Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе с детьми, страдающими дисграфией

ДисграфияДисграфия – нарушение письма – составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Это нарушение является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения и в усвоении родного языка на более поздних.

Успешная коррекционная работа может быть осуществлена только при наличии достаточно высокой познавательной активности, при высоком уровне развития тонкой, общей и артикуляционной моторики, достаточном уровне сформированности пространственных ориентировок. Для этого необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений. С этой целью должны быть объединены усилия всех специалистов, а также родителей детей, имеющих нарушения речи.

Для успеха коррекционной логопедической работы необходима совокупность целого ряда факторов, и прежде всего, достаточно высокий уровень сформированности основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), познавательных интересов и активности ребенка, хорошо развитой общей, тонкой и артикуляционной моторики, а также устойчивая пространственная ориентировка.

Важную роль играет эмоциональный настрой ребенка, его желание активно взаимодействовать в работе, способность к проявлению волевых усилий для достижения успеха в процессе коррекционного обучения.

Я стремлюсь к тому, чтобы тренировочные упражнения и задания были эмоциональными, динамичными, разнообразными и неутомительными. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов в коррекционной логопедической работе с детьми.

Ценность нетрадиционных коррекционно-развивающих игр заключается в том, что они помогают овладеть наиболее сложным материалом, младшим школьникам. Нетрадиционные игры используются для разнообразия, эмоциональной разгрузки и увлечённости. Это не просто заполнение свободного времени, а спланированный, целенаправленный, коррекционно — педагогический приём для расширения и закрепления полученных ими знаний на уроке в школе. В нетрадиционных играх нет ничего сложного и непонятного для ребёнка. Игры имеют лёгкий занимательный характер и хорошо доступны восприятию детей.

Хочу представить вашему вниманию ряд нетрадиционных игр и упражнений для повышения эффективности коррекционной работы при дисграфии, применяемых мною в работе.

«Чудесный мячик»

Цель: развитие позиции звуков, парных дифференцировок, обогащении словаря.

В своей работе я использую несколько вариантов.

1.​ На дифференциацию парных звуков, изучаемых на занятии.

Если в слове ребёнок слышит заданный звук, то он должен словить мячик, если этот звук отсутствует, то отбросить.

2.​ При отрабатывание лексических тем, например: тема «Домашние животные». Ребенок ловит только тогда мяч, когда называется домашнее животное если, другое животное, или предмет, то мяч отбрасывается.

3.​ Так же можно играть по цепочки, дети передают мячик и придумывают слова на заданный звук. Цепочка разрывается на том, кто не смог придумать слово. Детям необходимо давать четкую инструкцию для определения позиции звука (начало, середина, конец).

«Волшебные дорожки»

Цель: определение количества звуков в слове и в предложении.

1.​ Ребятам предлагается прошагать слова и определить сколько звуков или слогов в слове. Дается инструкция: «Сколько шагов, столько звуков или слогов в слове».

2.​ Детям предлагается прошагать слова, определить количество звуков, а если встретится изучаемый звук, то нужно подпрыгнуть.

3.​ Детям предлагается прошагать предложение, определяя количество слов. Если предложение с предлогом, то на предлог шагнуть и хлопнуть в ладоши.

«Кубики с предлогами»

Цель: изучение и дифференциация предлогов.

1.​ Для изучения новых предлогов бросается кубик и тот предлог, который выпал изучаем, придумываем слова, словосочетания, предложения. На каждом кубике изображены 6 предлогов. Сначала изучаем простые предлоги, а потом сложные.

2.​ Для дифференциации предлогов использую несколько кубиков, те предлоги, которые выпали, с ними выполняются задания. Можно использовать работу в парах.

3.​ Для работы в командах. Дети делятся на команды, бросают кубики и с выпавшими предлогами придумывают предложения, или рассказ, который команды записывают на доске по цепочке.

«Познавательный боулинг»

Цель: закрепление пройденных звуков и предлогов.

1.​ Для закрепления пройденных звуков. На кеглях изображены буквы или картинки- звуки, ребенок выбивает кеглю и на выпавшую кегли придумывают слова или составляют предложения. Можно записывать в тетрадь или на доску.

2.​ Для дифференциации предлогов – выбитые мячом кегли (на кеглях наклеенные предлоги) ребята составляют словосочетания, предложения или рассказ.

«Угадай предлог»

Цель: закрепление изученных предлогов.

Сначала логопед, а потом ребёнок изображают предлог так, чтобы другие могли отгадать его и придумать слова, словосочетания или предложения с данным предлогом. Эту игру можно проигрывать в парах или командах.

«Необычные колбочки»

Цель: развитие графомоторных навыков, совершенствование звукобуквенного анализа.

1.​ Детям предлагается выкладывать колбочками изучаемые буквы (можно печатные, можно письменные).

2.​ Выполнять звукобуквенный анализ слов.

3.​ Применять при разборе предложений.

«Цветные пуговицы»

Цель: определение количества звуков, слогов в слове.

1.​ Детям предлагается нанизать столько пуговиц на шнурок, сколько слогов или звуков в слове.

2.​ Выкладывать пуговицами количество слогов в слове.

3.​ Выкладывать при помощи пуговиц количество слов с изучаемым звуком.

«Коробочка с пуговицами»

Цель: развитие мелкой моторики

Дети выкладывают рисунки, слова, буквы при помощи цветных пуговиц по образцу, по памяти, по словесной инструкции.

«Разноцветные спички»

Цель: развитие мелкой моторики

Дети из спичек выкладывают узоры, буквы, слова.

«Физ.минутки с песком и цветными камешками»

Цель: развитие мелкой моторики

Дети на песке рисуют узоры, пишут буквы, слова пальчиками. Цветные камешки разбирают по цветам и из них выкладывают разные рисунки, буквы, элементарные слова.

Таким образом, использование нетрадиционных методов и приемов в коррекции дисграфии способствует укреплению физического и психического здоровья, развивает эмоциональную устойчивость учащихся; способствует улучшению чтения и письма, и это все оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию письменной и устной деятельности учащихся, на их физическое и психическое здоровье.

Цылева Т.В.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Дисграфия Метки: 

Сейчас читают:

Профилактика оптической дисграфии у учащихся начальной школы в условиях логопедического пункта Профилактика оптической дисграфии у учащихся начальной школы в условиях логопедического пункта
Профилактика нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста Профилактика нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста
Дисграфия у детей с ринолалией Дисграфия у детей с ринолалией
Нарушения письменной речи младших школьников Нарушения письменной речи младших школьников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.