Индивидуальный план самообразования «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда»

ИКТ в работе логопеда

Индивидуальный план самообразования
на 2012 – 2017 учебные годы
учителя-логопеда
Царевой Светланы Викторовны

ИДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ
«Использование ИКТ в работе учителя-логопеда»

План изучения темы

№ п\п

Этапы

Содержание работы

Сроки

Формы представления результатов

1

Диагностический
  1. Постановка проблемы
  2. Изучение литературы и имеющегося опыта

 

 

2012 – 2013 учебный год

Заседание МО, обсуждение с коллегами

2

Прогностический
  1. Формулирование целей и задач работы над темой
  2. Определение средств, форм и методов работы
  3. Прогнозирование результатов

 

 

2013 – 2014 учебный год

Выступление на заседании школьного МО

3

Практический
  1. Организация коррекционно-образовательного процесса
  2. Анализ результатов реализации поставленных задач
  3. Корректировка содержания деятельности

 

 

2014 – 2015 учебный год

Выступление на заседании МО

4

Обобщающий
  1. Подведение итогов
  2. Систематизация материала
  3. Подготовка и размещение материалов на логопедические сайты по теме: «Современные информационные технологии в практике работы педагога»

 

 

2015 – 2016 учебный год

Выступление на педагогическом совете школы

5

Внедренческий
  1. Внедрение системы работы по использованию ИКТ с детьми
  2. Распространение опыта

 

 

2016 – 2017 учебный год

Творческий отчет

Отчет по самообразованию

На первом этапе по самообразованию в 2012 – 2013 учебном году мною была изучена и обобщена психологическая и педагогическая литература по проблеме использования ИКТ в логопедической работе с детьми.

Обоснование выбранной темы: Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические пункты, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии.

Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью компьютерных технологий. При использовании ИКТ на занятиях по логопедии в коррекционной школе позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу в целом и в коррекционные учреждения в частности стала актуальна в наши дни.

В связи с этим я определила для своей методической работы следующее направление: использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда, как способ оптимизации процесса коррекции речи.

Изучение литературы по проблеме

№ п\п

Название

Автор

Издательство, год

Период изучения    2012 – 2013 уч. г

1 Журнал «Управление ДОУ» №6 2008г. Сентябрь
2 Газета «Мой компьютер» Издательство «Газетный мир» Октябрь
3 Новые информационные технологии в логопедической технологии. Журнал «Логопед» №2 Гаргуша Ю.Ф.

Черлина Н.А.2004 г.Ноябрь4Логопедия и интернет. Журнал «Логопед» №3Томилина С.М.2006 г.Декабрь5Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы. Журнал «Логопед» №5.Кузьмина Е.В.2008 г.Февраль6Повышение ИКТ – компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №12Иванова Е.В.2009 г.Январь7Использование ИКТ в работе логопеда детского садаХодченкова  О.А.www.iech.ruМарт8Интернетресурс: schl138.kob./Infomatic/PowerPoint/L 1/htm

 

Апрель9Интернетресурс: festival.1 september.ru/articles/520782/

Май

На втором этапе по самообразованию в 2013 – 2014 учебном году мною были сформулированы цель и задачи работы над темой, определены средства, формы и методы работы, прогнозированы результаты.

Цель: разработать систему коррекционно-логопедической работы с учащимися с использованием информационных компьютерных технологий

Задачи:

• Изучить и обобщить психологическую и педагогическую литературу по проблеме использования информационных компьютерных технологий в работе с детьми.
• Выявить уровень развития речи учащихся с использованием информационных компьютерных технологий.
• Разработать и систематизировать методические и дидактические материалы.
• Внедрить систему работы по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с учащимися, распространение положительного опыта.

Условия реализации поставленных задач:

• Использование новых моделей компьютера.
• Работу с компьютером на одном занятии проводить в течение 5-10 минут, не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его системы, в соответствие с требованиями САН ПиНа).

Предполагаемый результат:

• повышение интереса к учебному материалу на логопедических занятиях;
• развитие навыков самостоятельной работы и самоконтроля;
• развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности;
• развитие произвольной регуляции деятельности учащихся: умение подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, сдерживать эмоциональные порывы, планировать действия и предвидеть результаты своих поступков;
• повышение эффективности логопедической работы в целом.

На третьем этапе по самообразованию в 2014 – 2015 учебном году была проделана следующая работа по использованию ИКТ в логопедической работе:

1. Отобраны, установлены и использованы в работе коррекционно-развивающие логопедические программы и программы по коррекции психических процессов (аудиодиск «Учимся говорить правильно», «Игродром», «Тренажер для развития внимания и памяти»).

2. Созданы или закачаны из Интернета, использованы медиатеки, содержащие презентации POWERPOINTMICROSOFT.

Презентационные материалы применялись для:

• развития речевого дыхания;
• гимнастики для глаз;
• автоматизации поставленных звуков изолированно, в слогах, словах, фразах, и связной речи;
• дифференциации акустически близких звуках и графически сходных букв;
• развития фонематического восприятия;
• развития элементарных и сложных форм языкового анализа и синтеза;
• усвоения лексических тем;
• развития навыков словообразования и словоизменения;
• развития связной речи и познавательных способностей и т.д.

3. Подобраны картинки для коррекциизвукопроизношения, пополнения словаря и развития грамматического строя речи.

4. Разработана методика логопедического обследования.

5. Проведены открытые логопедические занятия с использованием ИКТ «В поисках звука С», « В гостях у Маши».

6. В работе были регулярно использованы Интернет-ресурсы.

На четвертом этапе в 2015 – 2016 учебном годубыла проделана следующая работа по использованию ИКТ в логопедической работе:

1. Систематизированы диагностические материалы, документация учителя-логопеда (отчеты, планы, речевые карты, списки детей и др.) в электронном виде.

2. Систематизированы по папкам картинки и презентации для коррекции звукопроизношения, пополнения словаря и развития грамматического строя и связной речи учащихся.

3. Создан банк данных компьютерных развивающих логопедических программ и игр.

4. Подготовлены и размещены на образовательные сайты следующие материалы:

п\п

Интернет-                      ресурс

Название

материала

Серия, №

публикации

1

Всероссийский образовательный портал  «Продленка» Литературная викторина «Волшебный мир сказок» СЕРИЯ        138685-169809

2

Всероссийский образовательный  сайт «Логопедический портал» Отчет о проведении «Недели логопедии» № публикации1020

3

Всероссийский образовательный портал  «Продленка» Конспект занятия «Прогулка в лес» СЕРИЯ        139244-196552

4

Всероссийский образовательный  сайт «Логопедический портал» Конспект индивидуального логопедического занятия «Поездка в цирк» № публикации1045

5

Всероссийский образовательный портал  «Продленка» Проект «Чтение – вот лучшее учение» СЕРИЯ        139244-196548

6

Всероссийский образовательный портал  «Продленка» Презентация проекта «Чтение – вот лучшее учение» СЕРИЯ        139244-196548

5. Принято участие в Международной педагогической конференции «Современные информационные технологии в практике работы педагога» на Всероссийском образовательном Портале «Продленка.орг». Название работы «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда в коррекционной школе VIII вида»

Подытоживая все выше сказанное и анализируя свой опыт работы по данному направлению, можно сделать вывод: информационно-коммуникативные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную в современном обществе.

Царева С.В.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 4,50 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.