Педагогическое обследование слуха у детей. Особенности логопедической работы на диагностическом отделении детского сурдологического центра

Фонематический слухВ данной статье описывается специфика работы логопеда в сурдологическом центре. Даны критерии оценки общего речевого развития по возрастам, которые необходимо учитывать при снижении слуха. Обосновывается необходимость педагогического обследования слуха, описываются виды и приемы этого обследования. В статье обосновывается необходимость совместной работы сурдолога и логопеда. В статье предложены соотношения степени снижения слуха с реакцией на речевые и не речевые звуки. Предлагается сравнительная таблица детей с нарушениями слуха и других нарушений. В статье отмечается важность работы с родителями и описаны виды взаимодействия с ними.

Городской детский сурдологический центр принимает детей от нуля до восемнадцати лет по направлению из детской поликлиники от лор-врача в целях выявления нарушений слуха.

Центр делится на два отделения: диагностическое и реабилитационное.

На диагностическом отделении проводится обследование слуха, отслеживается динамика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха, составляются заключения о состоянии слуха в различные учреждения здравоохранения и народного образования, в том числе для оформления инвалидности.

Реабилитационное отделение проводит курс реабилитации детей с нарушением слуха [8].

Логопед диагностического отделения принимает активное участие в приеме детей [6]. Задача логопеда — помочь врачу-сурдологу составить мнение о развитии ребенка, степени сформированности речи, оценить насколько снижение слуха повлияло на общее развитие, а также отдифференцировать наличие недоразвития по причине снижения слуха от других причин. Также логопед принимает участие в обследовании слуха детей, помогает решить вопрос необходимости слухопротезирования, эффективности уже спротезированных детей, помогает решить вопрос с образовательным маршрутом ребёнка.

На детей, вставших на учёт в сурдоцентре, заводиться карточка, где логопед фиксирует результаты обследования, что помогает наблюдать детей в динамике.

Кроме консультативно-диагностической деятельности логопед составляет заключение о состоянии речи для медико-социальной экспертизы [7]. В этом заключении необходимо отразить как ребенок вступает в контакт, фиксирует ли взгляд во время общения на собеседнике. Оценивается уровень понимания речи и наличие собственной, насколько ребенок сохранен в моторном развитии, есть ли у него патология строения артикуляторного аппарата. Необходимо отметить состояние звукопроизношения, просодические компоненты речи, уровень сформированности представлений об окружающем.

Для школьников важно выявить степень сформированности навыков письма и чтения. В диагнозе указывается степень недоразвития речи, наличие дизартрии, ринолалии, а для школьников наличие дисграфии и дислексии (МСЭ при расстройствах развития речи и языка п 3.7).

При обследовании ребёнок тестируется для оценки общего и речевого развития:

  • от рождения до года главными критериями будут выступать общее моторное развитие ребенка, развитие мелкой моторики, наличие или отсутствие паталогии строения общего и артикуляторного, наличие вокалаизаций, гуления, лепета. Так же необходимо отметить вступает ли ребёнок в контакт и есть ли зрительный контакт, реагирует ли он на речь или различные звучащие игрушки [3].
  • от года до трёх-четырёх лет необходимо отследить умение ребёнка выполнять простые задания: собрать пирамидку, вкладыши, подобрать парные картинки. Отмечается насколько сформированы социально-адаптивные навыки. Наблюдается умение ребёнка играть и насколько развита игровая деятельность [3].
  • от четырёх до семи лет ко всем вышеизложенным критериям добавляется обследование степени сформированности обобщающих и пространственно-временных понятий. В этом возрасте заканчивается формирование артикуляторного аппарата, поэтому проверяется состояние звукопроизношения. Также проверяются грамматические (согласования слов, падежные окончания, сохранность слоговой структуры слова, понимание предлогов) и лексические (понимание речи в полном объёме, умение составлять и пересказывать рассказ и т.д.) категории речи.
  • от семи до восемнадцати (школьный возраст) необходимо отслеживать формирование навыка письма и чтения и выявлять нарушения [5].

Важным моментом в обследовании является оценка просодических компонентов речи: сила голоса, наличие носового оттенка, монотонность речи, темп речи, интонационная окрашенность. Чем сильнее нарушен слух, тем более страдает речевая просодика [1]. В результате обследования выявляется фонетико-фонематическое, общее недоразвитие речи и его уровень [2], состояние звукопроизношения, уровень сформированности понятий об окружающем.

Кабинет логопеда имеет в длину шесть метров, что важно при проверке слуха (восприятие шепотной речи на расстоянии шести метров считается нормой слуха). Педагогическое обследование слуха проходит бинаурально, то есть восприятие звука идет сразу двумя ушами. Отследить тугоухость с одной стороны таким способом невозможно. Но важным остается насколько ребенок может воспринимать речь и как это повлияло на общее развитие. Педагогическое обследование слуха является субъективным методом, но в то же время оно помогает составить мнение о практическом восприятии звуков и речи ребенком.

Часто прием логопеда совмещен с приёмом сурдолога в целях полноценного обследования слуха. Особенно это актуально для детей до семи лет, когда ребёнка необходимо положительно расположить, и, если ребёнок не понимает, как реагировать на предлагаемые звуки, помочь отследить его реакцию на звуковой раздражитель. Звуковые раздражители могут быть двух видов: неречевые и речевые.

Под неречевыми раздражителями понимаются все звуки, исключая звуки человеческой речи. Чаще используются музыкальные инструменты: барабан, трещотка, бубен, гармонь, погремушка громкая и тихая, колокольчик, а также различные пищащие игрушки. Неречевые звуки в проверке слуха используют, если ребенок не реагирует на речь.

Проверка с помощью речи зависит от возраста ребенка. Если возраст до двух лет, то чаще зовут ребенка по имени нормальным голосом и шепотом, отслеживая на каком расстоянии ребенок отзовется. С двух до шести ребенку предлагается показывать картинки, лежащие на столе, в произвольном порядке называемые проверяющим. С семи лет ребенок повторяет слова за проверяющем вслух или отвечает на его вопросы. Например: «Как зовут маму?», «В каком городе ты живешь?». Таким образом проверяется не только слух, но и понимание услышанного. Примерно с 10 лет вместо слов можно предлагать повторять цифры и отвечать на вопросы. Конечно, учитывание возрастных параметров во время обследования условно. Так как это действительно при норме общего развития.

Обычно логопед сидит с ребенком за столиком в одном конце кабинета так, чтобы испытуемому не было видно проверяющего слух, то есть спиной, вступает в контакт, добиваясь ответной реакции. В это время проверяющий, отходя от ребенка в другой конец кабинета начинает вызывать реакцию на речевые и неречевые звуки. По необходимости, в случае отсутствия реакции, приближаясь к ребенку. Важно, чтобы звуковые раздражители были неожиданным для ребенка. Момент реакции фиксируется и определяется расстояние.

Таблица: Реакция детей с разным слухом на звучащие игрушки и речь [4].

Степень снижения слуха Погремушка Разговорная речь/шепот Свисток, игрушка-пищалка Барабан
норма ≥ 3 м 5 м / 3-4 м ≥ 4 м ≥ 6 м
I 3 м 5 м / 2-3 м ≥ 4 м ≥ 6 м
II 0,5 м — нет 0,3 – 1,5 м / нет 3 – 4 м 5 – 6 м
III Нет 1м- у уха /нет 0,5 – 2 м 2 – 5 м
IV Нет Нет Нет – у уха 0,5 – 1,5 м

Бывает, что ребенок не поворачивается на услышанный звук, но определить, что ребенок слышит, можно по изменению мимики, замиранию, вздрагиванию, расширению зрачка и др. Вначале идет проверка реакции на тихие звуки, затем на громкие.

Прием проходит в присутствии родителей. Очень важно, чтобы родители спокойно реагировали на удачи и неудачи своего ребенка. Логопеду необходимо параллельно общаться с ребенком и корректно комментировать и объяснять, что и для чего делается.

Важно, чтобы родители не мешали проведению обследования, но в то же время ребенок должен чувствовать поддержку с их стороны. Все это необходимо объяснять им педагогу. Зачастую реакция родителей на выявленные нарушения слуха бывает крайне болезненной: отчаяние, вплоть до слез, или наоборот протест, возмущение, несогласие, агрессивная реакция. Задача логопеда разъяснять особенности детей с нарушениями слуха, давать консультацию по особенностям общения с таким ребенком, предлагать посещать образовательные, медицинские и муниципальные учреждения, где с таким ребенком можно заниматься.

Порой родители, имеющие ребенка с нарушениями речевого или психического развития, считают, что у него тугоухость. Важно знать основные отличия тугоухости от других нарушений.

Сравнительная таблица дифференциации тугоухости от других нарушений часто принимаемых за нарушение слуха.

Тугоухость Моторная алалия Сенсорная алалия ЗПР Аутистические расстройства
Порог слуха Повышенный  

N слуха

Обычно 1-2 ст.т/у (вторичная) N слуха N слуха (у 20%  т/у)
Невербальный интеллект N (бывает немного снижен) N (бывает немного снижен) Немного снижен снижен Снижен в разной степени, N
Восприятие речи Нарушено, но компенсируется при усилении звука Сохранно Резко нарушено Нарушено в разной степени. Нарушено в разной степени
Невербальные коммуникации Хорошо развиты Хорошо развиты Резко нарушено Развиты в разной степени Резко нарушены
Вербальные коммуникации Нарушены в разной степени(зависит от степени т/у) Нарушены Нарушены. В речи эхолалаии Речевая активность понижена Резко нарушены. Спонтанные эхолалии

Часто приходят дети с сочетанной патологией. Например, задержка психического развития и тугоухость. Важно определить кто ведущий специалист в коррекционной работе с ребенком и сориентировать родителей.

Если степень нарушения слуха незначительная, то нет необходимости проводить слухопротезирование. Родителям объясняется, что, занимаясь с таким ребенком, необходимо обязательно учить фиксировать взгляд на лице собеседника, так как это поможет ребенку подключать и подкреплять слуховой анализатор зрительным. Если тугоухость односторонняя или одно ухо слышит лучше другого, то необходимо во время общения находиться с более сохранной стороны по слуху [4].

Родителям, имеющим детей с нарушением слуха, важно объяснять как, где и с кем заниматься такому ребенку. Если нарушение слуха соответствует 1 или 2 степени и не отягощено задержкой психического развития, то возможна индивидуальная логопедическая работа по коррекции речевых нарушений. Если на первый план выступают психические расстройства с той же степенью тугоухости, то необходимы занятия с дефектологом. При 3 и 4 степени тугоухости ребенку необходимы занятия с сурдопедагогом.

Таким образом, педагогическое обследование слуха позволяет логопеду составить более полную картину состояния общего и речевого развития ребенка, правильно составить план коррекционной работы, определить образовательный маршрут.

Список литературы:

  1. Артемова Е.Э.«Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями» Монография – М.,МГГУ им.М.А. Шолохова 2008
  2. Волкова Л.С., Лалаева Р.И. «Логопедия» Москва. Изд. «Просвещение». 1995г.
  3. Гезелла А. «Шкалы оценки психомоторного развития» 1925г.
  4. Королева И., Янн П. «Дети с нарушениями слуха» Изд. Каро 2013г
  5. Чиркина Г.В. «Методы обследования речи детей» 3-е изд.,доп.-М.:АРКТИ,2003
  6. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28.12.1998 г. № 383.
  7. Приказ Министерства труда и социальной экспертизы РФ от 29.01.2014 г. № 59.
  8. Городской сурдологический центр №1 [Электронный ресур] — www.surdocenter1.ru.

Провоторова Ольга Евгеньевна,
учитель-логопед,
СПБ ГБОУЗ ДГП 68 ПО №34,
г. Санкт-Петербург

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Театральные игры и их роль в коррекции связной речи Театральные игры и их роль в коррекции связной речи
Характеристика речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом Характеристика речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом
Многофункциональные пособия, способствующие здоровьесбережению, в работе с детьми с речевыми нарушениями Многофункциональные пособия, способствующие здоровьесбережению, в работе с детьми с речевыми нарушениями
Методические рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми недостатками Методические рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми недостатками

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.