Снятие мышечных зажимов у заикающихся взрослых в процессе коррекционной работы

Как остановить заиканиеСтатья о самом первом этапе в работе по коррекции заикания у взрослых и подростков. Снятие мышечных зажимов создает возможность более плодотворно работать над формированием слитной и плавной речи у заикающихся.

Снятие мышечных зажимов у заикающихся взрослых в процессе коррекционной работы

Постоянно испытываемое заикающимися чувство страха, тревоги, вины или невыраженного гнева вызывает мышечные зажимы в области лица, шеи, артикуляционного аппарата, грудной клетки, талии, живота. Эти зажимы и являются одними из причин, которые приводят к вялой дикции, слабому голосу, нарушению дыхания.

Поэтому, прежде чем приступить к работе непосредственно над речью, на начальных этапах целесообразно определенное количество занятий посвятить проблеме снятия мышечных зажимов.

На начальных этапах работы в условиях групповых занятий можно применять невербальные методики, основанные на развитии новых возможностей самовыражения и восприятия других людей в ситуации общения без использования речи. Используя упражнения игрового плана можно учить заикающихся передавать смысл без слов. Например, дается задание договориться о чем либо с партнером с помощью жестов. Много подобного рода упражнений описано в книге С.В.Гиппиуса «Гимнастика чувств», Л.,1977 г

Далее можно переходить к работе по снятию мышечных зажимов. Работая с данной проблемой, мы опираемся на методику «Со-творение». Это методика системной телесно ориентиованной терапии, опирающейся на теорию построения движений Н.А. Бернштейна. Автором данной методики является Е. В. Максимова. Остановимся кратко на уровнях, с которыми мы работаем при коррекции заикания.

Уровень А-руброспинальный уровень палеонтологических регуляций.

В целом-это уровень тонической регуляции. При хорошо включенном уровне А мы сливаемся с миром, но отделяем себя от мира, включая, находящихся в нем людей. По словам Е.В.Максимовой основная рабочая фраза –«разрешить себе быть».

Уровень V- автономная (вегетативная)нервная система.

В целом- это регуляция обмена веществ тела человека, поддержание постоянства внутренней среды.

При хорошо включенном уровне V мы чувствуем друг друга. Этот уровень по словам Е.В. Максимовой работает как стабилизатор эмоционального состояния-амортизирует возмущения при эмоциональных вспышках (включая вспышки и от всех более высших уровней построения). Места воздействия совпадают с чакрами, которые хорошо известны в восточной медицине. Как утверждает автор методики и практика это подтверждает, работа на этом уровне активизирует восприятие брюшной части тела, выравнивается и углубляется дыхание ( что важно при заикании).

Основная рабочая фраза — «разрешить себе жить».

Уровень В- уровень синергий и штампов или таламопаллидарный уровень.

В целом-это вся тлесная чувствительность. Сюда входят ритмичность, реципрокность, повторяемость движений, которые идут автоматически, без контроля. Движение практически неутомляемо и очень красиво.

При хорошо включенном уровне В мы неосознанно вписываемся в мир внутри движения, включая свободное движение в толпе людей.

При коррекционной работе на уровне В происходит объединение поверхностной и глубокой чувствительности в единое восприятие. В результате такой работы растормаживаются врожденные двигательные автоматизмы тела, а позже легче формируются автоматизмы речи.

Основная рабочая фраза-«разрешить телу двигаться так, как оно хочет», «умное тело само знает, что делать и как себе помочь».

Уровень С- пирамидно-стриальный уровень пространственного поля.

В целом- это восприятие реальных целей, объектов пространства. Восприятие мира от себя. Восприятие реального тела в реальном мире. На этом уровне возникает общий интерес, внимание друг к другу. В результате работы на уровне уходят страхи, связанные с предметами, появляется любопытство, активность в общении. Появляется мимика и интонация.

При хорошо включенном уровне С возникает четкий контроль реального мира.

Уровень Д- теменно премоторный уровень действий.

В целом- это уровень, на котором объединяются все виды и модальности восприятия. Целостность и послушность тела ( необходима сохранность уровней А,V,В и С ).Уровень Д включается как ведущий у ребенка примерно в три года. Благодаря этому уровню мы подавляем в себе охватившие нас чувства. Как результат, формируются многочисленные мышечные блоки и зажимы. Появляются страхи, которые связаны с определенной ситуацией.

Уровень Е - это уровни, лежащие выше уровня действий. Это кора головного мозга, обеспечивающая символические действия ( речь и письмо).

В целом- это уровень по словам Е.В.Максимовой легко тормозит движения всех нижележащих уровней, простраивая поведение как НАДО ( отсюда все основные телесные блоки).

Работа по снятию основных блоков тела, которые выявляются у наших пациентов, является одним из основных разделов подготовительного этапа коррекции заикания.

При обследовании заикающихся отмечаются мышечные зажимы мышц лица, губ, нижней челюсти, гортани, шеи, плечевого пояса, грудины.

Согласно теории Вильгельма Райха, существует верхнее, среднее и нижнее кольцо зажимов. Причиной этого мышечного панциря являются невыраженные чувства. Как часто трудности в речи у заикающихся являются причиной постоянных переживаний и разочарований, сопровождающихся невыраженным гневом, обидой( а это тоже невыраженный гнев) на себя, на ситуацию, на социум.

Верхнее кольцо зажимов-это зажимы в области рта, нижней челюсти, горла и голосовых связок. Зажимы в области рта и нижней челюсти у заикающихся прежде всего связан с запретами выражать свои чувства словами. Стиснутые челюсти прикрывают звук, не позволяют ему выйти в пространство. Сжатая нижняя челюсть говорит о замкнутом человеке, который не готов меняться. Блоки в челюстях по словам В.Райха возникают из-за сдерживаемого желания кусаться, что на психологическом уровне означает сдерживание импульсов гнева. Блоки в голосовых связках, по словам того же автора, возникают из-за сдерживаемого желания кричать.

Среднее кольцо зажимов-это зажимы в области плеч, рук и грудной клетки. По мнению основоположника телесно-ориентированной терапии В.Райха, хроническое мышечное напряжение в плечах и руках возникает в результате подавления желания ударить, то есть мы снова встречаемся с подавленным гневом. У многих заикающихся людей грудная клетка не двигается вместе с дыханием, а само дыхание поверхностное и неравномерное. Происходит задержка или на вдохе или на выдохе. Зажимы грудного пояса вызывают нарушения дыхания. Тест на проверку правильности дыхания заключается в том, чтобы 20 секунд равномерно протянуть звук «А» или «О».

Нижнее кольцо зажимов–это зажимы в области диафрагмы, талии. Диафрагма-это мышца, которая участвует в дыхании, она сокращается всегда, когда нам страшно. При постоянно испытываемом страхе, что для заикающихся зачастую характерно, диафрагма находится в постоянном напряжении. Напряженная диафрагма в свою очередь рождает страх. Возникает порочный круг, из которого выбраться довольно сложно. Страх по словам психологов можно высвободить через освобождение заблокированного гнева. Работа по разблокированию эмоции гнева, который осуждается в обществе, вызывает иногда опасение. Следует понимать, что если это делать правильно на занятиях, то никому от этого плохо не будет. Три главных принципа-не навреди людям, себе и имуществу позволяют освобождаться от гнева безопасно.

Вильгельм Райх учил, что мышечный панцирь формируется не сразу и не вразброд, а целеустремленно-снизу-ровно вверх. То есть в детстве, первыми у человека возникают блоки в нижних сегментах тела. А когда человек вырастает, у него формируются блоки уже на вышележащих сегментах его тела. Это происходит, как окаменение в сказках. Человек превращается в камень, начиная с ног. А когда человека расколдовывают, сначала начинают шевелиться зрачки, оживляются глаза, появляется мимика, а потом начинают шевелиться нижележащие отделы тела.

Далее можно переходить к упражнениям по снятию зажимов, которые мы применяем на занятиях с заикающимися.

Упражнения по снятию зажимов у заикающихся

1. «Водоросли» – пациенты стоят с закрытыми глазами и представляют, что они водоросли, приросшие ко дну океана. Вода омывает их, и они, подвластные океаническим течениям, начинают двигаться. Сначала волнообразно двигаются руки, шея, потом все туловище. И вот водоросли отрываются от дна и начинают свое движение по «океану». Ребята ходят по комнате с закрытыми глазами. Логопед дает установку: «Даже если водоросли столкнутся – не страшно. Они спокойно продолжают свое движение».

2. «Лепка» – один из пациентов – «глина», остальные – «скульпторы». Как скульптор разминает глину, так и заикающиеся «разминают» мышцы друг друга, снимая избыточное напряжение. Потом группа лепит различные скульптуры (манекен, памятник, ребенка и т.п.).

3. «Куклы марионетки» – пациенты представляют себя куклами, висящими в мастерской кукловода. И вот мастер снимает их «с гвоздика» и куклы оживают. Они начинают двигаться.

Игры для снятия мышечных зажимов в области артикуляционного, голосового аппаратов и мышц диафрагмы

1. «Звери» – Пациенты сидят с закрытыми глазами на полу, изображая зверей, которым дали мясо. Они жадно грызут и жуют его, сопровождая процесс «поедания» характерными для зверей звуками. Известно, что блоки в челюсти возникают из-за сдерживаемого желания что-то кусать.

2. «Прогони заикание» – один из пациентов выступает в роли «заикания». Ему дается установка вести себя нагло и развязно. Он заходит в зал, садится в кресло и на голосовом эталоне, осматривая всех как бы свысока, произносит «фразы» – «аоуи-аоуи-аоуи…..», делая между ними паузы, имитируя синтагматическое членение речи. (Аоуи – это голосовой эталон, специально используемый в практике работы отделения логоневрозов. Он помогает на начальных стадиях коррекции скоординировать дыхание, голос и артикуляцию, минуя смысловую сторону речи). Другой пациент встает, берет поролоновую дубинку и начинает прогонять заикание, произнося голосовой эталон и ударяя дубинкой по стулу. Известно, что из-за сдерживаемого желания говорить, у заикающихся отмечаются зажимы в области глотки. А лучший способ снять эти зажимы – это крик. Между «заиканием» и «заикающимся» возникает диалог на голосовом эталоне с интонацией гнева. Важно объяснить пациентам, что крик этот должен идти не на верхних регистрах, а на нижних. Кроме того, удары дубинкой снимают зажимы с мышц рук и плечевого пояса, что немаловажно для заикающихся.

3. «Собаки» – пациенты сидят на четвереньках, колени под углом, руки, на которые опираются, держат прямо, выгибают спину вверх, изображая собак. Глаза можно закрыть. По команде логопеда заикающиеся начинают лаять, как будто охраняют свою территорию. Известно, что из-за постоянно сдерживаемого гнева и обиды у пациентов возникают зажимы в области талии и диафрагмы

4.»Второе рождение» — один пациент ложиться на живот. На него поперек ложатся трое других заикающихся ребят. Задача того, на ком лежат, вылезти, имитируя процесс рождения, т.е. вылезание «из щели». Делать это надо не молча, а с произнесением звука «ААА». Звучание должно идти на нижних регистрах из живота, рот широко открыт.

5. «ЗОЛ» или «ЗЛА»- пациента держат за руки двое других. Нейродефектолог или другой пациент ( зависит от этапа работы) произносит различные укор в адрес того, кто избавляется от зажимов. На каждое обвинение работающему с зажимами заикающемуся необходимо произнести одно слово: «зол» или « зла». Слова произносятся с протяжным гласным в нижнем регистре с широко открывающимся ртом. Человек пытается вырваться из держащих его рук, напрягая тело и делая выпады вперед. Необходимо обратить внимание и на мимику пациента.

6. «Это кость моя»- играя в собаку, взять зубами резиновую игрушку ( кость). Кусать ее и тянуть на себя.

7.«Бьем заикание»- пациенты, используя прыгалки или ремни, наотмашь (от плеча) бьют воображаемое заикание с произнесением отдельных звуков или слов. Можно использовать различные ругательства, типа: «Ты, мелочная хмурая мегера!» или « Ты недоделанный болван!». Все зависит от этапов работы.

8.«Ироничные стихи»- хорошо снимают зажимы с артикуляционного аппарата ироничное проговаривание стихотворений (да простит нас поэт). Ирония, как известно, тоже способ выражения гнева. Обращаем внимание на мимику, жесты пациентов, которые читают стихотворения с иронией.

Таким образом, сняв мышечные зажимы с заблокированных участков тела пациентов, мы с большей эффективностью используем мимическую, дыхательную, голосовую, артикуляционную гимнастики с целью формирования у заикающихся слитной и плавной речи.

Асташева Светлана Юрьевна,
логопед отделения логоневрозов ЦПРиН,
г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 2,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Заикание Метки: ,

Сейчас читают:

Театральные игры и их роль в коррекции связной речи Театральные игры и их роль в коррекции связной речи
Характеристика речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом Характеристика речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом
Многофункциональные пособия, способствующие здоровьесбережению, в работе с детьми с речевыми нарушениями Многофункциональные пособия, способствующие здоровьесбережению, в работе с детьми с речевыми нарушениями
Методические рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми недостатками Методические рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми недостатками

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.