Игровой тренинг с родителями на тему: «Скороговорка как фонетическое средство развития подвижности артикуляционного аппарата при дизартрии»

Скороговорки для улучшения дикцииИгровой тренинг с родителями на тему: «Скороговорка как фонетическое средство развития подвижности артикуляционного аппарата при дизартрии». В статье описывается значимость скороговорки в развитии речи ребенка, представлена методика работы и основные игры со скороговорками.

Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы с вами поучаствуем в игровом тренинге, тема которого звучит следующим образом: «Скороговорка как фонетическое средство развития подвижности артикуляционного аппарата при дизартрии».

Для начала давайте разберемся, что такое дизартрия?

К сожалению, в последнее время дизартрия у детей — диагноз не редкий, но неизменно пугающий родителей.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. При этом наблюдается ограниченная подвижность губ, языка, мягкого нёба и других органов речи, что затрудняет артикуляцию (произношение).

Таким образом, основным симптомом дизартрии является нарушение артикуляционной моторики, которое проявляется:

  1. спастичностью артикуляционных мышц (гипертонус) — постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, в лицевой и шейной мускулатуре;
  2. вялостью (гипотонус) артикуляционных мышц — неподвижность языка, полуоткрытый рот, гиперсаливация (чрезмерное выделение слюны), несмыкание губ, назализацией голоса;
  3. дистонией (меняющийся тонус) артикуляционных мышц – в покое отмечается низкий мышечный тонус в артикуляционном аппарате, при попытках речи он резко возрастает [2].

Вследствие этого движения артикуляционного аппарата ограничены, неподвижны, смазаны, аритмичны, отмечается снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной артикуляционной позы, быстрая утомляемость мышц. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи [1].

Поэтому уважаемые родители, не стоит пренебрегать артикуляционной гимнастикой. Но это не единственный метод развития подвижности артикуляционного аппарата. Как вы уже догадались, еще можно использовать скороговорки.

Большинство авторов толковых словарей под скороговоркой понимают короткую фразу, которая синтаксически правильно выстроена, но нарочно усложнена для произношения. Для подобного усложнения фразы подбираются слова, содержащие близкие по звучанию фонемы.

Например: Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Было весело на горке Сане, Соне и Егорке.

Роль скороговорок в развитии речи несомненна велика. Они развивают речевой аппарат ребёнка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, чёткой и понятной, а ребёнок — успешной в будущем личностью.

Несмотря на видимую простоту скороговорки как речевого тренажера, работать с ними нужно грамотно. Сейчас я приведу вам несколько правил работы со скороговорками:

  1. Во-первых, начинайте работу с простых, коротких, рифмованных фраз («Белые бараны били в барабаны»).
  2. Во-вторых, соблюдайте принцип отбора дидактического материала. Это значит, что в скороговорке не должно быть слов с дефектно произносимыми вашим ребенком звуками. Например, если ваш ребенок не произносит звук [р] или произносит его искаженно, то брать скороговорку «Королева кавалеру подарила каравеллу» не рекомендуется.
  3. В-третьих, не заставляйте малыша заниматься скороговорками, используйте их в играх.
  4. В-четвертых, искренне хвалите ребенка за его успехи [4].

Дорогие родители, если у вас под рукой нет интернета или сборника со скороговорками, ее всегда можно придумать самостоятельно, чем мы сейчас с вами займемся.

Как отмечает И.Г. Сухин (разработавший свою уникальную систему скороговорок, в каждом слове которой есть отрабатываемый звук) диапазон имеющихся скороговорок необычайно широк: они бывают «рифмованные и нерифмованные, короткие и длинные, логичные и абсурдные, сюжетные и бессюжетные, с повторами и без повторов, «построенные» на одном звуке и на сочетании звуков, доступные детскому восприятию и не рассчитанные на него». Таким образом, простор для творчества огромен [3].

Процесс придумывания загадок может быть простым и увлекательным, особенно если подключить всех членов семьи. Для этого достаточно заполнить анкету с разнообразными по типу вопросами. Давайте попробуем.

1. Напишите имя (прозвище, кличку).
2. Что сделал этот человек (животное)?
3. Где это произошло?
4. Когда это случилось?
5. Почему так вышло?

Например: мы хотим сочинить скороговорку на звук [с].

1. Кто: Саня, Сеня, суслик.
2. Что сделал: смотрел на сосну, спел песню, сел в сани.
3. Где: в Самаре, в лесу, в сенях.
4. Когда: в семь часов, в сентябре, в среду.
5. Почему: потому что устал, по просьбе соседки.

Теперь давайте составим скороговорку:

Саня смотрел на сосну в лесу в семь часов, потому что устал. Суслик спел песню в Самаре в среду по просьбе соседки.

А сейчас я предлагаю поделиться на две команды и сочинить по три скороговорки (раздать анкеты с вопросами и обозначить звук, после сочинения зачитать). Отлично потрудились, уважаемые родители!

Но для того, чтобы начать использовать скороговорку как речевой тренажер, необходимо познакомиться с методикой работы со скороговоркой. Начинать нужно с медленного и отчетливого проговаривания каждого слова и каждого звука, дойдя до максимально четкого и быстрого произнесения всей скороговорки. Небольшие скороговорки произносятся на одном выдохе, для длинных необходимо разметить интонацию (направление движения тона, паузы и т. д.).

При заучивании скороговорок усилению мыслительных процессов помогает моторика рук. На каждое слово можно:

а) сжимать пальцы в кулачки;
б) загибать поочередно пальцы;
в) нажимать пальцами (каждым по очереди) на воображаемые клавиши;
г) стучать ладонью по столу;
д) притопывать;
е) кивать головой и т. д.

Но так как у нас игровой тренинг, и к тому же, у детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра, то сегодня мы с вами познакомимся с играми, где можно использовать скороговорки и заодно поиграем в них [4].

Игры со скороговорками

1. «Проговори скороговорку сразу и не ошибись ни разу». Игрок должен проговорить скороговорку ни разу не допустив ошибки.

2. «Хомячок». Игрок набивает себе рот леденцами, чтобы щеки были похожи как у хомячка, и начинает быстро проговаривать известную скороговорку. Остальные игроки должны угадать и повторить ее.

3. «Скажи как будто ты…..». Игрок должен проговорить скороговорку с определенной эмоцией, предварительно вытянув человечка, изображающего эмоцию (грусть, радость, веселье, удивление, злость, страх, спокойствие).

4. «Испорченный телефон» — играют две команды. Капитан каждой получает свою скороговорку. Выигрывает та команда, которая по сигналу ведущего быстрее передаст скороговорку по цепи и последний представитель которой лучше и точнее произнесет ее вслух.

5. «Выключили звук!». Ведущий медленно, одними движениями губ и, при необходимости, языка беззвучно имитирует произнесение одной из изученных скороговорок. Задача остальных участников – угадать скороговорку и произнести ее быстро и без ошибок. Тот участник, который сможет произнести эту скороговорку быстро и без запинки, становится ведущим.

6. «Физминутка». Нужно подбросить мяч и успеть проговорить скороговорку, пока он летит (прокрутиться вокруг своей оси).

Вот и подошел к концу тренинг, посвященный скороговоркам. Дорогие родители, уделяйте время скороговоркам хотя бы 10-15 минут в день. И очень скоро вы увидите результат. Ведь четкая, красивая речь так необходима для полноценного общения, для успешной учебы. Ребенок с правильной дикцией умеет сформулировать мысль, не боится отвечать, выражать свое мнение, не запинается от волнения. А как поднимется самооценка ребенка, если на утреннике он сможет блеснуть знанием множества скороговорок и необычной скоростью их произношения!

Не игнорируйте этот вид устного народного творчества, прошедший проверку своей эффективности многими веками! Скороговорки для детей – настоящая находка для логопедов, педагогов, ну и, конечно же, Вас, любящих родителей!

Список литературы:

  1. Архипова, Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии: Учебное пособие / Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2008. – 128с.
  2. Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед.высш. учеб. заведений / Л.С. Волкова – 5-е изд., перераб.и доп. – М.:ВЛАДОС, 2009.- 703с.
  3. Сухин, И.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков./ И.Г.Сухин. — Ярославль, 2004, с. 6.
  4. Лаптева, Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи: Учебное пособие по развитию речи. – М.: Астрель, 2012. – 224с.

Хантимерова А.Г.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.