Логопедические комментарии к оформлению речевых карт, представлений и характеристик в терминах и шаблонных фразах

Планирование логопеда(Часть 1: строение и состояние двигательных функций органов артикуляции, мимической мускулатуры, дыхательной системы, фонематических функций)

Этот материал будет полезен и интересен практикующим учителям-логопедам, учителям-дефектологам: начинающим и с опытом работы, а также студентам дефектологических факультетов, т.к. выражая компетентность специалиста, позволит не тратить дополнительного времени на подбор необходимых фраз, терминов, формулировок при оформлении речевых карт, представлений, характеристик. Это помогает более эффективно организовать свою работу. Ну, а для кого-то этот материал будет являться дополнительным стимулом более подробно изучить тот или иной раздел, что всегда очень увлекательно!

Строение органов артикуляции

Строение:

без особенностей; без особенностей в развитии; без патологий

Оцениваются размер, целостность, отклонения в строении, которые могут обусловливать дефекты звукопроизношения:

Преддверие полости рта — мелкое, среднее, достаточной глубины;

Губы — норма; тонкие; толстые; короткие; укороченная верхняя губа; прохейлия (увеличение размеров верхней губы, нависание над нижней); хейлит (шелушение красной каймы губ при ротовом дыхании); уздечка верхней губы: нормального или аномального размера, место прикрепления; хейлоскиз (расщелина губы); расщелина верхней губы: частичная. полная, односторонняя, двухсторонняя; состояние после хейлопластики (пластика верхней губы);

Зубы — отсутствие зубов; зубы мелкие, редкие, неправильной формы; крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками; отсутствуют резцы верхние, нижние; диастема (промежуток между центральными резцами); вне челюстной дуги; сверхкомплектность; ровные зубные дуги;

Прикус

молочный (временный), сменный, постоянный

прикус правильный: — ортогнатический

прикус физиологический (как вариант правильного прикуса) — прямой, бипрогнатический, прогенический, опистогнатический

прикус неправильный (патологический): — открытый (переднеоткрытый, боковой открытый односторонний, боковой открытый двусторонний); глубокий; перекрёстный; дистальный (при прогнатии); мезиальный (при прогении полной или частичной); дистопийный.

Язык — нормальный, узкий, широкий, мясистый, складчатый; «географический» язык; «лакированный» язык; «лохматый язык»; сухой язык; макроглоссия/массивный, не умещается во рту; микроглоссия; гипертрофия корня языка;

кончик языка: норма; раздвоенный; истончённый; широкий; толстый;

Подъязычная связка — короткая; укороченная; толстая; утолщённая; наличие послеоперационного узла;

Твердое нёбо

- норма; высокое (глубокое, куполообразное, готическое); низкое; излишне низкое; уплощённое; наличие послеоперационных рубцов; состояние после уранопластики; парез;

Мягкое нёбо

- отсутствие; подвижное; неподвижное; длинное; короткое; укороченное; укорочение мягкого неба; раздвоенное; отсутствие маленького язычка; раздвоение маленького язычка (расщелина маленького язычка); отклонение маленького язычка в сторону; рубцовые изменения неба и боковых стенок глотки; парез; сумбукозная (скрытая) расщелина мягкого нёба; тип смыкания мягкого неба с задней стенкой глотки (активный, рефлекторный, пассивный, функциональный);

Расщелины неба:

скрытые (субмукозные/подслизистые) расщелины неба; (расщелина тех мышц, которые относятся к мышцам мягкого неба);
частичные/неполные расщелины неба (расщепление мягкого или же мягкого и части твердого неба);
полные расщелины неба (расщепление мягкого и твердого неба одновременно);
сквозные расщелины неба (расщепление твердого, мягкого неба, а помимо этого, еще и аденоидные разращения);
Другие отклонения в строении органов артикуляции

- носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; срастание мягкого неба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки; увеличение глоточной непарной миндалины.

Состояние двигательных функций органов артикуляции:

двигательные функции сохранны;

наличие выраженных парезов, параличей, нарушений тонуса;

Оцениваются:

объём движений, сила движений, точность, переключаемость;

степень выраженности двигательных недостатков при выполнении непроизвольных и произвольных движений.

В выводах указывается:

Язык

наличие или отсутствие движения;

объём движений: полный, неполный; объем движений недостаточен/достаточен,

точность выполнения: движения неточные/точные; не доводятся до конца, быстро истощаются;

темп выполнения: нормальный, быстрый, медленный, замедление при повторных движениях; замедленные переходы с одной артикулемы на другую; идёт поиск артикуляционной позы

тонус: нормальный, повышенный (гипертонус), пониженный (гипотонус); смешанный, при включении в движение резко повышается тонус во всей речевой мускулатуре;

способность к переключению одного движения на другое: медленная, быстрая; замена одного движения другим; переход плавный или толчкообразный; с лишними движениями; артикуляционные движения беспорядочны, хаотичны, нелокализованны, аритмичны;

активность: нормальная, заторможенность, расторможенность;

девиации (отклонение от вертикальной оси) языка;

наличие гиперкинезов;

Губы

подвижные/малоподвижные;

объем движений достаточен/недостаточен;

точность выполнения: движения неточные/точные; выполнение правильное; не доводятся до конца, быстро истощаются; не удерживает артикуляционную позу;

темп выполнения: нормальный, быстрый, медленный, замедление при повторных движениях;

тонус: понижен, повышен, смешанный, норма;

девиации (отклонение от вертикальной оси) губ;

объём движений: полный, неполный; объем движений недостаточен/достаточен,

точность выполнения: движения неточные/точные; выполнение правильное; не доводятся до конца, быстро истощаются;

мышечный тонус: нормальный, повышенный тонус (гипертонус) левой/правой щеки, пониженный тонус (гипотонус) левой/правой щеки; изолированное надувание одной щеки не удаётся;

Мимическая мускулатура

объём движений: полный, неполный; объем движений недостаточен/достаточен; движение не удаётся; появление содружественных движений;

точность выполнения: сохранна; нарушена; движения неточные/точные; не доводятся до конца, быстро истощаются;

темп выполнения: нормальный, быстрый (ускоренный), медленный, замедление при повторных движениях;

мышечный тонус: сохранен; нормальный; движения выполняет с необходимой силой и напряжением; нарушен; вялый; движения выполняет без достаточного напряжения артикуляционных мышц; гипомимия

Нижняя челюсть

объём движений: полный, неполный; объем движений недостаточен/достаточен; движение не удаётся; появление содружественных движений;

мышечный тонус: сохранен; нормальный; движения выполняет с необходимой силой и напряжением; нарушен; движения выполняет без достаточного напряжения артикуляционных мышц;

Мышцы глаз

движения выполняет правильно/неправильно; темп выполнения: нормальный, быстрый; (ускоренный), медленный; замедленность движений глазных яблок; появление содружественных движений;

Сглаженность носогубных складок

наличие; отсутствие.

Синкинезии

наличие; отсутствие;

синкинезии лица: нарушения мимических движений в лице (непроизвольное сощуривание глаз или движение губ на фоне активации челюсти или век); тремор подбородка;

веко-нижнечелюстная синкинезия (ранний птоз одного из век (опущение ткани);

синкинезии при дизартрии: тремор языка, неритмичные сокращения мышц, непроизвольные отдергивания нижней челюсти вниз или вверх при напряжении кончика языка; тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы; обильное слюнотечение при разговоре (повышенная саливация); усиленная саливация в состоянии покоя или при двигательных нагрузках;

синдром «крокодиловых слез»;

оральные синкинезии;

Вегетативные дисфункции

потливость, покраснение или побледнение кожных покровов и др.;

Состояние дыхательной функции

Физиологическое дыхание:

тип: ключичное, рёберное (грудное), диафрагмальное (брюшное), верхне-ключичное (поверхностное), диафрагмально- рёберное (смешанное);

физиологический выдох (продолжительный, укороченный, наличие гиперкинезов: ригидность);

физиологический вдох (глубокий, недостаточный, короткий, прерывистый)

Речевое дыхание:

объём: нормальный/достаточный, недостаточный;

речевой выдох (короткий, прерывистый, достаточный, наличие гиперкинезов, ригидность); ротовой выдох сформирован; ротовой выдох не сформирован; укороченный выдох, непродолжительный выдох; выдох слабый, короткий; выдох короткий, толчкообразный, быстро истощается; при фонации выдох ротовой; добор воздуха на каждом слове; часто речь на высоте задержанного вдоха; нет синхронности вдоха и выдоха;

речевой вдох: нормальный, недостаточно глубокий;

неэкономное расходование воздуха при речи; носовое дыхание затруднено; носовое дыхание отсутствует.

Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции

норма; нарушение; асинхронность в деятельности артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата.

Звукопроизношение

Оценивается:

при произнесении изолированных звуков;

при контролируемом произнесении звуков;

в спонтанном общении.

Указывается:

звуки, имеющие дефектные произношение;

характер нарушения: искажения (какие), замены (какие), смешения (какие):

- усредненность гласных (нарушена лабиализация); назализованность ротовых; неназализованность носовых звуков; палатализация (ощутимое смягчение твердых звуков); расстройство произношения согласных и гласных (усредненность/редуцированность); межзубное, боковое и небное воспроизведение шипящих и свистящих звуков; общая смазанность речи (ощущение наполненного рта обучаемого при разговоре) и др.;

устойчивый или неустойчивый характер проявления недостатков, с чем это может быть связано:

- изолированно звук произносится правильно; изолированно и в словах звук произносится правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи; звук правильно произносится изолированно и в слогах, но иногда подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизирован); в любой позиции искажается/заменяется; вследствие дисфункции орального автоматизма; вследствие усиления во время психоэмоционального напряжения и др.;

условия произношения:

- изолировано; в открытых, закрытых слогах; слогах со стечением; в одно-, двух-, трёхсложных словах простой слоговой структуры; в одно-, двух-, трёхсложных словах сложной слоговой структуры; во фразах, насыщенных проверяемым звуком; в связной речи (стихах, текстах); в спонтанной речи;

Отмечаем характер нарушения согласных звуков:

отсутствие (-);

замена на другие звуки (записывается звук-заместитель: Ш С);

искажения (записывается характер искажения).

Свистящий сигматизм: межзубный – м/з; губно-зубной – г/з; призубный – п/з; шипящий – ш/с; боковой – б/с; носовой – н/с

Ротацизмы: велярный – вел., увулярный – ув. и т.д.

Состояние слухового внимания

звучащие игрушки дифференцирует (не различает);

определяет направление источника звука (звучащей игрушки).

Состояние фонематических функций

Отмечается:

возможность слухо-произносительной дифференциации звуков;

способность к осуществлению простых и сложных форм фонематического анализа и синтеза;

уровень развития фонематического восприятия.

Фонематическое восприятие, анализ и синтез:

сформировано; недостаточно сформирован; не сформировано (указать, какие звук, по каким признакам смешиваются, устойчивый или неустойчивый характер смешения, какие факторы ухудшают различение оппозиционных звуков);

пропуск гласных в словах; пропуск согласных в словах со стечением согласных; реверсы (перевороты) слов при назывании по порядку звуков в слове; реверсы (перевороты) слов при синтезе слов из 4-5 звуков;

Слухо-произносительная дифференциация звуков: отсутствует, присутствует.

Литература:

  • Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. Учебное пособие // Москва: Просвещение, 1973.
  • Волкова Г.А. Название: Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. // Москва: Детство-Пресс, 2005
  • Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. // Школьная пресса, 2007
  • Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. Логопатопсихология. Учебное пособие // Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011
  • Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учебное пособие // Москва: ВЛАДОС, 2001
  • Рябченко А. Т., Функциональные нарушения голоса. Москва: Медицина, 1964.
  • Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. и др. Логопедическая работа с дошкольниками Учебное пособие // Москва: Издательский центр «Академия», 2003.

Борисова Ю.А.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 4,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.