Дошкольное детство — самый благоприятный период для развития речи от ее содержания и до орфоэпических качеств, что в дальнейшем определяет личность человека, свидетельствует об уровне его культуры. Развитие речи детей, начиная с раннего возраста, является одним из ведущих разделов общеобразовательной работы в детском саду.
Работая с детьми, имеющими речевые нарушения помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания и других компонентов языковой системы я использую эффективное средство преодоления речевых и неречевых нарушений, как логоритмика.
Методические рекомендации для педагога «Логоритмика как средство коррекции речевых и неречевых нарушений»
В последние годы наблюдается тенденция роста числа детей, имеющих различные варианты нарушений речевого развития. Эта проблема требует поиска путей оптимизации развивающей среды с учетом типологических и индивидуальных особенностей их онтогенеза.
Программа детского сада предусматривает всестороннее развитие личности ребенка через постоянное общение со взрослыми и сверстниками. Но именно воспитатели должны научить детей выражать свои мысли чистым литературным языком, свободно пользоваться разговорной (диалогической) и монологической речью, воспитывать звуковую культуру речи. Полноценная речь — необходимое условие успешного обучения в школе.
Логоритмика включает в себя такие формы работы, которые способствуют речевому развитию, коррекции дефектов речи: ФФНР, ОНР, заикание, алалия, и сопутствующих ей других дефектов: недоразвитие ряда психомоторных функций, общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координация движений пальцев рук, проблемы с ориентацией в пространстве, дефекты произвольного слухового внимания, эмоциональная неустойчивость.
Логоритмика - это активная терапия, построенная на системе физических упражнений, в основе которой лежит связь между словом (речью), музыкой и движением.
Логопедическая ритмика позволяет решать оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи.
Оздоровительные задачи.
- Укрепление костно-мышечного аппарата.
- Развитие координации движений и моторных функций.
- Воспитание правильной осанки, походки.
- Развитие ловкости, силы, выносливости.
Образовательные задачи.
- Формирование двигательных умений и навыков.
- Развитие пространственных представлений.
- Развитие ловкости, силы, переключаемости, координации движений, организаторских способностей.
Воспитательные задачи.
- Воспитание и развитие чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
- Воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности.
- Воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила и. т. д.
- Формирования и развитие организаторских способностей.
Коррекционный задачи.
- Коррекционная направленность логопедической ритмики обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы.
- Учитываются возрастные и личностные особенности детей, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, а также развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, грамматического строя речи, фонематического восприятия, формирование и развитие слухового и зрительного внимания и памяти.
- Корреционные задачи устраняют нарушенные функции, развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голос, артикуляционный аппарат, произвольное внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Логоритмические занятия способствуют:
- Укреплению костно-мышечного аппарата
- Развитию фонематического слуха
- Развитию слухового внимания
- Развитию музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха
- Развитию мимики, пантомимики
- Формированию и развитию кинестетических ощущений
- Развитию координации и пространственной организации движений, моторных функций
- Развитию выразительности и грации движений
- Воспитанию переключаемости с одного поля деятельности на другое
- Формированию, развитие, слухо-зрительно- двигательной координации
- Развитию физиологического и фонационного дыхания
- Развитию певческого диапазона голоса
- Развитию чувства ритма
- Воспитанию умения перевоплощаться
- Развитию речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков
- Воспитанию связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением
- Формированию и закреплению навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребенка: совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых занятий, способность преодолевать трудности, творчески выразить себя.
Кроме того, упражнения совершенствуют зрительное, слуховое восприятие, психические процессы, побуждают ребенка к общению, освобождают от неподвижности на занятиях и также включают следующие элементы:
- логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;
- ритмические уражнения служат средством формирования и развития чувства ритма и выразительности в движениях и в речи;
- упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силу и постепенность;
- упражнения для развития общей моторики позволяют регулировать мышечный тонус;
- для развития мелкой моторики применяются игры с пальчиками (пальчивовая гимнастика), сопровождаемые чтением стихов, народных потешек, скороговорок, чистоговорок. С помощью пальчиковых игр эффективно закрепляется произношение поставленного звука, отрабатывается дикция, развиваются общие речевые навыки, координация тонких движений пальцев рук;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
- упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей;
- упражнения на развитие мимических мышц, для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления.
В занятиях используется принцип постепенного наращивания материала по всем разделам изучаемых лексических тем. Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники и дидактические игры.
Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение к детям к логоритмическим заданиям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Список литературы:
- Алябьева Е.А Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2006
- Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением:Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возрастас тяжелыми нарушениями речи.-СП6.: «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 1999.
- Сакулина Т.И. Практический материал для логоритмических занятий. СП «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2015г.
- Макарова Н.Ш. Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмике «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2009г.
Ежгурова Н.В.,
учитель-логопед