Рекомендации для родителей будущих первоклассников

Возрастные нормы речевого развития детей-дошкольниковДанная статья будет представлять живой интерес для родителей будущих первоклассников, так как залогом успешного обучения ребенка в школе является хорошо развитая и чистая речь.

Если язык человека вял, тяжел, сбивчив,
бессилен, неопределен, необразован, то таков,
наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он
только при посредстве языка.
И.Гердер

Речь – это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка. Пожалуй, лишь логопеды сохранили в полной мере целительную магию доброго, вовремя сказанного слова и знают, что дефект даже одного звука в слове меняет всю картину речи.

Долгое время считалось, что французское Р или шепелявое С – не такая уж проблема. Подумаешь, пара звуков с дефектом, а остальные все правильные – собеседник поймёт. В последние годы взгляд на эту проблему изменился.

Замечено, что нарушение в произношении хотя бы одного звука приводит к изменению всей картины речи!

Неправильный звук обязательно “ бросает тень” на все остальные – исчезает чёткость дикции. Голос становится тусклым, теряет звучность и глубину. А ещё подавляющее большинство людей с дефектами речи говорят тихо. Срабатывает подсознательный механизм защиты: понижу голос – никто и не заметит, что что-то не так.

Но это – полбеды. Стесняясь своего недостатка, человек начинает избегать сложных слов, старается заменить их синонимами. Из-за этого страдает смысл высказывания. И у окружающих складывается мнение, что собеседник глуповат.

В большинстве случаев причина проблем с дикцией у взрослых кроется в их детстве, когда на произношение не обращали внимания и неправильный звук укоренился в речи. Лишь в небольшом проценте случаев дефект вызван физиологическими особенностями, например, неправильным прикусом или формой языка.

Речевой аппарат формируется примерно к семи годам. К этому возрасту малыш должен правильно произносить все звуки. Если возникли сложности, вернуть речь в своё русло несложно. Достаточно поставить правильный звук и проследить, чтобы ребёнок его употреблял в речи.

Однако, уже к средним классам школы формирование речевой зоны мозга завершается. Поэтому взрослого приходится не учить, а переучивать, ломать привычки, вошедшие в подсознание. Сделать это непросто.

У большинства людей с дефектами речи язык , как ленивый работник. Он не поднимается на нужную высоту и не изгибается, как положено. Чтобы вернуть дикции чёткость, язык нужно заставить трудиться .

Движения языка, которые мы совершаем, чтобы произнести звук – это рефлекс. С годами он всё сильнее закрепляется. Чтобы изменить настройки, нужна кропотливая работа и помощь квалифицированного специалиста.

Произносить звуки неправильно разрешается детям до 4,5 – 5 лет. Более того в этом возрасте они имеют полное право на коверканье слов. У них ещё идет формирование звукового строя речи, и дети как бы пробуют разные варианты звукопроизношения.

Ребёнок может не так произносить шипящие звуки, у него может не быть звука “р” или твердого “л”.. К 4-5 годам произношение обычно самостоятельно выправляется и помощь логопеда большинству не бывает нужна.

Чем старше ребёнок, тем сложнее исправить его произношение, а после 14 лет это становится практически невозможным. Так, что если вы вовремя не спохватились, добиться совершенной речи у подростка вам будет трудно.

В последнее время все чаще неумение говорить правильно бывает вызвано у ребёнка именно патологией речи. И вот тут уже плохая дикция обернется трудностями при письме и чтении, а значит, и проблемами в школе. Если у вас именно этот случай, без помощи логопеда вам не обойтись.

Насторожиться и заподозрить, что не всё в порядке с речью ребенка, родители должны при таких ошибках .

Ребёнок взаимозаменяет звуки. Одно дело, если он говорит “ сапка” вместо “ шапка” – это лишь неумение произносить звук “ ш”. И совсем другое, если вместо слова “ собака” он говорит “шобака”. Значит, ребёнок не слышит, не различает звуки “с” и “ш”, а потому и взаимозаменяет их.

Такие ошибки сами собой не исправляются. Поэтому не ждите , когда малыш подрастёт, а даже если ему 2 года и он только заговорил, ведите его к логопеду.

Ребёнок проглатывает слоги или, наоборот, добавляет лишние. И в 3, и даже в 4 года ему позволяется коверкать слова почти до неузнаваемости, но слово всё равно должно состоять из правильного количества слогов.

Дети могут опускать или добавлять согласные, но не гласные. Ведь гласные – это основа слова, его ритмика. И нарушение слоговых структур – сигнал, что ребёнок не слышит ритма слова. Хотя при нормальном развитии эта функция формируется в двух-трехлетнем возрасте.

Ребёнку больше 3,5 лет, но он говорит вяло, как бы прожевывая слова. И в этом случае придется обращаться к логопеду за специальными упражнениями.

Логопед не только ставит звуки, он проверяет общее развитие ребёнка, смотрит, какой у малыша словарный запас, хорошая ли слуховая и зрительная память. Умеет ли он грамотно строить предложения, видоизменять слова, пользоваться предлогами.

К 6 годам ребёнок должен знать всё многообразие бытовых предметов: посуды, мебели, одежды.. К сожалению, сегодня ребёнок может впервые от логопеда услышать такие слова , как “ дуршлаг”,”плот” и т.д. Дорогие родители находите время для общения со своими детьми! Даже в то время , когда вы варите борщ, гладите белье, работаете на компьютере, поясняйте ребенку, что вы делаете.

Если же новые слова запоминаются с трудом, если ребёнок не может выучить ни одного стихотворения – это тоже повод обратиться к логопеду.

Три года – возраст почемучек. Не ленитесь отвечать на бесконечные детские вопросы.

Но дети, которые плохо запоминают, мало интересуются происходящим вокруг них, редко задают вопросы и обычно тут же забывают ответы. Нелюбознательность ребёнка – тревожный симптом. Речевая патология тесно связана с неврологическими проблемами, и плохая память может быть вызвана не особенностями развития, а неврологическими заболеваниями, которые возникли из-за осложненной маминой беременности или тяжелых родов.

К 5 годам ребёнок должен уметь правильно согласовывать слова в роде и числе, а 6 годам и в падеже. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами и не путать их.

Перед школой надо уже чётко знать , где “ право”, где “ лево”, что такое”вчера” и что такое” завтра”. Незнание подобных вещей говорит о том, что у ребёнка нарушено зрительное и временное восприятие.

Так что на самом деле всем детям перед щколой полезно посетить логопеда. Специалист посмотрит, соответствует ли развитие вашего ребёнка возрасту, и подскажет, на что надо обратить внимание и как вам с малыщом в преддверии школы заниматься.

Новосельцева Ирина Викторовна,
учитель-логопед
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№33″,
город Курск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Развитие речи Метки: ,

Сейчас читают:

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику детей» Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику детей»
Как помочь ребенку с нарушенным слухом, или ранняя абилитация Как помочь ребенку с нарушенным слухом, или ранняя абилитация
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома (консультация для родителей) Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома (консультация для родителей)
Не пора ли к логопеду? Не пора ли к логопеду?

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.