Реабилитация пациентов с очаговыми поражениями мозга

Логопедические занятия при очаговых поражениях головного мозгаРеабилитация — это комплекс мероприятий ,направленных на восстановление(полное или частичное) нарушенных функций ,на психическую или социальную реадаптацию больного.

Специалисту логопеду важно владеть информацией о полном воздействии на больного.

Трудно провести четкую границу между собственно лечебными и реабилитационными мероприятиями. Мы рассмотрим методы физической реабилитации широко у нас применяемые.

Общие принципы реабилитации больных с I И II стадиями хронической сосудистой болезнью мозга включают (Кадыков А.С и др.,2003):

  • Правильную организацию труда и отдыха, запрещение ночных смен и длительных командировок;
  • Умеренные физические нагрузки ,лечебную гимнастику, дозированную ходьбу, посещение бассейна;
  • Диетотерапию;
  • Климатолечение на местных курортах, в условиях мелкогорья (напримар,на курорте Минеральные Воды),на морских курортах(в нежаркое время года);
  • Бальнеолечение, положительно воздействующее на центральную гемоденамику, сократительную функцию сердца, состояние иммунной и вегетативной
  • нервной системы, повышающий эмоциональный тонус больных; средствами выбора являются радоновые, рапные, углекислые, сульфидные, йодобромные ванны;
  • При астеническом и астено-депрессивном синдромах,кроме кроме лекарственных средств,рекомендуется;
  • Гальванический воротник по Щербаку(длительность процедуры 8-10 минут,курс 10-15 процедур)или массаж шейно-воротниковой зоны -8-10 минут(10-15 процедур);
  • Электросон(длительность 20-40 минут,курс 10-15 процедур);
  • Упомянутое выше бальнеолечение;

При псевдобульбарном синдроме (дисграфия, дисфония, дизартрия) рекомендуетя:

  • Нервно-мышечная электростимуляция мышц глотки,языка,гортани с помощью специальных электродов;длительность процедуры 7-10 минут,периоды стимуляции продолжительностью 20-30 секунд чередуются с паузами в течении минуты (Черникова Л.А и др.,1990);

При дизартрии – гимнастика и массаж мышц зева ,глотки и артикуляционных мышц,занятия с логопедом;

При насильственном смехе и плаче — лекарственная терапия;

При лобной диспраксии ходьбы и нарушениях ходьбы , связанных с вестибуло-мозжечковым синдромом , часто сочитающимися с нарушением равновесия , рекомендуется:

  • Специальные лечебно-гимнастические упражнения,
  • тренировка в ходьбе по песку и гравию;

Для совершенствования функции равновесия – использование метода биоуправления по стабилограмме, для чего применяют компьютерно-стабилографические комплекса, в которые входят; жесткая динамическая платформа, компьютер, пакет прикладных программ с реабилитационными играми.

В основе метода биологически обратной связи лежит активное обращение к личности пациента и использование обратной связи как источника дополнительной информации для пациента о результативности выполнения им задания . Основная цель метода биологически обратной связи заключается в повышении уровня осознания обычно полностью или частично неосознаваемых физиологических процессов ,движений к которым относится ходьба, и поддержания равновесия, осуществляемых в значительной степени автоматически ,и произвольного управления ими. Затем путем сознательного регулирования внутреннего физиологического состояния больной учится предотвращать или устранять нежелательные отклонения от нормы(Черникова Л.А 1998;Устинова К.И и др.,2000;Кадыков А.С.,Швхпаронова Н.В.,2003).

При нейрогенных тазовых нарушениях (учащенное, временами непроизвольное мочеиспускание ), используются:

  • Специальные тренирующие программы («мочеиспускание по часам»)(Engel B.T et al., 1990; Schnelle G.F.,1990);
  • Специальные методы электростимуляции мочевого пузыря .

При двигательных нарушениях (при хронических сосудистых заболеваниях головного мозга это обычно легкие и умеренные моно- и гемипарезы , координационные нарушения ) физические методы лечения имеют преимущественное значение, они включают:

  • Лечебную гимнастику;
  • Биоуправление с обратной связью ;
  • Нервно-мышечную электростимуляцию;
  • Методы снижения спастичности (миорелаксанты, теплолечение или криотерапия, массаж, иглорефлексотерапия, гидропроцедуры упражнения на расслабление), как методы физического воздействия на пациента с целью реабилитации.

При речевых и других нарушениях высших психических функций с пациентами проводится коррекционно-педагогические занятия с логопедом или нейропсихологом, бытовая реабилитация с кинезотерапевтом.

В связи с прогрессирующим характером хронических заболеваний сосудов головного мозга реабилитационные курсы необходимо повторять ,частота и длительность определяется состоянием больного в условиях реабилитационного стационара при его отсутствии в условиях неврологического стационара, санатория.

Малеева И.И.,
логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.