Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ЗПР

Здоровьесберегающие технологииВажнейшая задача ДОУ — охрана и укрепление здоровья решается с помощью воспитания здоровье сберегающего поведения детей, построенного на их активности. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса.

Вводная часть

Дошкольное детство – самый благоприятный период для развития речи, что в дальнейшем определяет личность человека, свидетельствует об уровне его культуры. Развитие речи детей начиная с раннего возраста является одним из ведущих разделов общеобразовательной работы в детском саду. Чаще всего от того, насколько физически активен ребенок, зависит и более раннее развитие его речи. Недостаток двигательной активности может привести к патологическим изменениям нервной системы.

Регулярность и правильность организованных занятий с детьми повышают уровень двигательной активности и имеют оздоровительное значение.

Искусству сохранения и укрепления здоровья на фоне экологической и социальной напряженности в стране, небывалого роста болезней «цивилизации» необходимо уделять как можно больше внимания.

Воспитание, охрана здоровья и физическое развитие подрастающего поколения – дело государственной важности. Большую роль в решении этой задачи играют ДОУ, являясь первой ступенью общей системы образования.

Проблема оздоровления детей – не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная работа всего коллектива ДОУ на длительный период.

Всестороннее обследование двигательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании в физическом развитии. К ним относится гипер или гиподинамия, нарушение общей и ручной моторики, дискоординация движений, заметное отставание в показателях основных физических качеств, нарушение ориентировки в пространстве, осанке и др.

Речевой дефект в ряде случаев приводит к задержке психического развития. Патология в психической сфере прежде всего проявляется в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Своеобразно поведение детей данной категории: им присущи повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность или заторможенность, апатичность, чувство ущемленности. Нарушается произвольная регуляция. Дети не способны к длительным волевым усилиям. Исправлению речевого дефекта и коррекции психического и физического состояния ребенка поможет использование здоровьесберегающих технологий.

МДОУ №347 посещают дети с задержкой психического развития. В основном это дети 3-й группы здоровья. У большинства из них ярко выражены функциональные нарушения, ослаблены защитные силы организма, наблюдаются повышенная возбудимость и утомляемость, эмоциональная лабильность и невротические проявления. Нарушения со стороны центральной нервной системы часто являются первопричиной соматических заболеваний.

Низкая способность переносить физические, умственные и эмоциональные нагрузки приводит к высокому уровню стресс уязвимости, поэтому в нашем учреждении остро стоит вопрос о сохранении и укреплении психофизического здоровья дошкольников.

Изменения в системе дошкольного образования последних лет отразились и на содержании коррекционно — развивающего обучения.

В современных программах стали предлагаться новые здоровье сберегающие технологии: «Развивающая педагогика оздоровления» Ю.Ф.Змановского, Т.В. Кудрявцева, Б.Б. Егорова, программно- методические пособия Е.А. Мастюковой, Г.А. Бутко и др. Все это говорит о том, что стратегия воспитания здорового ребенка перестала быть только медицинской проблемой. Еще Е.А. Аркин в своих работах указывал на единство медицинских и педагогических подходов к оздоровлению, отмечая огромное влияние на здоровье ребенка.

В процессе воспитательно – оздоровительной работы в ДОУ реализация потребностей в движении у ребенка происходит при помощи подвижных игр, обеспечивающих двигательное развитие, радость, эмоциональный подъем. Низкий уровень двигательных умений, однообразие движений приводят к обеднению содержания игровой деятельности ребенка и наряду с другими причинами ограничивают его возможности реализовать себя в игре со сверстниками. Игровая деятельность – естественный спутник жизни ребенка, его потребность в активных движениях, жизнерадостных жестах, звуках, мимике. Доказано, что позитивно – эмоциональные физические нагрузки, оказывая особое стимулирующее действие на организм, могут обеспечить восстановление и укрепление здоровья. Игра целостно воздействует на организм ребенка, активизирует взаимосвязанные функции органов и систем, что повышает функциональный уровень всей психической деятельности. Благодаря этим свойствам подвижные игры доступны и здоровым детям, и детям с отклонениями в развитии.

На логопедических занятиях параллельно с артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастикой, физкультминутками, динамическими паузами целесообразно применять оздоровительные приемы (гимнастика для глаз, упражнения для формирования правильной осанки). Наряду с общепринятыми технологиями в коррекционной педагогике используется точечный самомассаж, помогающий воздействовать на активные точки кожи, являющиеся нервными проводниками и тесно связанные с внутренними органами. Их стимуляция улучшает кровообращение и нормализует различные процессы в организме; воздействует на органы и системы, связанные с речевой функцией; способствует преодолению артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств; позволяет значительно сократить сроки коррекции нарушений речи.

Проблема: несмотря на то, что в ДОУ систематически проводятся все физкультурно – оздоровительные и профилактические мероприятия, можно выделить причины, обусловившие низкие результаты:

  1. Недостаточное внимание со стороны воспитателей увеличению двигательной активности детей;
  2. Недостаточность пространства развивающей среды в группе;
  3. Мало уделяется внимания организации игр и игровых упражнений в течение дня;
  4. Некомпетентность родителей в вопросах воспитания здорового, активного ребенка.

1. Актуальность

заключается в том, что важнейшая задача ДОУ – охрана и укрепление здоровья решается с помощью воспитания здоровьесберегающего поведения детей, построенного на их активности.

Понятийный аппарат:

  1. Здоровьесберегающие технологии – это комплекс, построенный на единой методологической основе, система организационных и психолого – педагогических приемов, методов, направленных на охрану и укрепления здоровья детей.
  2. Технология – совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой – либо отрасли деятельности.
  3. Двигательная активность – это совокупность двигательных актов.

2. Цель работы

– повышение двигательной активности дошкольников с ОВЗ в процессе использования здоровьесберегающих технологий в работе логопеда.

Задачи проектной деятельности:

  1. Проанализировать научно – практическую литературу по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с дошкольниками с ОВЗ»
  2. Изучать особенности речевого и психического развития, состояния здоровья и физической подготовленности детей.
  3. Определить содержание педагогического процесса, способствующее сохранению и укреплению здоровья.
  4. Осуществить поиск эффективных форм организациипед.работы – НОД, привлекать родителей к разным формам работы по физическому развитию детей.
  5. Сформулировать методические рекомендации для воспитателей.

Задачи работы с детьми.

«Здоровье»

1.Создание в ДОУ безопасной образовательной среды.
2.Осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы.
3.Использование комплексной системы диагностики и мониторинга состояния здоровья детей.

«Физическая культура»

1.Развивать потребность в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками.
2.Повышать уровень осознанного выполнения движений детьми.
3.Совершенствовать физические качества во всех видах двигательной активности.
4.Развивать инициативность, активность, самостоятельность, произвольность во всех формах двигательной активности.

«Социализация»

1.Формировать умения устанавливать причинно – следственные связи между
2.Развивать умения действовать в соответствии с усвоенными правилами, своим поведением и его возможными последствиями.
3.Формировать здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее поведение.
4.Развивать дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневнойжизни и в специально созданных и жизненных ситуациях.
5.Развивать сотрудничество, кооперацию в совместной двигательной деятельности, умения помогать друг другу в выполнении основных движений, подвижных играх, поддерживать достижения сверстников.
6.Воспитывать стремление действовать по правилам, соблюдая их.

«Познание»

1.Развивать самоорганизацию в двигательной деятельности.
2.Расширять представления о человеке, особенностях его здоровья, необходимости соблюдения правил здоровьесообразного поведения в обществе.

«Коммуникация»

1.Уметь объяснять, выражая в речи, свое здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее поведение.

3.Ожидаемые результаты

Увеличение объема двигательной активности в течение дня. Научить детей с ОВЗ быстрее и качественнее выполнять различные двигательные задания, научить управлять своим поведением в соответствии с установленными правилами игр. Пробудить интерес к играм и игровым упражнениям, улучшить показатели двигательной подготовленности. Повысить интерес родителей к проблемам физического воспитания детей, активно участвовать в организации разнообразных занятий как дома, так и в детском саду.

Развитие у детей осознания своего здоровьесберегающего поведения как по инициативе взрослого, так и по своему усмотрению.

Приобретенные знания позволят им устанавливать причинно – следственные связи между своим поведением и его возможными последствиями, создаются предпосылки к проявлению способности объяснять, выражать в речи, почему они поступили соответствующим образом. Разработать методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Основная часть

Участники:

  • Воспитатели, специалисты ДОУ, дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ;

Сроки реализации:

  • долгосрочный.

Основные направления:

1. Обновление содержания образования дошкольников:

  • Внедрение современных программ и технологий;

2. Обновление и совершенствование системы методической работы:

  • Отбор инновационного содержания деятельности,
  • Совершенствование системы мер мотивационного обеспечения качественного педагогического труда,
  • Совершенствование управленческих процессов, обновление стиля методической работы;

3. Обновление системы управления качеством образования:

  • Создание условий в соответствии с современными требованиями:
  • Улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;

Современными требованиями к основной образовательной программе в ДОУ предусматривается, что работа по физическому воспитаниюдошкольников осуществляется комплексно и предполагает интеграцию разных образовательных областей.

Работа по физической культуре в ДОУ должна строиться на основе знания и учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Образовательная область «Физическая культура» как особо важное звено в системе образовательной модели работы в ДОУ пронизывает все направления организационной модели и должна реализовываться через:

  • непосредственно образовательную деятельность;
  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
  • самостоятельную деятельность детей;

При выборе форм и методов работы с детьми важно учитывать, что первым и обязательным критерием является возрастная адекватность. Следует избегать излишнего дидактизма, учитывая, что в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игровая, а в предшкольный период – игровая с элементами учебной, которая становится ведущей в более поздние возрастные периоды. До 5 лет все задачи образовательной области «Физическая культура» могут решаться в самостоятельной и партнерской деятельности детей через адекватные возрасту формы работы, и в первую очередь такие, как игра (подвижная, дидактическая, сюжетно – ролевая и др.), игровая беседа с элементами движений, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др. Используя разные формы работы по физическому воспитанию, педагогам необходимо стремиться обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для дальнейшего обучения в начальной школе.

Грамотно спланированная и методически верно осуществляемая работа по физической культуре в ДОУ на основе принципа интеграции позволит решать широкий спектр воспитательных, образовательных и оздоровительных задач, в том числе задач других образовательных областей «Здоровье», «Безопасность», «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка» и др.

Отличительной особенностью современного подхода к решению задач в области физического воспитания дошкольников является то, что в процессе планомерной и систематической работы по реализации задач образовательной области «Физическая культура» в соответствии с Программой педагогам ДОУ необходимо стремиться к формированию у дошкольников интегративных качеств, таких, как: физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками, любознательный, активный, эмоционально -отзывчивый.

В настоящее время анализ тематической литературы показывает о многих имеющих место здоровьесберегающих технологиях.

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
3. Коррекционные технологии.
4.Педагогические здоровьесберегающие технологии

- Стретчинг
- Динамические паузы
- Подвижные и спортивные игры
- Релаксация
- Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.)
- Гимнастика динамическая, корригирующая, ортопедическая – Физкультурные занятия
- Проблемно-игровые: игротренинги, игро- терапия
- Коммуникативные игры
- Серия занятий «Уроки здоровья»
- Точечный самомассаж – Технологии музыкального воздействия
- Арт-терапия
- Сказкотерапия
- Технологии воздействия цветом
- Психогимнастика
- Фонетическая ритмика

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от:

• типа дошкольного учреждения
• конкретных условий дошкольного образовательного учреждения
• организации здоровье сберегающей среды
• от программы, по которой работают педагоги
• продолжительности пребывания детей в ДОУ
• от показателей здоровья детей
• профессиональной компетентности педагогов.

Примерное проектирование основ образовательной деятельности учителя-логопеда в старшей группе для детей с ОВЗ.

Скачать

Критерии эффективности:

  1. Здоровьесберегающее поведение детей.
  2. Умение действовать в соответствии с изученными правилами и вносить коррективы в свое поведение для обеспечения ЗОЖ
  3. Аргументировать свое отношение к собственным действиям и действиям сверстников.
  4. Поддерживать благополучное эмоциональное состояние, конструктивно общаться.
  5. Способность преодолевать негативные эмоциональные состояния.
  6. Произвольное управление своим поведением и развитие у детей положительной самооценки и веры в свои силы.

Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. После приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. Со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку.

Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатели.

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Ответственный исполнитель: воспитатели. Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатели.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатели, психолог.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. В любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Ответственный исполнитель: все педагоги

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Ответственный исполнитель: все педагоги

Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Ответственный исполнитель: воспитатели.

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатель.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатель.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст – в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатель.

Проблемно-игровые игротренинги, игротерапия – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не –заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. Со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

Самомассаж. В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму Ответственный исполнитель: воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания

Точечный массаж. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули). Ответственный исполнитель: воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания.

Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Ответственный исполнитель: все педагоги
Арт-терапия. Сеансами 10-12 занятий по 30-35 мин начиная со средней группы. Программа имеет диагностический инструментарий и предполагает ведение протоколов занятий. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. Со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

Психогимнастика – 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Направлена на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.

Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

Фонетическая ритмика – 2 раза в неделю с младшего возраста в физкультурном или музыкальном залах. Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Ответственный исполнитель: воспитатели, логопед, руководитель физического воспитания.

Анализ ресурсных возможностей

Кадровые ресурсы

Обостряется проблема профессионального выгорания педагогических кадров, отсутствия педагогического образования у вновь пришедших специалистов. Инертность, недостаточно высокий уровень аналитико-прогностических и проектировочных умений ряда педагогов не позволяет им достойно представить опыт своей работы. Основу педагогического персонала в детском саду составляют специалисты с большим стажем работы, для которых характерны такие черты, как традиционность взглядов на процесс образования, избегание инноваций, профессиональное и эмоциональное выгорание, физическая усталость.

Необходимо проводить планомерную работу по повышению их профессионального уровня, стимулированию их инновационной активности, повышать квалификацию специалистов, участвовать в конкурсах профессионального мастерства, обобщать свой опыт работы, внедрять в образовательный процесс новинки педагогической науки и практики. Именно эти педагоги, готовые к повышению своей компетентности, аттестации на более высокую квалификационную категорию, смогут составить инновационный стержень учреждения и, как следствие, обеспечить максимально возможное качество образовательной услуги.

Введение в штат учреждения научного сотрудника, для сопровождения здоровьесберегающей деятельности в МБДОУ значительно повысит инновационную деятельность учреждения.

Материально-технические ресурсы

Пространственная среда помещений детского сада недостаточно развита для использования инновационных здоровьесберегающих технологий. Перечень и количество оборудования не в полной мере соответствуют положениям образовательной программы, реализуемой в ДОУ. Вследствие чего требуется пополнение среды ДОУ современным развивающим оборудованием; совершенствование материально-технического оснащения. Развивающая среда в детском учреждении должна быть системой условий, обеспечивающей всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка. Она должна включать ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей (природные объекты, библиотека, игротека и видеотека, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий и др.). Такая среда должна позволять ребенку активно действовать в ней и творчески ее видоизменять. Существует проблема недостаточного количества (или отсутствия) оборудования для внедрения инновационных здоровьесберегающих технологий: как для обеспечения образовательного процесса, так и материально-технического оснащения. Обеспеченность образовательных программ пакетом методико-диагностических и практических материалов недостаточна для гарантирования высокого качества образовательного процесса.

Заключение

Выводы

  1. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
  2. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса.
  3. Сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
  4. Если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ, если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, то будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
  5. Материалы проекта могут быть использованы педагогами и родителями для индивидуальных занятий с детьми с целью формирования и совершенствования общих образовательных и речевых навыков.

Таким образом, коррекционно – развивающая работа по здоровьесберегающим технологиям способствует комплексному преодолению нарушений и предупреждению возможных вторичных задержек в развитии познавательных и психических процессов. Создание на логопедических занятиях условий для оптимального физического и нервно – психического развития обеспечит надлежащий уровень здоровья детей.

Возможные риски для внедрения здоровьесберегающих технологий

  • Получение отрицательного результата
  • Отсутствие результата в установленные сроки
  • Возможна разъединенность действий со стороны разных педагогов, специалистов.
  • Возможно возникновение внутренних и внешних конфликтов между специалистами и родителями ввиду разрушения традиционных способов организации деятельности детей.

К способам компенсации возможных рисков можно отнести дальнейшее овладение специалистами здоровьесберегающих технологий, повышающими качество образования. Обстоятельное объяснение родителям не только сути идеи здоровьесберегающих технологий, но и преимуществ, непосредственное и косвенное включение родителей в сам процесс здоровьесберегающей деятельности.

Информационные источники:

1. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие – М.; Сфера, 2008.
2. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.
3. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002.
4. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. – М.,2006.
5. Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фито бар – сауна/ Методическое пособие // Под ред. Б.Б.Егорова. – М.,2004.
6. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
7. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.,2002.
8. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
9. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. — 2004. — №17-24.
10. Зедгенидзе В.Я. Формирование здоровья ребенка /В.Я. Зедгенидзе //Современный детский сад. — 2007. — №1.
11. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. — М., 2001.
12. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. — М., 2002.
13. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. — М.: АПКиПРО, 2003.
14. СергиенкоТ.Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников /Т.Е. Сергиенко //Методист. — 2006. — №10.
15. Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова //Методист. — 2007. — №2.
16. Шарманова С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни /С.Б. Шарманова //Управление ДОУ. — 2006. — №4.

Сидорова Т.А.,
учитель-дефектолог

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.