Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе с детьми, страдающими дисграфией

ДисграфияДисграфия – нарушение письма – составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Это нарушение является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения и в усвоении родного языка на более поздних.

Успешная коррекционная работа может быть осуществлена только при наличии достаточно высокой познавательной активности, при высоком уровне развития тонкой, общей и артикуляционной моторики, достаточном уровне сформированности пространственных ориентировок. Для этого необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений. С этой целью должны быть объединены усилия всех специалистов, а также родителей детей, имеющих нарушения речи.

Для успеха коррекционной логопедической работы необходима совокупность целого ряда факторов, и прежде всего, достаточно высокий уровень сформированности основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), познавательных интересов и активности ребенка, хорошо развитой общей, тонкой и артикуляционной моторики, а также устойчивая пространственная ориентировка.

Важную роль играет эмоциональный настрой ребенка, его желание активно взаимодействовать в работе, способность к проявлению волевых усилий для достижения успеха в процессе коррекционного обучения.

Я стремлюсь к тому, чтобы тренировочные упражнения и задания были эмоциональными, динамичными, разнообразными и неутомительными. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов в коррекционной логопедической работе с детьми.

Ценность нетрадиционных коррекционно-развивающих игр заключается в том, что они помогают овладеть наиболее сложным материалом, младшим школьникам. Нетрадиционные игры используются для разнообразия, эмоциональной разгрузки и увлечённости. Это не просто заполнение свободного времени, а спланированный, целенаправленный, коррекционно — педагогический приём для расширения и закрепления полученных ими знаний на уроке в школе. В нетрадиционных играх нет ничего сложного и непонятного для ребёнка. Игры имеют лёгкий занимательный характер и хорошо доступны восприятию детей.

Хочу представить вашему вниманию ряд нетрадиционных игр и упражнений для повышения эффективности коррекционной работы при дисграфии, применяемых мною в работе.

«Чудесный мячик»

Цель: развитие позиции звуков, парных дифференцировок, обогащении словаря.

В своей работе я использую несколько вариантов.

1.​ На дифференциацию парных звуков, изучаемых на занятии.

Если в слове ребёнок слышит заданный звук, то он должен словить мячик, если этот звук отсутствует, то отбросить.

2.​ При отрабатывание лексических тем, например: тема «Домашние животные». Ребенок ловит только тогда мяч, когда называется домашнее животное если, другое животное, или предмет, то мяч отбрасывается.

3.​ Так же можно играть по цепочки, дети передают мячик и придумывают слова на заданный звук. Цепочка разрывается на том, кто не смог придумать слово. Детям необходимо давать четкую инструкцию для определения позиции звука (начало, середина, конец).

«Волшебные дорожки»

Цель: определение количества звуков в слове и в предложении.

1.​ Ребятам предлагается прошагать слова и определить сколько звуков или слогов в слове. Дается инструкция: «Сколько шагов, столько звуков или слогов в слове».

2.​ Детям предлагается прошагать слова, определить количество звуков, а если встретится изучаемый звук, то нужно подпрыгнуть.

3.​ Детям предлагается прошагать предложение, определяя количество слов. Если предложение с предлогом, то на предлог шагнуть и хлопнуть в ладоши.

«Кубики с предлогами»

Цель: изучение и дифференциация предлогов.

1.​ Для изучения новых предлогов бросается кубик и тот предлог, который выпал изучаем, придумываем слова, словосочетания, предложения. На каждом кубике изображены 6 предлогов. Сначала изучаем простые предлоги, а потом сложные.

2.​ Для дифференциации предлогов использую несколько кубиков, те предлоги, которые выпали, с ними выполняются задания. Можно использовать работу в парах.

3.​ Для работы в командах. Дети делятся на команды, бросают кубики и с выпавшими предлогами придумывают предложения, или рассказ, который команды записывают на доске по цепочке.

«Познавательный боулинг»

Цель: закрепление пройденных звуков и предлогов.

1.​ Для закрепления пройденных звуков. На кеглях изображены буквы или картинки- звуки, ребенок выбивает кеглю и на выпавшую кегли придумывают слова или составляют предложения. Можно записывать в тетрадь или на доску.

2.​ Для дифференциации предлогов – выбитые мячом кегли (на кеглях наклеенные предлоги) ребята составляют словосочетания, предложения или рассказ.

«Угадай предлог»

Цель: закрепление изученных предлогов.

Сначала логопед, а потом ребёнок изображают предлог так, чтобы другие могли отгадать его и придумать слова, словосочетания или предложения с данным предлогом. Эту игру можно проигрывать в парах или командах.

«Необычные колбочки»

Цель: развитие графомоторных навыков, совершенствование звукобуквенного анализа.

1.​ Детям предлагается выкладывать колбочками изучаемые буквы (можно печатные, можно письменные).

2.​ Выполнять звукобуквенный анализ слов.

3.​ Применять при разборе предложений.

«Цветные пуговицы»

Цель: определение количества звуков, слогов в слове.

1.​ Детям предлагается нанизать столько пуговиц на шнурок, сколько слогов или звуков в слове.

2.​ Выкладывать пуговицами количество слогов в слове.

3.​ Выкладывать при помощи пуговиц количество слов с изучаемым звуком.

«Коробочка с пуговицами»

Цель: развитие мелкой моторики

Дети выкладывают рисунки, слова, буквы при помощи цветных пуговиц по образцу, по памяти, по словесной инструкции.

«Разноцветные спички»

Цель: развитие мелкой моторики

Дети из спичек выкладывают узоры, буквы, слова.

«Физ.минутки с песком и цветными камешками»

Цель: развитие мелкой моторики

Дети на песке рисуют узоры, пишут буквы, слова пальчиками. Цветные камешки разбирают по цветам и из них выкладывают разные рисунки, буквы, элементарные слова.

Таким образом, использование нетрадиционных методов и приемов в коррекции дисграфии способствует укреплению физического и психического здоровья, развивает эмоциональную устойчивость учащихся; способствует улучшению чтения и письма, и это все оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию письменной и устной деятельности учащихся, на их физическое и психическое здоровье.

Цылева Т.В.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Дисграфия Метки: 

Сейчас читают:

Приёмы профилактики оптической дисграфии у младших школьников с умственной отсталостью Приёмы профилактики оптической дисграфии у младших школьников с умственной отсталостью
Памятка для родителей, дети которых допускают ошибки Памятка для родителей, дети которых допускают ошибки
Профилактика оптической дисграфии на занятии по обучению грамоте Профилактика оптической дисграфии на занятии по обучению грамоте
Нарушения письма у умственно отсталых школьников Нарушения письма у умственно отсталых школьников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.