывается грамматический строй речи. Также проект снабжён тематическим планом и является долгосрочным.

Все эти проекты постоянно пополняются, корригируются с учётом особенностей, речевыми возможностями детей. Дети с удовольствием идут на занятия, результативность работы при использовании ручного труда увеличивается.

Колесникова Т.В.,
логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.