Характер речевых трудностей у учащихся среднего и старшего звена общеобразовательной школы

ШкольникШкольный логопед занимается с учащимися младшего школьного возраста, т.е. с 1 по 4 класс. И в большинстве случаев за это время удается решить все поставленные логопедом задачи по коррекции устной и письменной речи учащихся и по профилактики возможных трудностей в усвоении школьной программы. Но остается небольшой процент детей, которым не хватило времени справиться со своими трудностями за период начальной школы. И причин для этого может быть множество: это и частые пропуски занятий или полный отказ от них, и наличие ярко выраженных дефектов в речевой сфере, и невозможность полноценной коррекции в силу психологических особенностей ребенка.

И что же делать такому ученику, пришедшему в 5 класс? Объём и сложность изучаемого материала резко увеличиваются, а вместе с ними растут и некомпенсированные вовремя трудности, да ещё и добавляются новые.

Звуковая сторона речи (произношение, различение, анализ и синтез, слоговая структура) за период дошкольного и начального обучения, как правило, логопедом полностью сформирована.

Основная трудность учащихся среднего и старшего звена школы — недоразвитие смысловой стороны речи (словарный запас, грамматический строй, связная речь).

Особенности лексики таких детей – бедность морфологических обобщений, недостаточная актуализация усваиваемых слов, семантические трудности. Пример неточного понимания значения: «табун» – это «место, где пасутся лошади», «изнурить» — «выгнать из норы», «негодование» — это «плохая погода». Пример смешения слов по звуковому сходству: «крона» (дерева) заменяется словом «кромка» (льда).

Ошибки грамматического строя — в словообразовании, в употреблении видовых и залоговых форм, в использовании предлогов, в падежном управлении. В построении сложных синтаксических конструкций бывает нарушен порядок слов, пропуск членов предложения; имеются повторы слов, незаконченность и неполнота мысли. Примеры подобных ошибок: образование прилагательного от существительного «слива» – «сливный», «сливной» или «сливочный». Детьми образуются такие слова как «бедняжеский», «новинство», «кормильщик», «ногища», «начал навастривать уши». «Смотреть из бинокля», «промелькнуло через меня», «страх преобладал меня», «основное настроение песни является очень грустным» — всё это взято из письменных творческих работ (сочинения, изложения) учеников с 5 по 8 класс.

Трудности связной речи проявляются в построении самостоятельного связного высказывания. Таким детям бывает сложно определить замысел, выстроить логическую последовательность, подобрать лексические средства. Часто возникают затруднения при формулировании выводов, обобщений, доказательств. При передаче уже готового текста прослеживается дословность изложения, однотипность синтаксических конструкций, «застревание» на отдельных словах и мыслях, неумение делить текст на смысловые части.

Это всё отголоски общего недоразвития речи.

У таких детей не формируется «чувство языка» — способность усваивать языковые нормы и строить свою речь в соответствии с ними.

«Чувство языка» или «языковое чутьё» — это неосознанное, безотчетное умение (навык) безошибочно следовать нормам речи в области словообразования, лексики, синтаксиса, стилистики». (1)

Все вышеперечисленные трудности не могут не сказаться на усвоении школьной программы по русскому языку. Но «страдает» не только русский язык; непонимание условий задач, учебных терминов, неумение работать с текстом отражается почти на всех школьных предметах.

А если сюда ещё добавить такие психологические аспекты как низкий уровень, слухового внимания и памяти, недостаточная сформированность саморегуляции и самоконтроля, быстрая утомляемость и истощаемость, то картина получается довольно безрадостная.

И что же со всем этим делать?

Прежде всего надо постараться не допустить такой ситуации. Для этого детям с речевой патологией необходимо регулярно посещать логопеда еще в дошкольный период. И здесь ответственность лежит полностью на родителях. При малейших речевых проблемах необходимо отвести ребенка на консультацию к логопеду. Важно не концентрировать все свое внимание только на исправлении звукопроизношения, но и обязательно уделить достаточно времени для развития фонематического восприятия, совершенствования звуко-буквенного анализа, лексики, грамматики и связной речи.

Родители должны быть включены в процесс коррекционно-развивающих занятий своего ребенка как в дошкольный, так и в школьный периоды. Также в обязанности родителей входит и развитие интереса к чтению книг, и повышение уровня речевой культуры в целом.

Если же ребенок не получал должного внимания родителей, логопедического сопровождения, то к переходу в среднюю школу мы имеем вышеописанную картину. И здесь придется приложить максимум усилий и логопеду, и психологу, и школьному учителю (и самому ребенку, конечно) для преодоления имеющихся трудностей в обучении.

  1. Федоренко Л.П. «Принципы обучения русскому языку». Москва «Просвещение», 1973, с.35

Калашникова Мария Михайловна,
учитель-логопед в частной школе,
г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Советы родителям «Развиваем пальчики – улучшаем речь» Советы родителям «Развиваем пальчики – улучшаем речь»
Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным
Алфавит в стихах Алфавит в стихах
Использование здровьесберегающих технологий в работе с детьми с дизартрией Использование здровьесберегающих технологий в работе с детьми с дизартрией

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.