Аннотация:
Работа представляет разработанный мною педагогический проект.
В проекте определена цель, задачи, вид проекта, тип проекта, ожидаемые результаты, продукт проекта и основное содержание проекта.
Перед проведением проекта были привлечены партнёры педагогического проекта, которые помогли приобрести и самостоятельно изготовить пальчиковый театр.
Применение пальчикового театра в коррекционной логопедической работе усиливает наглядность и повышает осознанность воспринимаемого материала.
Красочность, динамичность и яркость кукол пальчикового театра вызывает эмоциональные переживания, что благоприятно влияет на познавательную деятельность и обогащает чувственную основу.
Логопедические занятия с включением кукол пальчикового театра направлены на развитие всех компонентов речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, творческих способностей детей.
Тема проекта: «Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня средствами проектной деятельности».
С увеличением количества детей с общим недоразвитием речи (ОНР) весьма актуальной является проблема разработки разнообразных средств, способствующих эффективному формированию речи у данной категории детей. Общее недоразвитие речи характеризуется недоразвитием всех компонентов речевой системы: фонетических, лексических, грамматических, освоение которых вбирает в себя связная речь.
Традиционно связная речь делится на два основных вида: диалог и более сложный вид — монолог. Монологическая речь у детей с ОНР является наиболее несформированной. Это определяется тем, что монолог – произвольный вид речи и самостоятельно не формируется.
Монологическая речь — логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго по времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей.
В монологе высказывается мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Монолог характеризуется полнотой, четкостью, развернутостью. Мимика и жесты играют меньшую роль. Для монологической речи характерна литературная лексика, развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность, синтаксическая оформленность.
Большинство исследователей строят свою работу, начиная с формирования более легкого вида связной монологической речи – пересказа готового образца. Только затем переходят к более сложному виду – составлению самостоятельного рассказа.
В методиках многих авторов используются различные вспомогательные средства (сюжетные и предметные картины, фотографии, графические схемы, иллюстрации к произведению). При выполнении заданий ребенку необходимо оперировать наглядными изображениями объектов. Наглядно-образное мышление возникает у старших дошкольников, в возрасте пяти — семи лет.
У детей с общим недоразвитием речи переход к наглядно – образному мышлению в силу речевого дефекта, замедлен. Уникальным средством, позволяющим включить в занятия с одной стороны конкретные игровые действия, а с другой – затрагивать «мир образов», является пальчиковый театр. Он позволит перейти от умений оперировать предметами к умению оперировать образами, при этом учитывая ведущий вид деятельности дошкольников – игру.
Вид проекта: долгосрочный (1 год).
Тип проекта: творческий.
Цель проекта: повышение уровня сформированности связной монологической речи у детей 5-6 лет с ОНР III уровня с помощью использования в драматизации пальчикового театра.
Задачи проекта для педагога:
- Способствовать активному вовлечению в совместную деятельность всех участников образовательных отношений в условиях детского сада и семьи;
- Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными видами пальчикового театра;
- Разработать перспективный план мероприятий;
- Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта и речевой активности ребенка;
- Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- Воспитывать интерес к прослушиванию художественных произведений;
- Формировать у детей умения сотрудничать со взрослыми и друг с другом;
- Совершенствовать монологическую форму речи.
Задачи проекта для детей:
- Научиться создавать совместно с родителями и воспитателями кукол пальчикового театра;
- Научиться слушать с интересом художественное произведение;
- Научиться понимать тему прочитанного взрослыми произведения;
- Научиться подбирать слова к высказыванию;
- Научиться фантазировать;
- Научиться правильно и аккуратно использовать кукол пальчикового театра.
Ожидаемые результаты:
- Умеют при помощи взрослых создавать кукол пальчикового театра.
- Умеют самостоятельно воспроизводить содержание небольших литературных произведений.
- Умеют пользоваться некоторыми видами пальчикового театра.
- Умеют взаимодействовать с детьми и со взрослыми.
- Умеют с небольшой помощью педагогов ставить небольшие сценки по знакомым сказкам, рассказам, стихотворениям.
Продукт проекта:
- Детский спектакль в конце учебного года.
- Открытые мероприятия для родителей.
Основное содержание проекта
Реализация проекта предполагает совместную деятельность родителей и детей:
- взаимодействие учителя — логопеда с родителями, воспитателями и детьми;
- взаимодействие воспитателя с родителями и детьми;
- взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги -дети — родители- партнёры.
Работа в семье |
Работа в детском саду |
ежедневное чтение детям различных видов художественных произведений; обучение понимания темы произведения; | формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном произведении; обучение подбору слов к высказыванию; |
мотивация детей к беседе о прочитанном художественном произведении; совершенствование построения высказывания; | чтение сказок или небольших рассказов с продолжением путём введения нового персонажа;обучение построению высказывания в определённой композиционной форме; |
регулярное пополнение домашней библиотеки новыми книгами; | беседы с родителями о организации семейного чтения; подборе детской литературы; |
совместное изготовление с детьми игрушек для пальчикового театра из любого материала; | приобретение кукол пальчикового театра и самостоятельное изготовление детьми в группах; |
обучение детей правильному обращению с куклами пальчикового театра; | развитие мелкой и артикуляционной моторики; |
создание радостной атмосферы для совместного с ребенком творчества. | развитие творческого воображения и фантазии детей. |
Широкое использование в коррекционной логопедической работе кукольного пальчикового театра способствует процессу нормализации речи, в основе которого лежат общедидактические принципы, отражающие закономерности усвоения языка и речи:
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;
- коммуникативно- деятельного подхода к развитию речи;
- обогащение мотивации речевой деятельности.
Один из принципов основы коррекционной системы обучения детей с ОНР, как считает Р.Е.Левина – это связь речи с другими сторонами психического развития. Коррекционно — развивающие возможности пальчикового театра состоят в том, что его применение усиливает наглядность и тем самым повышает осознанность воспринимаемого материала. Динамичность, красочность и яркость кукольных героев вызывает у детей различные эмоциональные переживания, что в свою очередь благоприятно влияет на познавательную деятельность и обогащает чувственную основу.
Построение занятий в форме кукольных спектаклей создает доброжелательную, эмоционально — насыщенную атмосферу совместного творчества детей и логопеда, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Такая организация занятия наиболее соответствует детским психофизическим данным.
Логопедические занятия с включением кукольного театра направлены на развитие всех компонентов речи, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, творческих способностей детей.
Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка.
Партнёры педагогического проекта
Партнёры | Формы взаимодействия |
Библиотека | Экскурсия с целью консультации для родителей: «Какую книгу выбрать для ребенка». |
Театр в ДОУ | Посещение театра для детей с целью знакомства с актёрским мастерством. |
Родители | Чтение, обсуждение и обыгрывание с детьми прочитанных произведений с целью закрепления пройденного материала. |
Воспитатели | Чтение, обсуждение, обыгрывание прочитанных произведений; обучение детей построению высказывания; развитие творческого воображения детей. |
Логопед | Обсуждение и обыгрывание прочитанных произведений; обучение детей построению высказывания; развитие творческого воображения детей. |
Этапы проекта
I. Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня умения составлять пересказ.
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
1 Подготовительный этап |
|
1.1 Знакомит детей с содержанием произведения, его эмоционально читает.Уточняет понимание прочитанного: беседует, обсуждает сюжет, характер, внешний вид героев.1.1 Подготавливает пальцы рук у детей к действиям с куклой (пальчиковая гимнастика).
|
1.1 Знакомятся с содержанием произведения.1.2 Отвечают на вопросы педагога по содержанию текста, описывают героев произведения.1.3 Выполняют пальчиковую гимнастику и рассказывают правила использования пальчикового театра.
|
2 Основной этап |
|
2.1 Показывает пример рассказа – описания героев сказки, используя пальчиковый театр.2.2 Показывает пример пересказа детьми, используя пальчиковый театр. | 2.1 Самостоятельно составляют рассказ – описание героев сказки, используя пальчиковый театр.2.2 Самостоятельно составляют пересказ, используя пальчиковый театр. |
3 Заключительный этап |
|
3.1 Показывает пример пересказа без использования пальчикового театра. | 3.1 Выполняют пересказ без использования пальчикового театра. |
II. Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня умения составлять рассказ.
1 Подготовительный этап |
|
1.1 Актуализирует знания пройденного материала на прошлом занятии.1.2 Подготавливает пальцы рук к действиям с куклой (пальчиковая гимнастика).1.1 Вводит куклу нового персонажа
|
1.1 Повторяют пройденный материал. Составляют рассказы-описания героев произведения.1.2 Выполняют пальчиковую гимнастику и рассказывают правила использования пальчикового театра.1.3 Принимают в сюжет нового персонажа |
2 Основной этап |
|
2.1 Составляет с детьми рассказа – описание нового героя сказки.2.2 Придумывает с детьми новый сюжет.2.3 Показывает пример составления детьми рассказа – повествования, используя пальчиковый театр. | 2.1 Самостоятельно описывают нового героя.2.2 Рассказывают новый сюжет произведения.2.3 Самостоятельно составляют рассказ – повествование, используя пальчиковый театр. |
3 Заключительный этап |
|
Сформирована связная монологическая речь — самостоятельный рассказ ребенка без опоры на наглядность. |
Средства диагностики результатов (начало и конец года)
Цель — выявление уровня развития монологической речи детей.
Задание 1. Составление рассказа по сюжетной картинке использовать сюжетную картинку с несколькими действующими лицами, это может быть и иллюстрация к какой-нибудь сказке.
- Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Не надо задавать ребёнку наводящие вопросы. Пусть он самостоятельно попробует дать ответ. Следует записать рассказ ребенка дословно. Это поможет позже его спокойно проанализировать.
- Попросите ребенка описать какое-либо изображенное на картинке лицо – человека или животное. Можно попросить ребенка описать любой предмет или игрушку, которые находятся в комнате, не называя их. Попробуйте угадать – о чем (о каком предмете) рассказал ребенок.
Задание 2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Использовать любую серию сюжетных картинок. Это могут быть «Рассказы в картинках» Н. Радлова, «Забавные истории» В. Сутеева, «Про девочку Машу и куклу Наташу» В. Чижикова, «Кирюшка помогает маме» Ю. Черепанова или другие истории в картинках, которые есть в наличии.
Хорошо, если последовательность событий, изображенных на картинках, ребенок будет устанавливать самостоятельно. Для этого картинки, которые обычно располагаются на одном листе в определенном автором порядке, необходимо разрезать, чтобы ребёнок смог найти начало истории, ее продолжение и конец. Получится 3-4 картинки и уже по тому, как ребенок их раскладывает, станет понятно – смог ли он обнаружить причинно-следственные, логические связи между событиями, изображенными на картинках. Однако необходимо выслушать сначала его рассказ, может быть, его логика покажется нам вполне убедительной.
В норме:
- Ребенок составил рассказ по каждому заданию самостоятельно. Вы ему не помогали.
- В рассказе были использованы слова точные по смыслу (богатый словарный запас).
- Ребенок строил фразы грамматически правильно, без ошибок (в его речи не было грамматических неправильностей).
- Ребенок использовал предложения, состоящих из 4-х и более слов.
- Речь была в нормальном темпе, плавная, выразительная.
Задание 3. Чтение педагогом небольшого текста любых авторов. Затем попросить ребёнка выполнить его пересказ.
В норме: ребёнок без затруднений выполнит пересказ текста;
На основе полученных результатов обследования в зависимости от степени сформированности монологической речи можно определить, насколько повысился уровень сформированности связной монологической речи у детей.
Перспективы развития проекта
Пальчиковый театр является одним из видов кукольного театра и обладает следующими преимуществами перед остальными его видами: Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. Благодаря действиям с куклами формируются тонкие дифференцированные движения пальцев рук. Использование пальчикового театра не предполагает наличия у ребенка специальных технических умений, которые могут понадобится при использовании перчаточных кукол, марионеток и пр.
В инсценировках пальчиковый театр позволяет ребенку показать сразу несколько персонажей. Куклы пальчикового театра занимают мало места и не требуют больших материальных затрат. Существуют разнообразные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям, учитывающим физиологические возможности детей.
В пальчиковом театре используется режиссерская игра, как вид театрализованных игр. В ней ребенок не сам исполняет роль, какого либо персонажа, а управляет артистами – куклами. В данном виде театрализованной игры ребенок «озвучивает» своих героев и комментирует сюжет, как автор, тем самым развивается его монологическая речь. Участвует в открытых занятиях для родителей и педагогов.
Структура НОД
Построение НОД в соответствии с методикой формирования связной монологической речи: от составления пересказа к составлению рассказа.
На обоих этапах проводится работа от составления описательного рассказа к составлению повествовательного (рассказ о том, что произошло, случилось).
В качестве вспомогательного средства выступает пальчиковый театр.
Подбор речевого материала:
Для инсценировки используются сказки, с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов. Это облегчает запоминание детьми текстов сказок. В них соблюдается четкое деление на фрагменты – эпизоды, и ясно прослеживается логическая последовательность событий.
Например, такие сказки как «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь». Используются адаптированные тексты сказок, соответствующие возрасту детей и требованиям образовательной программы ДОУ. Тексты сокращаются за счет исключения диалогов, что позволяет ребенку выступать в роли автора, используя только монологическую речь.
Использовать для пересказа и рассказа небольшие рассказы авторов О. С. Гомзяк, Н. В. Нищева, Н. Е. Арбекова.
Требования к применению пальчикового театра
Для занятий использовались разные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям: бумажный, сваленный из шерсти и резиновый («кукольные головки»). Это обусловлено постепенным формированием у детей техники пользования пальчиковым театром. Внешний вид куклы должен соответствовать персонажу сказки, и был узнаваем детьми.
Исключение составляет новый персонаж, вводимый на этапе обучения рассказу.
Перед обыгрыванием сюжета с детьми проводить беседу по закреплению правил пользования куклой:
Кукла полностью надевается на палец. Один ребенок может надеть одну или несколько кукол на руку. Кукла смотрит на зрителя, или на другую куклу. Положение куклы – вертикальное.
Основные виды действий с куклой: надевание на палец, имитация шагов куклы с передвижением руки, повороты, покачивания, поклоны.
Список рекомендуемой литературы:
- Акулова, О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
- Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду : пособие для воспитателей дет. сада/ Н.А. Ветлугина. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985.-207с., ил.
- Кравцова, Е.Е.Разбуди в ребенке волшебника: кн. для воспитателей дет.сада и родителей. – М.:Просвещение: Учебная литература, 1996.-160с.
- Рогожникова, М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры – сказки. [//Научно – методический журнал «Логопед».- 2008. — №2.- с 66-73.
- Смирнова, Е. Игрушки из шерсти шаг за шагом. Техника валяния./ Е.Смирнова. – СПб.: Питер, 2013.-128с.: ил.
- Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие/ Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.- 4-е изд. – М.: Айрис пресс, 2007.- 224с.
- Шевченко, И.Н. Пальчиковый театр в системе коррекции дефектов речи у дошкольников. // Журнал «Логопед». — 2011.- № 1. Шинковская, К.А. Войлок. Все способы валяния. /К.А. Шинковская.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012.-176с.: ил.
Железнякова М.Н.,
учитель-логопед