Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с ринолалией

РинолалияВ статье рассматриваются вопросы нарушения речи при ринолалии. Предлагается методика работы над голосом с детьми-ринолаликами, в виде комплекса упражнений, которые педагоги могут использовать в работе.

Ринолалия (греч. rhinos – нос, lalia – речь) – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Ринолалия характеризуется наличием измененного назализованного (от лат. nasus – нос) тембра голоса, образующегося в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости.

Такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого нёба, либо расстройств мягкого нёба.

Нарушения речи при врожденной расщелине твердого и мягкого неба проявляются более сложным синдромом, включающим общее недоразвитие речи, ринолалию и ринофонию. Кроме того, у таких детей нарушена вентиляция легких, проявляется общая физическая ослабленность и страх речи. Довольно часто выявляется сопутствующее снижение слуха. Естественным следствием дефекта твердого и мягкого неба являются трудности глотания при приеме пищи.

При ринолалии речь развивается с опозданием, (первые слова появляются к двум годам и значительно позже) и имеет качественные особенности.

Импрессивная речь развивается относительно нормально, а экспрессивная претерпевает некоторые качественные изменения. [1]

В первую очередь следует отметить крайнюю невнятность речи детей. Появляющиеся у них слова и фразы малопонятны для окружающих, так как формирующиеся звуки своеобразны по артикуляции и звучанию. Вследствие дефектного положения языка в полости рта согласные звуки образуются главным образом за счет изменений положения кончика языка (при незначительном участии корня языка в артикуляции) при излишней активизации лицевых мышц.

Просодика у детей с врожденными расщелинами губы и неба резко снижена. Страдает голос, голосовые модуляции по высоте, силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется носовой оттенок, а темп речи чаще ускорен. Расстройство голоса при ринолалии многостороннее. Ведущим является изменение тембра голоса – назализация (неприятный носовой резонанс, придающий смазанное, глухое звучание всей речи. отсутствия разграничения носовой и ротовой полостей. Она значительно изменяет акустические характеристики фонем, голос становится монотонным, неполетным, слабым, глухим и сдавленным.

В целом голос детей характеризуется слабостью, монотонностью и сипловатостью. (Соломатина). При рассказывании стихотворений речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки). У некоторых детей укорочен речевой выдох, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся. Довольно часто выявляются дети с хорошим самоконтролем, у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не проявляется, так как они, произносят слова скандируя, то есть по слогам, а на первое место выступает только нарушение просодики. [2]

Коррекция и развитие просодической стороны речи в комплексном логопедическом воздействии имеет важное значение, основные задачи этих мероприятий – развитие природных голосовых данных детей-ринолаликов, нормализация тембра и силы голоса, а также воспитание навыков правильного голосоведения.

К мерам, способствующим улучшению голоса детей-ринолаликов до пластической операции неба, относятся постановка физиологического и фонационного (речевого) дыхания, профилактика дистрофии мускулатуры глотки и неба, коррекция звукопроизношения. После операции работа над голосом состоит из дыхательной гимнастики, удлиняющей выдох и активизирующей внутренние межреберные мышцы и подвижность диафрагмы, усиление небно-глоточного смыкания, выработки навыка правильного голосоведения. [3]

Предлагаемая методика работы над голосом с детьми-ринолаликами, в виде комплекса упражнений, разработана на основе методик, таких авторов как И.И. Ермакова, Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина, Е.А. Соболева Г.Н. Соломатина и В.М. Водолацкий, Л.И. Беляковой, Н.Н. Гончаровой, Т.Г. Шишковой.

Работа в послеоперационный период включает 2 этапа, которые должны проходить в строгой последовательности. Продолжительность каждого этапа определяется результатами работы. Обучение проводится с помощью различных методических приемов: игры, подражательно-исполнительские, творческие упражнения, а также наблюдение, рассматривание картин и рисунков.

На 1 этапе проводится работа по развитию правильного речевого дыхания, данный этап является базовым. Дети обучаются правильному вдоху и выдоху. Сначала ведется работа над дифференцированным выдохом (вдох – носом, выдох – ртом; вдох – ртом, выдох – носом). Затем у детей с ринолалией отрабатывается умение делать вдох носом, а выдох ртом. Для этого используются упражнения «Свечка», «Ветер», «Каша», «Шторка», «Рыбка», направленные на развитие длительного выдоха через рот.

После дыхательных упражнений, в течении нескольких недель проводится комплекс упражнений по авторской методике развития речевого дыхания, предлагаемой Л.И. Беляковой, Н.Н. Гончаровой, Т.Г. Шишковой. Обучение по этой методике позволяет детям с ринолалией нормализовать голос, интонационную выразительность речи в целом, а также способствует правильному программированию речевого высказывания.

Работа над дыханием, включает 3 комплекса упражнений, направленных на развитие носового вдоха, фонационного выдоха и правильного речевого дыхания.

На 2 этапе с детьми проводятся вокальные упражнения, которые дают лучший эффект в решении основной задачи – развитии подвижности небной занавески. Применение вокальных упражнений в обучении основано на тесной связи мягкого неба и гортани.

Вокальные упражнения растягивают небную занавеску, растормаживают и одновременно активизируют всю мускулатуру гортани и глотки, заставляют ребенка шире открывать рот, увеличивать силу звука.

Методика проведения фонопедических упражнений и их последовательность при ринолалии имеют ряд особенностей.

На 2 этапе эти упражнения сводятся к пению гласных: в начале звуков А, Э, через 2 – 3 занятия прибавляются О, И, У. Чтобы расширить диапазон, увеличить силу голоса, развить интонацию упражнения модифицируют: меняют тональность, поют тихо и громко. При правильном выполнении вокальных упражнений носовой оттенок в пении вначале значительно уменьшается и постепенно совсем исчезает.

После активизации небно-глоточного смыкания, постановки диафрагмально-реберного дыхания и владения умением произносить гласные без носового оттенка голоса переходят к упражнениям для воспитания навыка правильного голосоведения, расширения диапазона, увеличения силы голоса и окончательного снятия назальности.

Количество гласных в сочетании постепенно увеличивается до трех звуков. Упражняясь в произнесении гласных звуков, нет необходимости соблюдать приведенный порядок звуков. Логопед сам отбирает нужные по звуковому составу сочетания.

Произнесение гласных проводится в определенном порядке с ориентацией на степень подъема и напряженности небной занавески. Важно обратить внимание ребенка на широкое открывание рта, продвижение кончика языка вперед к нижним резцам, на ощущения раскрытия глотки и правильной ненапряженной фонации. Для детей со здоровым голосовым аппаратом бывает достаточно проведения нескольких по обучению правильной фонации. Как только дети ощутят кинестетически и смогут дифференцировать правильную фонацию на слух, они будут в состоянии выполнять, опираясь на нее, все последующие упражнения для расширения диапазона и увеличения силы голоса.

Далее переходят к «мычанию» – протяжному произнесению звука М с фиксацией внимания на носовом резонансе согласного (дети иногда склонны после операции заменять носовые М, Н ротовыми Б, Д).

Выбор фонемы М, как исходной при постановке голоса в фонопедической практике определяется ее физиологической основой удобной для правильной фонации. Она отличается незначительной напряженностью, выраженным резонансом носовой и придаточных полостей, что в итоге активизирует работу голосового аппарата. При произнесении М с сомкнутыми губами, опущенным корнем языка и с небольшой щелью между зубами легко достигается подача звука «в маску». Первоначально фонему произносят кратко, но постепенно звучание удлиняют.

После того как ребенок научится произносить без напряжения фонему М на наиболее удобном и естественном для него тоне голоса, приступают к слитному произнесению открытых слогов со звуком М при опоре на это звучание: МА, МО, МУ, МЭ, МЫ. Упражняются 6-8 раз в день непосредственно после трехкратного короткого произнесения М. [3]

Литература:

1. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Владос, 2003 – 350 с.

2. Соломатина Г.Н. Устранение открытой ринолалии. Методы обследования и коррекции / Г.Н. Соломатина, В.М. Водолацкий. – М.: Сфера, 2005 – 160 с.

3. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков / И.И. Ермакова. – М.: Просвещение, 2000 – 142с.

Белянкина Ольга Анатольевна,
учитель-логопед,
МАДОУ№6,
г.Томск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Ринолалия Метки: ,

Сейчас читают:

Театральные игры и их роль в коррекции связной речи Театральные игры и их роль в коррекции связной речи
Характеристика речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом Характеристика речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом
Многофункциональные пособия, способствующие здоровьесбережению, в работе с детьми с речевыми нарушениями Многофункциональные пособия, способствующие здоровьесбережению, в работе с детьми с речевыми нарушениями
Методические рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми недостатками Методические рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми недостатками

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.