В современной литературе, посвященной проблеме коррекции звукопроизношения, этап автоматизации поставленных звуков в слогах освящен не так подробно, как этап введения звуков в слова и в речь, и по существу он сводится к автоматическому повторению слогов за логопедом. Поэтому в этой статье я постаралась описать поподробнее игры, которые можно использовать на этом мало интересном этапе работы.
Автоматизация звуков в слогах – важный, но малоинтересный для ребенка вид работы, заключающийся в многократном повторении за логопедом. Если к этому процессу подключить зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, дело пойдет быстрее, так как даст возможность развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику пальцев рук и умение свободно и правильно использовать поставленный звук в речи. Поэтому в работу включаются различные игрушки, пособия, презентации.
Игры с пальчиками
«Колечки».
Ребенок, произнося заданные слоговые ряды, касается поочередно подушечками пальцев большого пальца, начиная с указательного (поочередно на каждой руке, двумя руками одновременно).
«Пальчики здороваются».
Ребенок, произнося заданные слоговые ряды, соединяет пальцы подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждый слог. Ладони не касаются друг друга. Сгибать кисти в кулак или пальцы и поочередно разгибать, проговаривая слоги
Игры с предметами, игрушками
1. «Кнопочки».
Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбку, цветок и т.д.). Сколько кнопочек – столько повторов.
В качестве кнопочек может выступать аппликатор Кузнецова.
2. «Шарики».
Во время произнесения слоговых рядов дети перекладывают (передают) из руки в руку шарик от пинг-понга, мячик.
3. «Волшебная веревочка».
Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая слоги.
4. «Палочки».
Дети рисуют или выкладывают поочередно вертикальные палочки с одновременным произнесением заданных слогов. 5. «Сосчитай игрушки» Столько раз проговорить слог, сколько лежит игрушек.
6. «Тихо-громко».
Ребенок «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой – тихо.
7. «Прищепки».
Поочередно «кусать» ногтевые фаланги пальцев прищепкой (не тугой) от указательного пальца к мизинцу и обратно, проговаривая слоги. Или — «украшать любой предмет» прищепками во время автоматизации слогов. 8 «Собери шишки (камушки, фасоль, бусины)» в коробочку, проговаривая слог.
9. «Выложи из камней» (фасоли, ракушек и т.д.) узор» с опорой на рисунок или по его контуру «Дорожки».
- Проводить пальцем по готовым, нарисованным дорожкам.
- Проводить дорожки по манке, песку, проговаривая отрабатываемые слоги.
- Проговаривая, рисовать по контуру или продолжать начатую дорожку.
- Проговаривать, «раскручивая клубочки».
- «Шагать пальчиками» по «облакам, цветам, следам невиданных зверей», решеткам, фишкам и т.д.», проговаривая слоги.
6. Шагать по полу с использованием напольных пособий ( цветы, облака, следы) с проговариванием отрабатываемых слогов.
Все эти игры способствуют более интересному и эффективному закреплению звуков на этапе введения их в слог и более успешному переходу к этапу введения их в слова.
Позднякова О.А.,
учитель-логопед
В современной литературе, посвященной проблеме коррекции звукопроизношения, этап автоматизации поставленных звуков в слогах освящен не так подробно
Что же Вы такие позорные орфографические ошибки допускаете? «посвЯщенной»! «ПосвЕщенной» пишется, от слова СВЕТ. Вы же логопед!
От возмущения поторопилась и не то слово написала. «освЯщен» Вы пишете. «освЕщен» правильно пишется. От слова СВЕТ.