Педагогический проект: Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня средствами проектной деятельности

Проект логопедаАннотация:

Работа представляет разработанный мною педагогический проект.

В проекте определена цель, задачи, вид проекта, тип проекта, ожидаемые результаты, продукт проекта и основное содержание проекта.

Перед проведением проекта были привлечены партнёры педагогического проекта, которые помогли приобрести и самостоятельно изготовить пальчиковый театр.

Применение пальчикового театра в коррекционной логопедической работе усиливает наглядность и повышает осознанность воспринимаемого материала.

Красочность, динамичность и яркость кукол пальчикового театра вызывает эмоциональные переживания, что благоприятно влияет на познавательную деятельность и обогащает чувственную основу.

Логопедические занятия с включением кукол пальчикового театра направлены на развитие всех компонентов речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, творческих способностей детей.

Тема проекта: «Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня средствами проектной деятельности».

С увеличением количества детей с общим недоразвитием речи (ОНР) весьма актуальной является проблема разработки разнообразных средств, способствующих эффективному формированию речи у данной категории детей. Общее недоразвитие речи характеризуется недоразвитием всех компонентов речевой системы: фонетических, лексических, грамматических, освоение которых вбирает в себя связная речь.

Традиционно связная речь делится на два основных вида: диалог и более сложный вид — монолог. Монологическая речь у детей с ОНР является наиболее несформированной. Это определяется тем, что монолог – произвольный вид речи и самостоятельно не формируется.

Монологическая речь — логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго по времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей.

В монологе высказывается мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Монолог характеризуется полнотой, четкостью, развернутостью. Мимика и жесты играют меньшую роль. Для монологической речи характерна литературная лексика, развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность, синтаксическая оформленность.

Большинство исследователей строят свою работу, начиная с формирования более легкого вида связной монологической речи – пересказа готового образца. Только затем переходят к более сложному виду – составлению самостоятельного рассказа.

В методиках многих авторов используются различные вспомогательные средства (сюжетные и предметные картины, фотографии, графические схемы, иллюстрации к произведению). При выполнении заданий ребенку необходимо оперировать наглядными изображениями объектов. Наглядно-образное мышление возникает у старших дошкольников, в возрасте пяти — семи лет.

У детей с общим недоразвитием речи переход к наглядно – образному мышлению в силу речевого дефекта, замедлен. Уникальным средством, позволяющим включить в занятия с одной стороны конкретные игровые действия, а с другой – затрагивать «мир образов», является пальчиковый театр. Он позволит перейти от умений оперировать предметами к умению оперировать образами, при этом учитывая ведущий вид деятельности дошкольников – игру.

Вид проекта: долгосрочный (1 год).

Тип проекта: творческий.

Цель проекта: повышение уровня сформированности связной монологической речи у детей 5-6 лет с ОНР III уровня с помощью использования в драматизации пальчикового театра.

Задачи проекта для педагога:

  1. Способствовать активному вовлечению в совместную деятельность всех участников образовательных отношений в условиях детского сада и семьи;
  2. Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными видами пальчикового театра;
  3. Разработать перспективный план мероприятий;
  4. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта и речевой активности ребенка;
  5. Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  6. Воспитывать интерес к прослушиванию художественных произведений;
  7. Формировать у детей умения сотрудничать со взрослыми и друг с другом;
  8. Совершенствовать монологическую форму речи.

Задачи проекта для детей:

  1. Научиться создавать совместно с родителями и воспитателями кукол пальчикового театра;
  2. Научиться слушать с интересом художественное произведение;
  3. Научиться понимать тему прочитанного взрослыми произведения;
  4. Научиться подбирать слова к высказыванию;
  5. Научиться фантазировать;
  6. Научиться правильно и аккуратно использовать кукол пальчикового театра.

Ожидаемые результаты:

  1. Умеют при помощи взрослых создавать кукол пальчикового театра.
  2. Умеют самостоятельно воспроизводить содержание небольших литературных произведений.
  3. Умеют пользоваться некоторыми видами пальчикового театра.
  4. Умеют взаимодействовать с детьми и со взрослыми.
  5. Умеют с небольшой помощью педагогов ставить небольшие сценки по знакомым сказкам, рассказам, стихотворениям.

Продукт проекта:

  • Детский спектакль в конце учебного года.
  • Открытые мероприятия для родителей.

Основное содержание проекта

Реализация проекта предполагает совместную деятельность родителей и детей:

  • взаимодействие учителя — логопеда с родителями, воспитателями и детьми;
  • взаимодействие воспитателя с родителями и детьми;
  • взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги -дети — родители- партнёры.

Работа в семье

Работа в детском саду

ежедневное чтение детям различных видов художественных  произведений; обучение понимания темы  произведения; формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном произведении; обучение подбору слов   к высказыванию;
мотивация детей к беседе о прочитанном художественном произведении; совершенствование построения высказывания; чтение сказок или небольших рассказов с  продолжением  путём введения нового персонажа;обучение построению высказывания в определённой композиционной форме;
регулярное пополнение домашней библиотеки новыми книгами; беседы с родителями  о организации семейного чтения; подборе детской литературы;
совместное изготовление  с детьми игрушек для пальчикового театра из любого материала; приобретение  кукол  пальчикового театра  и  самостоятельное изготовление   детьми  в группах;
обучение детей правильному обращению с куклами пальчикового театра; развитие мелкой и артикуляционной моторики;
создание радостной атмосферы для совмест­ного с ребенком творчества. развитие  творческого воображения и фантазии детей.

Широкое использование в коррекционной логопедической работе кукольного пальчикового театра способствует процессу нормализации речи, в основе которого лежат общедидактические принципы, отражающие закономерности усвоения языка и речи:

  • принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;
  • коммуникативно- деятельного подхода к развитию речи;
  • обогащение мотивации речевой деятельности.

Один из принципов основы коррекционной системы обучения детей с ОНР, как считает Р.Е.Левина – это связь речи с другими сторонами психического развития. Коррекционно — развивающие возможности пальчикового театра состоят в том, что его применение усиливает наглядность и тем самым повышает осознанность воспринимаемого материала. Динамичность, красочность и яркость кукольных героев вызывает у детей различные эмоциональные переживания, что в свою очередь благоприятно влияет на познавательную деятельность и обогащает чувственную основу.

Построение занятий в форме кукольных спектаклей создает доброжелательную, эмоционально — насыщенную атмосферу совместного творчества детей и логопеда, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Такая организация занятия наиболее соответствует детским психофизическим данным.

Логопедические занятия с включением кукольного театра направлены на развитие всех компонентов речи, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, творческих способностей детей.

Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка.

Партнёры педагогического проекта

Партнёры Формы взаимодействия
Библиотека Экскурсия  с целью консультации для родителей: «Какую книгу выбрать для ребенка».
Театр в ДОУ Посещение театра для детей с целью знакомства с актёрским мастерством.
Родители Чтение, обсуждение и обыгрывание с детьми прочитанных произведений с целью закрепления пройденного материала.
Воспитатели Чтение, обсуждение, обыгрывание прочитанных произведений; обучение детей построению высказывания; развитие  творческого воображения детей.
Логопед Обсуждение и обыгрывание прочитанных произведений; обучение детей построению высказывания; развитие  творческого воображения детей.

Этапы проекта

I. Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня умения составлять пересказ.

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 Подготовительный этап

1.1 Знакомит детей с содержанием произведения, его  эмоционально читает.Уточняет понимание прочитанного: беседует, обсуждает сюжет, характер, внешний вид героев.1.1           Подготавливает  пальцы рук у детей к действиям с куклой (пальчиковая гимнастика).

 

1.1 Знакомятся с содержанием произведения.1.2  Отвечают на вопросы педагога по содержанию текста, описывают героев произведения.1.3 Выполняют пальчиковую гимнастику и рассказывают правила   использования пальчикового театра.

 

2 Основной этап

2.1 Показывает пример рассказа – описания героев сказки, используя пальчиковый театр.2.2 Показывает пример пересказа детьми, используя пальчиковый театр. 2.1 Самостоятельно составляют  рассказ – описание героев сказки, используя пальчиковый театр.2.2 Самостоятельно составляют пересказ, используя пальчиковый театр.

3 Заключительный этап

3.1 Показывает пример пересказа  без использования пальчикового театра. 3.1 Выполняют пересказ  без использования пальчикового театра.

II. Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня умения составлять рассказ.

1 Подготовительный этап

1.1 Актуализирует знания  пройденного материала на прошлом занятии.1.2 Подготавливает пальцы рук к действиям с куклой  (пальчиковая гимнастика).1.1            Вводит куклу нового персонажа

 

1.1 Повторяют пройденный материал. Составляют рассказы-описания героев произведения.1.2 Выполняют пальчиковую гимнастику и рассказывают правила   использования пальчикового театра.1.3 Принимают в сюжет нового персонажа

2 Основной этап

2.1  Составляет с детьми рассказа – описание нового героя сказки.2.2 Придумывает с детьми новый сюжет.2.3 Показывает пример составления детьми рассказа – повествования, используя   пальчиковый  театр. 2.1 Самостоятельно описывают  нового героя.2.2  Рассказывают новый сюжет произведения.2.3 Самостоятельно составляют  рассказ – повествование, используя   пальчиковый  театр.

3 Заключительный этап

Сформирована связная монологическая речь — самостоятельный рассказ ребенка без опоры на наглядность.

Средства диагностики результатов (начало и конец года)

Цель — выявление уровня развития монологической речи детей.

Задание 1. Составление рассказа по сюжетной картинке использовать сюжетную картинку с несколькими действующими лицами, это может быть и иллюстрация к какой-нибудь сказке.

- Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Не надо задавать ребёнку наводящие вопросы. Пусть он самостоятельно попробует дать ответ. Следует записать рассказ ребенка дословно. Это поможет позже его спокойно проанализировать.

- Попросите ребенка описать какое-либо изображенное на картинке лицо – человека или животное. Можно попросить ребенка описать любой предмет или игрушку, которые находятся в комнате, не называя их. Попробуйте угадать – о чем (о каком предмете) рассказал ребенок.

Задание 2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Использовать любую серию сюжетных картинок. Это могут быть «Рассказы в картинках» Н. Радлова, «Забавные истории» В. Сутеева, «Про девочку Машу и куклу Наташу» В. Чижикова, «Кирюшка помогает маме» Ю. Черепанова или другие истории в картинках, которые есть в наличии.

Хорошо, если последовательность событий, изображенных на картинках, ребенок будет устанавливать самостоятельно. Для этого картинки, которые обычно располагаются на одном листе в определенном автором порядке, необходимо разрезать, чтобы ребёнок смог найти начало истории, ее продолжение и конец. Получится 3-4 картинки и уже по тому, как ребенок их раскладывает, станет понятно – смог ли он обнаружить причинно-следственные, логические связи между событиями, изображенными на картинках. Однако необходимо выслушать сначала его рассказ, может быть, его логика покажется нам вполне убедительной.

В норме:

  1. Ребенок составил рассказ по каждому заданию самостоятельно. Вы ему не помогали.
  2. В рассказе были использованы слова точные по смыслу (богатый словарный запас).
  3. Ребенок строил фразы грамматически правильно, без ошибок (в его речи не было грамматических неправильностей).
  4. Ребенок использовал предложения, состоящих из 4-х и более слов.
  5. Речь была в нормальном темпе, плавная, выразительная.

Задание 3. Чтение педагогом небольшого текста любых авторов. Затем попросить ребёнка выполнить его пересказ.

В норме: ребёнок без затруднений выполнит пересказ текста;

На основе полученных результатов обследования в зависимости от степени сформированности монологической речи можно определить, насколько повысился уровень сформированности связной монологической речи у детей.

Перспективы развития проекта

Пальчиковый театр является одним из видов кукольного театра и обладает следующими преимуществами перед остальными его видами: Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. Благодаря действиям с куклами формируются тонкие дифференцированные движения пальцев рук. Использование пальчикового театра не предполагает наличия у ребенка специальных технических умений, которые могут понадобится при использовании перчаточных кукол, марионеток и пр.

В инсценировках пальчиковый театр позволяет ребенку показать сразу несколько персонажей. Куклы пальчикового театра занимают мало места и не требуют больших материальных затрат. Существуют разнообразные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям, учитывающим физиологические возможности детей.

В пальчиковом театре используется режиссерская игра, как вид театрализованных игр. В ней ребенок не сам исполняет роль, какого либо персонажа, а управляет артистами – куклами. В данном виде театрализованной игры ребенок «озвучивает» своих героев и комментирует сюжет, как автор, тем самым развивается его монологическая речь. Участвует в открытых занятиях для родителей и педагогов.

Структура НОД

Построение НОД в соответствии с методикой формирования связной монологической речи: от составления пересказа к составлению рассказа.

На обоих этапах проводится работа от составления описательного рассказа к составлению повествовательного (рассказ о том, что произошло, случилось).

В качестве вспомогательного средства выступает пальчиковый театр.

Подбор речевого материала:

Для инсценировки используются сказки, с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов. Это облегчает запоминание детьми текстов сказок. В них соблюдается четкое деление на фрагменты – эпизоды, и ясно прослеживается логическая последовательность событий.

Например, такие сказки как «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь». Используются адаптированные тексты сказок, соответствующие возрасту детей и требованиям образовательной программы ДОУ. Тексты сокращаются за счет исключения диалогов, что позволяет ребенку выступать в роли автора, используя только монологическую речь.

Использовать для пересказа и рассказа небольшие рассказы авторов О. С. Гомзяк, Н. В. Нищева, Н. Е. Арбекова.

Требования к применению пальчикового театра

Для занятий использовались разные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям: бумажный, сваленный из шерсти и резиновый («кукольные головки»). Это обусловлено постепенным формированием у детей техники пользования пальчиковым театром. Внешний вид куклы должен соответствовать персонажу сказки, и был узнаваем детьми.

Исключение составляет новый персонаж, вводимый на этапе обучения рассказу.

Перед обыгрыванием сюжета с детьми проводить беседу по закреплению правил пользования куклой:

Кукла полностью надевается на палец. Один ребенок может надеть одну или несколько кукол на руку. Кукла смотрит на зрителя, или на другую куклу. Положение куклы – вертикальное.

Основные виды действий с куклой: надевание на палец, имитация шагов куклы с передвижением руки, повороты, покачивания, поклоны.

Список рекомендуемой литературы:

  1. Акулова, О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
  2. Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду : пособие для воспитателей дет. сада/ Н.А. Ветлугина. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985.-207с., ил.
  3. Кравцова, Е.Е.Разбуди в ребенке волшебника: кн. для воспитателей дет.сада и родителей. – М.:Просвещение: Учебная литература, 1996.-160с.
  4. Рогожникова, М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры – сказки. [//Научно – методический журнал «Логопед».- 2008. — №2.- с 66-73.
  5. Смирнова, Е. Игрушки из шерсти шаг за шагом. Техника валяния./ Е.Смирнова. – СПб.: Питер, 2013.-128с.: ил.
  6. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие/ Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.- 4-е изд. – М.: Айрис пресс, 2007.- 224с.
  7. Шевченко, И.Н. Пальчиковый театр в системе коррекции дефектов речи у дошкольников. // Журнал «Логопед». — 2011.- № 1. Шинковская, К.А. Войлок. Все способы валяния. /К.А. Шинковская.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012.-176с.: ил.

Железнякова М.Н.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Многофункциональное логопедическое пособие «Волшебное дерево» Многофункциональное логопедическое пособие «Волшебное дерево»
Логопедический самомассаж — основные приемы и техника проведения Логопедический самомассаж — основные приемы и техника проведения
Использование информационно-коммуникационных технологий как средства оптимизации логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения Использование информационно-коммуникационных технологий как средства оптимизации логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых, как средство развития речи Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых, как средство развития речи

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.