Эти трудные звуки [л], [р]

автоматизация в слогах, словахСтатья ориентирована главным образом на родителей. В ней описывается подготовительный этап (артикуляционная и дыхательная гимнастика) и этап постановки звуков и кратко этап автоматизации звуков Л и Р.

Многие мамы и бабушки, а также педагоги, не имеющие специального логопедического образования, успешно помогают своим детям научиться выговаривать сложные звуки. Но это при условии, что у вашего ребенка дислалия (легкое речевое нарушение). В случае, если мы имеем дело с дизартрией (когда нарушена иннервация мышц артикуляционного аппарата), без помощи невролога (медицинское сопровождение) и квалифицированного логопеда, который кроме занятий проведет вашему ребенку курс логопедического массажа, не обойтись.

Очень часто мамы, бабушки спрашивают: «Как научить ребенка выговаривать букву Р? И другие буквы?» В этот момент хочется сразу уточнить. Звуки мы говорим, а буквы пишем. А это значит, что мы учим ребенка произносить звук, а не букву. Поэтому сразу же лучше взрослым давать задания малышу грамотно: «Произнеси звук…», но «Напиши букву…». Это поможет малышу научиться отличать понятия «звук» и «буква», что ему очень пригодится в первом классе.

Для того, чтобы научиться выговаривать звуки, нужно провести подготовительные мероприятия. В них входят артикуляционная и дыхательная гимнастика. Подготовку хорошо провести и в том случае, если вы хотите сэкономить деньги на платных занятиях с логопедом. Ведь подготовленные мышцы артикуляционного аппарата в разы сокращают время на постановку звука.

При проведении артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать ряд требований:

  • Занятия поводятся при положительном настрое ребенка. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка.
  • Гимнастика проводится ежедневно, не реже 2-3 раз в день по 10 мин.
  • Во время занятия ребенок сидит в удобной позе, спина ровная, расслабленная.
  • Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
  • Когда ребенок выполняет упражнение, мышцы лица не должны быть чрезмерно напряжены. Все движения выполняются четко и плавно, под счет взрослого.
  • Во время выполнения артикуляционных движений не должно возникать сопутствующих движений (когда язык поднимается вверх не должно быть запрокидывания головы. Когда язык вниз голова не должна опускаться вниз)

Для постановки звуков[л],[л‘],[р],[р‘] необходим верхний подъем языка. Верхний подъем языка невозможен, если у ребенка короткая подъязычная уздечка. Так что нанесите визит к стоматологу перед началом занятий.

Звук [л]

Артикуляционная гимнастика для постановки звука [л]

«Накажем непослушный язычок»

улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «пя-пя-пя» в течение 5—10 секунд.

«Лопатка»

Рот откройте, улыбнитесь. Широкий расслабленный язык положите на нижнюю губу. Удерживайте язык в таком положении в течение 5 секунд. Затем уберите язык и закройте рот. Повторите упражнение не менее 2—3 раз.

«Лопатка—иголочка»

Рот откройте, улыбнитесь. Положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу (см. упр. «Лопатка»). Удерживайте язык в таком положении в течение 5 секунд. Затем напрягите его и, выдвинув вперед, придайте заостренную форму жала (см. упр. «Иголочка»).

Удерживайте язык в таком положении 5 секунд, после чего вновь расслабьте и положите на нижнюю губу. Попеременно выполняйте упражнения «Лопатка» и «Иголочка» 3—4 раза.

«Качели»

1) Рот откройте, улыбнитесь. Широкий кончик языка положите снаружи на верхнюю губу, затем на нижнюю. В каждом положении удерживайте язык 2 — 3 секунды. Выполните 7—10 движений.

2) Рот откройте, улыбнитесь. Вставьте кончик языка между верхней губой и верхними зубами. Удерживайте язык в таком положении 2 — 3 секунды. Затем, опустив кончик языка вниз, поместите его между нижними зубами и нижней губой. Удерживайте позу в течение 2 — 3 секунд. Выполните 5—10 движений.

«Лошадка»

Цель — научиться громко пощелкивать кончиком языка. Рот откройте, улыбнитесь. Кончик языка прижмите, а затем присосите к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвите. Сначала выполняйте движения медленно, постепенно темп увеличивайте. Выполняйте в течение 10 секунд.

«Индюк»

Рот откройте, улыбнитесь. Производите движения широким передним краем языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать его от губы. Кончик языка слегка загните — как бы поглаживайте губу. Сначала производите медленные движения, потом увеличивайте темп и «добавьте» голос, пока не послышатся звуки «бл-бл». Упражнение выполняйте в течение 10 секунд.

Дыхательная гимнастика

Вдох длится 1 сек. Выдох длительный плавный 3-5 сек.

Задувать свечу

Дуть через соломинку для коктейля в стакан с водой.
Дуть на игрушку-вертушку.

Способы постановки звука Л

1. По подражанию.

Взрослый показываете свою артикуляцию при произнесении того или иного звука. Как правило, ребенок внимательно смотрит и пытается повторить.

2. От межзубного Л.

Этот способ наиболее удобен. Он подходит даже для детей у которых отсутствует верхний подъем языка.

Закусить кончик широкого языка, губы в улыбке. Длительно произносить звук Ы, язык закушен. При этом должен получиться довольно приличный звук Л. Затем приступаем к автоматизации в обратных слогах(ал, ол,ул, ыл). После в простых словах (бал, вол..). можно попробовать перевести артикуляцию за зубы, а можно не переводить, если язык высовывается не сильно. Обычно по мере автоматизации, дети сами переводят артикуляцию за зубы.

Ребенок негромким низким голосом тянет А, не открывая широко рот и при этом стучит языком в верхние резцы. Получится произношение ЛА-ЛА-ЛА с усеченным звучанием гласного. Потом то же проделывают с другими гласными. Следить за тем, чтобы губы не вытягивались вперед. Очень легкий способ.

Кончиком языка упереться за верхние зубы (резцы), края языка раздвинуть, то есть выполнить упражнение «Парус». Попросите малыша погудеть, как пароход «ы-ы-ы-ы», не акцентируя внимание на том, что вы стараетесь вызвать звук Л.

Звук [р]

Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Р]

«Качели»

1) Рот откройте, улыбнитесь. Широкий язык поднимите к верхней губе, затем опустите к нижней. В каждом положении язык удерживайте 2 — 3 секунды. Всего выполните 7—10 движений.

2) Рот откройте, улыбнитесь. Широким кончиком языка дотроньтесь до бугорков за верхними резцами, затем — за нижними. В каждом из положений язык удерживайте 2 — 3 секунды. Всего выполните 7 — 10 движений.

«Почистим зубы»

Рот откройте, улыбнитесь. Широкий кончик языка при этом гладит верхние резцы с внутренней стороны, совершая движения вверх-вниз. Продолжительность выполнения упражнения —10 секунд.

«Маляр»

Рот откройте, улыбнитесь. Широким кончиком языка нужно погладить нёбо, делая движения вперед-назад (от зубов в глубь рта и обратно). Выполните 5 — 10 движений.

«Вкусное варенье»

Рот откройте, улыбнитесь. Широким кончиком языка облизните верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз. Выполните 5—10 движений, затем уберите язык и закройте рот.

«Лошадка»

Рот откройте, улыбнитесь. Присосите широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами, а затем со щелчком оторвите. Сначала упражнение выполнять в медленном темпе, постепенно его увеличивая. Длительность выполнения — 5—10 секунд.

«Индюк»

Рот откройте, улыбнитесь. Производите движения широким передним краем языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать его от губы. Кончик языка слегка загните — как бы поглаживайте губу. Сначала производите медленные движения, потом увеличивайте темп и «добавьте» голос, пока не послышатся звуки «бл-бл». Упражнение выполняйте в течение 10 секунд.

«Фокус»

Удерживая язык в положении «Чашечка», подуйте на кончик носа так, чтобы ватка, положенная на кончик носа, подлетела вверх. Повторите упражнение 3—5 раз.

«Пофыркаем!»

Широкий расслабленный язык положите между расслабленными губами. Длительно на одном дыхании, дуйте на язык и губы так, чтобы они вибрировали (щеки не надувайте). Повторите 3 — 5 раз.

«Автомат»

Рот откройте, улыбнитесь. Напряженным кончиком языка постучите по бугоркам за верхними резцами, несколько раз отчетливо, на одном дыхании, произнося при этом «т-т-т» сначала медленно, затем постепенно увеличивая темп. Повторите 3—5 раз.

«Барабан»

Рот откройте, улыбнитесь. Широким кончиком языка постучите по нёбу за верхними зубами, многократно и отчетливо, на одном дыхании произнося «д-д-д». Сначала произносите медленно, постепенно темп увеличивайте. Повторите 3—5 раз.

Способы постановки звука Р

После подготовительной работы проводится непосредственно постановка звука «Р». Существуют разнообразные способы «вызывания» этого звука. Но целью любых упражнений, которые направлены на постановку звука «Р», является закрепление у ребенка навыка постановки языка на верхние альвеолы. После чего сильной струей воздуха «вызывается» необходимый звук.

1 способ постановки звука [Р]: Постановка [Р] — быстро и эффективно. Этот способ
помогает быстро вызвать вибрацию. Ребенок кладет голову на колени взрослому, присасывает язык к нёбу («Грибок»), в это время взрослый большим и указательным пальцами (чистыми) прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик!), ребенок с силой дует на язык и …частенько сразу же появляется вибрация!

2 способ постановки звука [Р]: Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук похожий на «зж» (слышится что-то cреднее между этими звуками: [з] с призвуком [ж] или наоборот) или многократно проговаривать звук [д] (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук [д] не четкий).

3 способ постановки звука [р]: Постановка от звука [з]. Обычно Р от звука З не ставят, т.к. считается, что они очень различны по артикуяции и не могут быть друг для друга опорными. Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [з] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык. Будет четко слышен сначала одноударный [р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [р]. Желаю успехов в его применении!

4 способ постановки звука [р]: Способ постановки звука [р] — старый и простой, как мир. Выполняется в 3 приема:

1) присосать язык к твердому небу («Грибок»)

2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении)

3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос.

Описывать все это долго, но способ очень простой. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика.

После того, как у ребенка получилось произнести звук изолированно, приступаем к автоматизации.

Автоматизировать звуки [л], [р] и ввести в речь ребенка вы сможете и самостоятельно, это не трудно, если соблюдать определенную последовательность.

- Автоматизация изолированного звука.
- Автоматизация звука в слогах. Прямых и обратных(ар, ор, ур, ыр, ра, ро, ру, ры).
- Автоматизация звука в словах.
- Автоматизация звука в словосочетаниях, фразах.
- Автоматизация звука в стихах.
- Автоматизация звука в текстах, рассказах.
- Автоматизация звука в самостоятельной речи.

Золотенкова Ирина Владимировна,
Образовательный центр «Созвездие»,
г. Красногорск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Мастер-класс Метки: ,

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.