Опыт применения аппаратно-программного комплекса «Нейрокурс» с биологической обратной связью (БОС) в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ

НейрокурсСовременные педагогические технологии.

Опыт применения аппаратно-программного комплекса «Нейрокурс» с биологической обратной связью (БОС) в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ.

«Без речи нет сознания, ни самосознания» Л.С. Выготский.

Актуальность.

Полноценное развитие ребенка – есть неотъемлемая права человека и одна из важнейших задач образования. В последние десятилетия отмечается тенденция к увеличению числа детей с отклонениями в развитии, и наша задача – создать условия, обеспечивающие ребенку с ОВЗ самоактуализацию и реализацию имеющегося потенциала в процессе образования и социализации.

Специфика речевых нарушений у детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида очень разнообразна и определяется локализацией, глубиной органического поражения и причинами развития заболевания, а также осложняется интеллектуальными, характерологическими особенностями личности ребенка. Как правило, большинство учащихся школы – дети с системным недоразвитием речи.

В коррекционно-логопедической работе с данной категорией детей традиционное методы и приемы бывают малоэффективны и зачастую не оказывают должного эффекта. Это связано с особенностями психофизического развития ребенка с ОВЗ и его соматическим состоянием. В связи с этим возрастает потребность учителя-логопеда в современных, инновационных методиках, в новых эффективных технологиях, способных заинтересовать ребенка, раскрыть его потенциал и добиться положительных результатов.

Одной из перспективных, современных технологий логопедической коррекции речевых нарушений является метод функционального биоуправления (ФБУ). Суть метода состоит в предоставлении испытуемому информации о функционировании его органов и систем, в обычных условиях недоступной сознательному контролю. На базе визуализации деятельности моторной, дыхательной и других систем организма появляется возможность комплексной коррекции дыхательной, речевой, психосоматической функций, психоэмоционального состояния ребенка. Помимо широких функциональных возможностей, данный АПК способствует активному участию ребенка в коррекционном процессе, его мотивации и заинтересованности благодаря применению игровых сюжетов и удобной демонстрации испытуемому его собственных успехов.

С 2013 года кабинет логопеда в нашем учреждении оборудован Аппаратно-Программным-Комплексом (далее — АПК) «Нейрокурс» с биологической обратной связью (БОС), автоматизированным рабочим местом с установленным программным обеспечением «Нейрокурс». В связи с этим у меня появилась возможность осваивать и применять метод ФБУ в своей логопедической работе. На консультационном семинаре НПФ «Амалтея» на базе КГБОУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения» в г.Хабаровск я обучилась теоретическим и практическим основам применения данной технологии, получила соответствующий сертификат.

Существенным препятствием на пути повсеместного внедрения метода «Нейрокурс» с БОС в работу учреждений 8 вида является наличие относительного противопоказания: эпилепсия/эписиндром (встречается у данной категории детей), грубые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Указанное противоречие обусловило необходимость в специальном исследовании применимости метода ФБУ на основе АПК «Нейрокурс» с БОС в коррекционно- логопедической работе с детьми с нарушениями интеллекта.

Таким образом, целью моего исследования стало выявить и изучить наиболее эффективные способы и условия применения метода ФБУ на основе АПК «Нейрокурс» с БОС в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с нарушением интеллекта.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические основы применения метода ФБУ в логопедической деятельности.
  2. Отыскать способы преодоления ограничений применимости данного метода для детей с нарушением интеллекта.
  3. Разработать примерную программу индивидуальных логопедических занятий с использованием данной технологии для экспериментальной группы детей.
  4. Апробировать разработанную программу.
  5. Проанализировать эффективность метода ФБУ в логопедической деятельности.

Базу исследования составили учащихся КГКСКОУ СКОШ 8 вида № 3 с которыми я веду логопедическую работу — 43 человека.

Методы исследования:

  • Анализ педагогической и психологической литературы;
  • Наблюдение;
  • Тестовая методика диагностики устной речи учащихся с интеллектуальными нарушениями С. И. Ржевской;
  • Сравнительный анализ результатов диагностики у экспериментальной и контрольной групп

Практическая значимость: выводы и результаты исследования могут быть использованы для организации коррекционно- логопедических занятий на основе метода ФБУ АПК «Нейрокурс» с БОС в работе образовательных учреждений для детей с нарушением интеллекта.

Данный материал был рассмотрен на МО учителей начальных классов, размещен на сайте http://luknat71.blogspot.ru

Для теоретического обоснования исследования, я произвела анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования.

Речь – сложнейшая функция человеческого организма. По мнению Л.С. Выготского [3], речь немыслима без речевого дыхания. Правильное речевое дыхание у школьников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает правильное усвоение звуков, силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, соблюдать плавность речи.

Метод ФБУ на базе АПК «Нейрокурс» с БОС реализует комплексный подход в коррекции дыхательной, фонационной, речевой, двигательной функций.

Преимущества метода ФБУ

Физиологическая безопасность – воздействие немедикаментозное и неинвазивное, на организм испытуемого не оказывается активного аппаратного воздействия.

Объективность – показания приборов не зависят от квалификации и настроения исследователя.

Краткосрочность сеансов обучения – позволяет проводить сеансы за время, отведенное на коррекционные логопедические занятия.

Долговременность действия – за счет задействования моторной памяти функциональных систем организма.

Комплексность изменений [2].

Важнейшим и концептуально значимым достоинством ФБУ является то, что оно качественно меняет взаимоотношение в системе «учитель – ученик». Ученик перестает быть пассивным объектом и становится увлеченным активным субъектом коррекционного процесса. Обучение навыкам управления своим состоянием происходит путем отслеживания собственных ощущений в процессе управления компьютерным игровым сюжетом. Игровая деятельность создает благоприятный эмоциональный фон, снижает утомляемость детей во время занятия [7].

В силу глубокого диффузного органического поражения ЦНС дети с нарушением интеллекта, как правило, страдают системным недоразвитием речи, неустойчивостью эмоционально-волевой сферы, ослабленным психосоматическим состоянием. У учащихся, страдающих эпилепсией, могут возникать судороги и припадки.

Неспособность усвоить сложную инструкцию, вспышки раздражения при неудачах и монотонной деятельности, повышенная утомляемость, риск спровоцировать приступ эпилепсии – таковы предпосылки сложившегося представления о невозможности внедрения данной технологии в работу учителя-логопеда с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения [1].

Анализ ограничений технологии «Нейрокурс» с БОС позволил выдвинуть предположение о возможности применения метода ФБУ на базе «Нейрокурс» с БОС для данной категории детей при соблюдении следующих ограничений:

Отсутствие эпилепсии/эписиндрома;

Легкая степень УО, способность понимать и следовать инструкцию учителя;

Относительная сохранность и устойчивость эмоционально-волевой сферы.

Описание исследования

Опираясь на эти критерии, я произвела отбор среди учащихся КГКСКОУ СКОШ 8 вида № 3. с которыми веду логопедическую работу (всего 43 человека). Выяснилось, что данным критериям отвечают 12 учащихся (28%). Из них мной были отобраны 5 учащихся одного возраста (2 класс) и включены в состав экспериментальной группы. С детьми этой группы я проводила индивидуальные коррекционные логопедические занятия по методу ФБУ АПК «Нейрокурс» с БОС 1 раз в неделю с марта 2014 года по настоящее время.

Использование БОС предполагает создание индивидуальной образовательной программы (ИОП), которую я составляю на основе следующих программ:

1) Программа для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой [6].

2) «Нейрокурс»: Комплекс методик профилактики и коррекции нарушений психического состояния человека на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью [5].

Результаты внедрения метода ФБУ на основе АПК «Нейрокурс» с БОС в экспериментальной группе:

Для анализа результатов я использовала следующие методы исследования:

Наблюдение;

Тестовая методика диагностики устной речи учащихся с интеллектуальными нарушениями. Автор составитель С. И. Ржевская (адаптированная для детей с нарушениями интеллекта Тестовая методика Кабановой Т.В. и Домниной О.В.[4]).

Сравнительный анализ результатов диагностики у экспериментальной и контрольной групп

Эффективность внедрения метода ФБУ на основе АПК «Нейрокурс» с БОС в экспериментальной группе мы оценивали при помощи наблюдения за таким ключевым параметром речевого дыхания как его тип (диафрагмальное, поверхностное, смешанное)

Результаты наблюдения (за период с марта 2014 по декабрь 2014) показали, что в экспериментальной группе диафрагмальный тип дыхания отмечен у 5 чел (100%), а в контрольной у 2 чел. (40%). Это позволяет сделать вывод, что методика «Нейрокурс» с БОС формирует у учащихся диафрагмальный тип дыхания, способствующий речевому развитию и улучшению психоэмоционального состояния испытуемых.

Результаты внедрения метода ФБУ на основе АПК «Нейрокурс» с БОС в экспериментальной группе согласно диагностике С. И. Ржевской.

Данная методика оценивает развитие устной речи посредством измерения целого ряда параметров:

  1. Звукопроизношение
  2. Фонематическое слуховосприятие
  3. Слоговая структура
  4. Лексика
  5. Грамматический строй
  6. .Связная речь

Далее, на основе диагностики вычисляется синтетический коэффициент развития речи (КРР).

Результаты измерения КРР в контрольной и экспериментальной группах

Из диаграммы следует, что уровень КРР в экспериментальной группе превышает таковой у детей контрольной группы. Таким образом, применение метода ФБУ на основе АПК Нейрокурс с БОС действительно способствует речевому развитию детей с нарушениями интеллекта.

Вывод: исследование показало возможность применения метода ФБУ на основе АПК «Нейрокурс» с БОС в коррекционно- логопедической работе с детьми с нарушением интеллекта, доказало эффективность этого метода для развития речи этой категории детей.

Литература:

  1. Бизюк А.П Основы нейропсихологии. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005.
  2. Вовк О.Н., Павлова Л.Н., Теречева М.Н., Черемных Н.И. Учебно-методическое пособие по применению логотерапевтического компьютерного комплекса для коррекции речи методом БОС. Издание НОУ «Институт биологической обратной связи».
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.2. – М.: Педагогика, 1984.
  4. Кабанова Т.В., Домнина О.В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3 – 6 лет с речевыми нарушениями / Т.В. Кабанова, О.В. Домнина; под ред. Н.Е. Ильяковой. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008 г.
  5. Нейрокурс: Комплекс методик профилактики и коррекции нарушений психического состояния человека на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью, — Методическое пособие. в 2ч. — СПб.:Амалтея, 2011г.
  6. Программа для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой — СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011г.;
  7. Слепович Е. С. Игровая деятельность детей с задержкой психического развития. – М.: Педагогика, 1990.

Безъязыкова Наталья Сергеевна,
учитель-логопед
КГК ОУ школа №3, 1КК,
г. Комсомольск-на-Амуре

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическая работа по формированию навыка словообразования прилагательных у детей с ОНР 3 уровня Логопедическая работа по формированию навыка словообразования прилагательных у детей с ОНР 3 уровня
Речевая коммуникация детей с тотальной слепотой дошкольного возраста Речевая коммуникация детей с тотальной слепотой дошкольного возраста
Этапы и онтогенетические закономерности становление слоговой структуры слова в детском возрасте Этапы и онтогенетические закономерности становление слоговой структуры слова в детском возрасте
Общее недоразвитие речи Общее недоразвитие речи

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.