Родители несут ответственность за благополучие своего ребенка. Причем не формальную, как врач, а реальную – благодаря своему биологическому и социальному статусу людей, подаривших ему жизнь.
Современная родительская некомпетентность, отсутствие необходимых знаний о развитии и коррекции речи детей дошкольного возраста, связанны лишь с соответствующими культурными установками, недостатком необходимой информации и фактически отсутствием школы для родителей.
Опыт логопедической практики в дошкольном учреждении показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс, уход от практики дистанцинирования родителей от детского учреждения позволяют значительно повысить эффективность работы.
В основу консультативно-образовательной деятельности учителя-логопеда нашего дошкольного образовательного учреждения выдвинута система проведения годичных семинаров-практикумов для родителей и детей. Отличительной чертой данных тематических циклов стало знакомство родителей с педагогическими технологиями и вариативностью их использования в совместных занятиях с детьми дома. Средством объединения данных семинаров-практикумов является сказка.
Совместные семинары-практикумы для родителей и детей 4-5 летнего возраста:
1 .Целью первого семинара-практикума является знакомство родителей с органами артикуляции, артикуляционной и дыхательной гимнастикой.
Авторская сказка помогает учителю-логопеду ознакомить родителей с механизмами действия дыхательной гимнастикой А.Н. Стрельниковой и её лечебной эффективностью, с валеологической здоровьесберегающей технологией вибрационно-вокального и дыхательного развития (автор Татарникова. Л. Г., Андреева Л. В.).
Данные технологии помогают овладевать различными видами дыхания, использовать дыхание в целях саморегуляции организма, овладеть техникой вокального и речевого дыхания, развить детям их дыхательные возможности.
Терапевтическая технология сказкотерапии позволяет родителям ознакомиться с логопедическими сказками-путешествиями для проведения артикуляционной гимнастики (авторы Косинова Е.М., Лукина Н.А, Малец М. В., Нищева Н.В., Рогожникова М.В., Рожкова Т.В., Рыжова Н.В.) и для проведения самомассажа лица (автор Куликовская Т. А.).
2. В рамках второго семинара-практикума родители получают практические навыки по развитию мелкой моторики рук детей.
Здоровьесберегающая терапевтическая технология Су-джок – терапия ознакомит с разновидностью массажа кистей рук массажным шариком Су-Джок. Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, логопед предлагает использовать стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом работать над автоматизацией поставленного звука в речи.
Наряду с приемами пальчиковой гимнастики, родителям показывается массаж пальцев рук с использованием разнообразных предметов (орехи, шарики, мячи, разноцветными шариками «марблс», карандаши, прищепки, бигуди и т.д.) и в том числе гидрогимнастика и гидромассаж (автор Штыкина И.Н.).
Вода, соль и массаж как лечебные профилактические средства были известны еще в глубокой древности. Благоприятное воздействие теплой воды, соли и массажа на кожу рук ребенка с ее обширной сосудистой системой и огромным количеством рецепторов, является механическим передатчиком раздражения в кору головного мозга. Помимо раздражения кожных рецепторов, вода оказывает механическое давление на мышцы, в результате чего происходит расслабление и снятие патологическое напряжение.
Технология тестопластики, предложенная на семинаре, позволяет детям с помощью взрослых обогатить опыт ощущений и восприятий, активизировать мелкую моторику рук; координацию и тактильные ощущения рук; способствовать развитию воображения, памяти, внимания, мышление.
3. Третий семинар-практикум посвящен умным играм.
На данном семинаре учителю-логопеду предстоит ознакомить родителей со здоровьесберегающей валеологической технологией эмоционально-образного развития (автор Татарникова. Л. Г., Андреева Л. В.) для улучшения психологического настроения у детей с проведением общей цветовой саморегуляции.
С целью ознакомления с терапевтической здоровьесберегающей технологией пескотерапии (авторы Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевна, Н.В.Дурова, Н.Кузуб, Р.Г.Голубева) логопед организует совместные игры с песком, акцентируя внимание на их роли в развитии тактильно-кинетической чувствительности и мелкую моторику рук; снятию мышечной напряжённости; стабилизации эмоционального состояния, поглощения негативной энергии; совершенствованию зрительно-пространственную ориентировки, способствующие расширению словарного запаса; развитию связной речи, лексико-грамматических представлений; на их роли в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
Обучающая сказка-путешествие знакомит родителей с технологией развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач, автор Альтшуллер Г. С.) и технологией развивающих игр (автор Никитин Б. П.)
Данные технологии применяются для развития быстроты реакции, фонематического слух, изобретательской смекалки, памяти и внимания, диалектического мышления ребенка, творческих способностей и воображения, формирования произвольности.
При планировании данных семинаров-практикумов подбирался материал на сочетание работы в паре: «логопед-ребенок», «родитель-ребенок», «логопед-родитель». Выбор данной формы работы помогало родителям принять роль не только наблюдателя за деятельностью своего ребенка, но и стать соучастником сказочного действия.
В рамках проведения совместных семинаров-практикумов для родителей и детей 5-6 летнего возраста проходит работа над проектными педагогическими технологиями.
Совместные проекты ознакомительно-ориентированного типа применяются для сбора информации и систематизации знаний детей об объектах, явлениях («Животные наших лесов», «Транспорт», «Любимое дерево моего ребенка», «Новая буква», «Моя азбука»). Информационные проекты социальной направленности позволяют воспитывать у детей привязанность к родителям, развивать интерес к их трудовой деятельности, положительное отношение к сверстникам и детскому саду, формировать адекватную самооценку. («Моя любимая мама», «Наши папы», «Наш любимый детский сад», «Моя семья»).
Выполнение данных проектов позволило поддержать детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.
Совместные семинары-практикумы для родителей и детей 6-7 летнего возраста позволяют подготовить детей и родителей к школьному обучению. Ознакомление родителей с терапевтической технологией кинезиология (авторы Сиротюк А.Л., Сиротюк А. С., Зегебарт Г.М., Ильичева О.С.) позволило облегчить процесс формирования предпосылок, необходимых для осуществления любой практической и особенно учебной деятельности, развитию графомоторных навыков, тонкой моторики рук, овладения навыками рисования, письма и чтения; провести профилактические мероприятия по предотвращению дислексии и дисграфии. Под влиянием кинезиологических тренировок в ДОУ и в семье отмечены положительные структурные изменения в организме будущих школьников (синхронная работа полушарий головного мозга).
Использование современных педагогических технологий в работе учителя-логопеда с родителями интересно тем, что логопед направляет поисковую деятельность родителей на придумывание вариантов работы с детьми по коррекции и развитию речи; что родители на время семинаров-практикумов являются не только сторонними наблюдателями, но и соучастниками сказочного творческого действия.
Проводя тематические семинары-практикумы, разрушается иллюзия, распространенная среди родителей, о возможности магического «волшебного» разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий. Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии переноса в реальную жизненную ситуацию.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда. Проходя такую «школу логопеда», родители постепенно из пассивных зрителей превращаются в активных участников коррекционного процесса, что дает хорошие результаты. Родители отмечают, что совместные занятия способствуют улучшению их отношений с ребенком, и повышают качество коррекционного процесса, снижают рецидивы.
Использованная литература.
- Богачева О.В. Современный подход в работе с родителями в условиях логопедической группы дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы). Курск, ООО «Учитель», 2006г.
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с.
- Лукина Н.А. Использование игровых приемов в коррекционной работе с детьми с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, №4. – С.38-43.
- Малец М. В. Комплекс артикуляционных упражнений «Веселый лягушонок» //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2007, № 3. — С.52-54
- Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб, 2009.
- Рогожникова М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки// Логопед, 2008, № 2. – С. 66-73.
- Рожкова Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2005, № 1. – С. 49 – 63.
- Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей // Дошкольная педагогика, 2010, №4. – С.16-22.
- Сиротюк А. Л., Сиротюк А. С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. Издательство: Сфера, 2009 г.
- Чернякова В.Н. Стихотворно-игровые комплексы для дошкольников с недостатками речи // Логопед, 2005, № 2. С. 61 – 63.
Богачева О.В.,
учитель-логопед