Методические рекомендации для педагога «Логоритмика как средство коррекции речевых и неречевых нарушений»

Логопедическая ритмикаДошкольное детство — самый благоприятный период для развития речи от ее содержания и до орфоэпических качеств, что в дальнейшем определяет личность человека, свидетельствует об уровне его культуры. Развитие речи детей, начиная с раннего возраста, является одним из ведущих разделов общеобразовательной работы в детском саду.

Работая с детьми, имеющими речевые нарушения помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания и других компонентов языковой системы я использую эффективное средство преодоления речевых и неречевых нарушений, как логоритмика.

Методические рекомендации для педагога «Логоритмика как средство коррекции речевых и неречевых нарушений»

В последние годы наблюдается тенденция роста числа детей, имеющих различные варианты нарушений речевого развития. Эта проблема требует поиска путей оптимизации развивающей среды с учетом типологических и индивидуальных особенностей их онтогенеза.

Программа детского сада предусматривает всестороннее развитие личности ребенка через постоянное общение со взрослыми и сверстниками. Но именно воспитатели должны научить детей выражать свои мысли чистым литературным языком, свободно пользоваться разговорной (диалогической) и монологической речью, воспитывать звуковую культуру речи. Полноценная речь — необходимое условие успешного обучения в школе.

Логоритмика включает в себя такие формы работы, которые способствуют речевому развитию, коррекции дефектов речи: ФФНР, ОНР, заикание, алалия, и сопутствующих ей других дефектов: недоразвитие ряда психомоторных функций, общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координация движений пальцев рук, проблемы с ориентацией в пространстве, дефекты произвольного слухового внимания, эмоциональная неустойчивость.

Логоритмика - это активная терапия, построенная на системе физических упражнений, в основе которой лежит связь между словом (речью), музыкой и движением.

Логопедическая ритмика позволяет решать оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи.

Оздоровительные задачи.

  • Укрепление костно-мышечного аппарата.
  • Развитие координации движений и моторных функций.
  • Воспитание правильной осанки, походки.
  • Развитие ловкости, силы, выносливости.

Образовательные задачи.

  • Формирование двигательных умений и навыков.
  • Развитие пространственных представлений.
  • Развитие ловкости, силы, переключаемости, координации движений, организаторских способностей.

Воспитательные задачи.

  • Воспитание и развитие чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
  • Воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности.
  • Воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила и. т. д.
  • Формирования и развитие организаторских способностей.

Коррекционный задачи.

  • Коррекционная направленность логопедической ритмики обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы.
  • Учитываются возрастные и личностные особенности детей, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, а также развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, грамматического строя речи, фонематического восприятия, формирование и развитие слухового и зрительного внимания и памяти.
  • Корреционные задачи устраняют нарушенные функции, развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голос, артикуляционный аппарат, произвольное внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Логоритмические занятия способствуют:

  • Укреплению костно-мышечного аппарата
  • Развитию фонематического слуха
  • Развитию слухового внимания
  • Развитию музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха
  • Развитию мимики, пантомимики
  • Формированию и развитию кинестетических ощущений
  • Развитию координации и пространственной организации движений, моторных функций
  • Развитию выразительности и грации движений
  • Воспитанию переключаемости с одного поля деятельности на другое
  • Формированию, развитие, слухо-зрительно- двигательной координации
  • Развитию физиологического и фонационного дыхания
  • Развитию певческого диапазона голоса
  • Развитию чувства ритма
  • Воспитанию умения перевоплощаться
  • Развитию речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков
  • Воспитанию связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением
  • Формированию и закреплению навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребенка: совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых занятий, способность преодолевать трудности, творчески выразить себя.

Кроме того, упражнения совершенствуют зрительное, слуховое восприятие, психические процессы, побуждают ребенка к общению, освобождают от неподвижности на занятиях и также включают следующие элементы:

  • логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;
  • ритмические уражнения служат средством формирования и развития чувства ритма и выразительности в движениях и в речи;
  • упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силу и постепенность;
  • упражнения для развития общей моторики позволяют регулировать мышечный тонус;
  • для развития мелкой моторики применяются игры с пальчиками (пальчивовая гимнастика), сопровождаемые чтением стихов, народных потешек, скороговорок, чистоговорок. С помощью пальчиковых игр эффективно закрепляется произношение поставленного звука, отрабатывается дикция, развиваются общие речевые навыки, координация тонких движений пальцев рук;
  • чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков
  • вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
  • упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей;
  • упражнения на развитие мимических мышц, для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления.

В занятиях используется принцип постепенного наращивания материала по всем разделам изучаемых лексических тем. Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники и дидактические игры.

Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение к детям к логоритмическим заданиям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Список литературы:

  1. Алябьева Е.А Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2006
  2. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением:Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возрастас тяжелыми нарушениями речи.-СП6.: «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 1999.
  3. Сакулина Т.И. Практический материал для логоритмических занятий. СП «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2015г.
  4. Макарова Н.Ш. Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмике «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2009г.

Ежгурова Н.В.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Методики Метки: ,

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.