Понятие «коммуникативная компетенция» означает успешную коммуникативную деятельность, осуществляемую на основе усвоенных средств, стратегий речевого общения, подкрепляемых языковыми навыками и речевыми умениями.
В коммуникативную компетенцию входят следующие элементы:
- знание способов взаимодействия с окружающими;
- умение использовать средства языка в устной речи в соответствии с условиями общения;
- практическое овладение диалогической и монологической речью;
- овладение культурой устной и письменной речи;
- владение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения;
- владение навыками работы в группе;
- способность к осуществлению учебного сотрудничества;
- владение различными социальными ролями;
- умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей и др.
В дошкольном возрасте происходит очень важное приобретение – расширение круга общения, а, значит, потребность в общении возрастает, поэтому формирование коммуникативной компетенции в дошкольном возрасте, когда развитие коммуникативных умений находится в сензитивном периоде, играет важную роль, для того что ребенок мог социализироваться в «новом» обществе, чтобы ему было комфортно в нем.
Сформированность элементов коммуникативной компетенции позволит ребенку быстрее адаптироваться в новом круге общения. В старшем дошкольном возрасте ведущим средством общения является слово, поэтому научить «обращаться» с этим словом в различных ситуациях – одна из важнейших задач для развития коммуникативных навыков и развития ребенка в целом.
Особого внимания заслуживают особенности формирования коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Общее недоразвитие речи сопровождается незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, наличием стойких нарушений коммуникативного акта, что затрудняет, а иногда вообще делает невозможным развитие коммуникативной компетентности детей.
Дети с общим недоразвитием речи в большей степени нуждаются в формировании коммуникативной компетенции, потому что нарушения речевой функции приводят к нарушению процесса коммуникации, что, в свою очередь, ведет к недоразвитию коммуникативной компететенции в целом.
У детей старшего дошкольного возраста с ОНР процесс коммуникации происходит с некоторыми затруднениями — это происходит из-за того, что бедность словаря затрудняет выбор нужных языковых средств для реализации высказывания; неумение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми приводит к конфликтам, которые дети не способны разрешить в силу незнания способов их разрешения; ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, неумение правильно оценивать свои возможности приводит к снижению их коммуникативной активности.
Формирование коммуникативной компетенции у дошкольников с ОНР необходимо и очень важно, так как ребенку с нарушениями речи нужно общение, нужен диалог, который может осуществляться только при наличии собеседника, необходимо развитие связной монологической речи, что является базой для общения, навыки взаимодействия с окружающими, которые помогут быстрее «войти» в общество.
Сформированность коммуникативной компетенции старшего дошкольника влияет на учебную успешность, на адаптацию ребенка к школе, на эмоциональное благополучие в коллективе, является условием благополучия ребенка, а также выступает как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Вопрос о значении формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является открытым и актуальным для педагогов.
Автор: Канюка М.И.,
студентка НИУ БелГУ,
г. Белгород
Научный руководитель:
Садовски М.В.,
к.ф.н., доцент НИУ БелГУ,
г.Белгород