Формирование фонетических средств языка и процессов, тесно связанных с ними, у дошкольников с ОНР

ОНРНекоторые приемы и упражнения, направленные на развитие фонетических средств языка и других процессов, тесно связанных с ними.

Формирование фонетических средств языка и процессов, тесно связанных с ними, у дошкольников с ОНР

Учителя-логопеды знают, что при общем недоразвитии речи страдает речь как система в целом, т. е. нарушены фонетическая сторона речи, лексико-грамматическая и связная речь. Проблемы со стороны фонетических и фонематических процессов всегда выходят на первый план и видны невооруженным глазом. Зачастую жалобы родителей и педагогов первым делом связаны с тем, что ребенок плохо говорит. Имеется в виду, плохо произносит звуки, искажает слоговую структуру слова.

Именно проблемы со стороны фонетико-фонематической стороны речи препятствуют достаточной подготовки ребенка к обучению грамоте.

К фонетическим средствам языка относятся звуки, ударение (словесное и фразовое) и интонация. Механизмы фонетических средств языка очень сложны и тесно переплетаются с разными психическими функциями и процессами. Развитие фонетических и фонематических процессов, да и всех других речевых процессов, тесно связано с неречевыми процессами, такими как пространственная ориентировка, общая моторика и мелкая моторика пальцев рук, чувства темпа и ритма.

И, как правило, у всех детей с общим недоразвитием речи эти процессы тоже нарушены наряду с речевыми. Это, так называемые, вторичные дефекты.

Нарушения пространственной ориентировки выражаются в несформированном или недостаточно сформированном восприятии предметов в пространстве, восприятии предметов относительно друг друга и относительно себя.

Нарушение пространственной ориентировки влияет и на артикуляционную моторику. А именно, нарушение этих процессов влияет на правильное положение органов речи относительно друг друга при произношении конкретного звука. А так же данные нарушения влияют на восприятие звуков на слух: на восприятие количества звуков в слове, их последовательность, т. е. на фонематический слух и фонематическое восприятие.

Нарушения общей моторики выражаются в недостаточности объема, темпа, координации, переключаемости общих движений тела. Как это может влиять на речь? При данных нарушениях часто мы имеем ту же картину в плане артикуляционной моторики: недостаточный объем, темп, координация, переключаемость движений органов речи — нарушения артикуляционной моторики.

Значение развития мелкой моторики пальцев рук переоценить сложно. Об этом уже много написано и сказано. Все мы представляем важность данных функций в развитии речи в целом и обучении грамоте в частности.

Нарушения общих темпоритмических процессов влияют на развитие и нарушения слоговой структуры слова (пропуск, перестановка слогов), развитие голосовых процессов (высоты, силы голоса), темпоритмического оформления связного высказывания.

Вот некоторые приемы и упражнения, направленные на развитие фонетических средств языка и других процессов, тесно связанных с ними.

Массаж мышц лица массажным шариком

Массаж мимической мускулатуры позволяет нормализовать тонус и чувствительность мышц. Когда дети научаются выполнять эти упражнения, они могут делать это самостоятельно. Полезно рекомендовать и дома делать массаж с родителями.

Примечание: Массажный шарик индивидуальный для каждого ребенка хранится в отдельном закрытом контейнере. Перед занятием ребенок должен вымыть руки с мылом. После каждого занятия массажный шарик промывается раствором жавель солида, затем — водой с мылом , высушивается и упаковывается в контейнер.

1. Катать шарик по кругу сначала по одной щеке, затем — по другой в течение 10 секунд сначала в одну сторону, затем — в другую.

2. Аналогичные действия с надутыми щеками.

3. Катать шарик по расслабленным губам по кругу в течение 10 секунд сначала в одну сторону, затем — в другую.

4. Прокатывать шарик из стороны в сторону между носом и верхней губой в течение 10 секунд.

5. Прокатывать шарик под нижней губой из стороны в сторону в течение 10 секунд.

6. Катать шарик по кругу по подбородку в течение 10 секунд сначала в одну сторону, затем — в другую.

Пальчиковый тренинг с массажным шариком

1. Поиграть с шариком в прятки 3 — 5 раз. Прячь его сначала в одном кулачке, потом — в другом.

2. Рука прижата к поверхности стола, пальцы вместе. Шарик положить на кончики пальцев, накрыть его другой ладонью и катить от кончиков пальцев до запястья и обратно.

3. Прокатить шарик между ладонями от запястья к кончикам пальцев и обратно.

4. Одна рука лежит ладонью вверх, на ней — шарик. Другая ладонь очень крепко прижимает шарик сверху. Катать шарик по кругу между ладонями в течение 10 секунд. Затем позиция рук меняется.

5. Прижать шарик ладошкой к ковру и прокатывать вперед-назад, затем ладошку поменять.

6. Прокатывать шарик, скатывая его с тыльной стороны кисти правой руки, а затем — левой.

7. Кончиками пальцев одной руки ввинчивать шарик в середину ладошки другой руки, затем — руки поменять.

8. Сложить пальцы одной руки в щепоть и положить на кончики пальцев шарик, удерживая его, затем — руки поменять.

На упражнения постепенно накладываются чистоговорки, стихи, скороговорки. Можно и использовать при автоматизации звуков, проговаривать комбинации слогов и слова.

Ритмические рисунки с деревянными ложками под счет и музыку

Этот вид работы несет огромное коррекционное значение. Здесь задействованы многие функции и процессы. На все эти упражнения накладывается речевое сопровождение.

1. Отстукивание ложками ритмических рисунков по образцу.

Например: два удара ложками подряд, пауза, один удар ложками, пауза, три удара ложками подряд. На начальном этапе можно выполнять под счет: раз-два, пауза, раз, пауза, раз-два-три.

2. Отстукивание ложками ритмических рисунков по образцу с добавлением какого-либо движения под счет.

Например: раз-два — два удара ложками, три-четыре — два «крестика» (дети перекрещивают согнутые в локтях руки два раза).

3. Отстукивание ложками ритмических рисунков по образцу с движениями и перемещением ложек в пространстве под счет.

Например: Дети сидят в кругу, держа ложки в согнутых в локтях руках. На счет раз-два-три-четыре делают четыре удара ложками. На счет пять-шесть — два «крестика». На счет семь кладут ложки на пол перед соседом справа (слева). На счет восемь берут ложки, лежащие, перед собой, садятся, выпрямив спину и держа ложки в согнутых в локтях руках.

На более позднем этапе работы можно наложить музыку на разученные ритмические рисунки и оформить ими любимые детьми песенки.

Ритмические движения с деревянными ложками под счет и музыку

(повторять по 3 — 4 раза, наращивая темп).

1. Исходное положение — в руках деревянные ложки, руки согнуты в локтях вверх, ноги вместе. На счет раз — шаг вправо; два — приставить левую ногу; три — один удар ложками; четыре — присесть, держа ложки в согнутых в локтях вверх руках. Аналогично в левую сторону.

2. Те же движения, только шаги вперед и назад.

3. Исходное положение — в руках деревянные ложки, руки разведены в стороны, ноги вместе. На счет раз — шаг вправо; два — приставить левую ногу; три — руки вверх и один удар ложками над головой; четыре — руки развести в стороны. Аналогично в левую сторону.

4. Те же движения, только шаги вперед и назад.

5. Исходное положение — в руках деревянные ложки, руки согнуты в локтях вверх, ноги вместе. На счет раз — шаг вправо; два — приставить левую ногу; три — подняться на носочки, один удар ложками над головой; четыре — руки в исходное положение, опуститься на стопы. Аналогично в левую сторону.

6. Те же движения, только шаги вперед и назад.

7. Исходное положение — в руках деревянные ложки, руки согнуты в локтях вверх, ноги вместе. На счет раз — правая нога на пятку; два — правая нога на носок; три — поставить правую ногу в исходное положение; четыре — присесть и один удар ложками. Аналогично с левой ногой.

8. Исходное положение — в руках деревянные ложки, руки согнуты в локтях вверх, ноги вместе. На счет раз — один удар ложками; два — один прыжок на двух ногах; три — шаг вправо; четыре — приставить левую ногу. Аналогично в левую сторону.

9. Те же движения, только шаги вперед и назад.

10. Исходное положение — в руках деревянные ложки, руки согнуты в локтях вверх, ноги вместе. На счет раз — руки вверх, один удар ложками над головой и шаг правой ногой в сторону; два — приставить левую ногу и развести руки в стороны; три — присесть и один удар ложками над головой; четыре — встать в исходное положение, только руки держать согнутыми в локтях перед собой. Аналогично в левую сторону.

Эти ритмические движения сначала следует разучить с детьми выполнять под счет. Далее выполнять многократно, наращивая темп. Когда дети хорошо усвоят все движения, то эти упражнения можно соединить в комплексы по три-четыре упражнения. А в дальнейшем на эти движения накладывается музыка. Можно использовать их как элементы танца и как динамические паузы на занятиях.

Логоритмические упражнения с деревянными ложками

1. Все перечисленные выше ритмические движения, наложенные на скороговорки, чистоговорки, логопедические речевки и стихи.

2. Рассказывание детьми скороговорок, чистоговорок, стихов, ударяя ложками на заданный звук.

Например: ударить ложками, когда произносишь или слышишь звуки Р и Рь.

Вез коРабль каРамель.

Сел коРабль в поРту на мель.

И матРосы тРи недели

каРамель на мели ели.

Два удара ложками.

Два удара ложками.

Два удара ложками.

Один удар ложками.

Варианты этого упражнения могут быть разными. Один ребенок рассказывает стихотворение, остальные дети слушая, ударяют ложками на заданный звук. Можно поделить детей на несколько команд и каждая команда ударяет ложками на свой звук.

3. Рассказывание детьми скороговорок, чистоговорок, стихов в парах с одновременной игрой на ложках. Заранее разучиваются движения.

Например: У двух детей в руках деревянные ложки. Дети стоят лицом друг к другу. Один ребенок (оба ребенка или дети по очереди) рассказывает скороговорку. Одновременно выполняются движения: один удар своими ложками; один удар ложкой в правой руке о ложку в правой руке друга; один удар своими ложками; один удар ложкой в левой руке о ложку в левой руке друга; один удар своими ложками; один удар обеими ложками о ложки друга. И так несколько раз. Одно движение выполняется на одно слово скороговорки. На последнем слове — три удара обеими ложками о ложки друга.

Элементы психогимнастики

Шесть изображений смайликов, показывающих разные эмоции (радость, грусть, удивление, злость, испуг) используются на всех видах занятий.

Вот некоторые упражнения.

На занятии по автоматизации звука, дети выбирают или вытягивают случайно один смайлик и произносят звуки или слоги, показывая заданную эмоцию.

На занятиях по формированию лексико-грамматического строя речи и связной речи произносят соответственно словосочетания, предложения, скороговорки.

Чтение скороговорок с перемещением логического ударения

В данном виде работы дети несколько раз подряд повторяют одну и ту же скороговорку, закрепляя и совершенствуя звукопроизношение, и при этом не испытывают скуки и не теряют интерес. А так же учатся различать смысловые оттенки речи, рассуждая о том, как меняется смысл скороговорки с перемещением логического ударения на разные слова. В данном виде работы совершенствуется и выразительность речи.

Например: Прочитайте скороговорку, выделяя голосом главное слово. Какой смысл придается скороговорке, если это главное слово.

1. Если дождик, нужен зонтик.

Нужен зонтик, если дождик.

2 . Если дождик, нужен зонтик.

Нужен зонтик, если дождик.

3. Если дождик, нужен зонтик.

Нужен зонтик, если дождик.

Список использованной литературы:

1. Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Методическое пособие. – М., ТЦ «Сфера», 2006 г.

2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – М., 1997 г.

3. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М., «Просвещение», 1956 г.

4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М., «Просвещение», 1981 г.

5. Забрамная С. Д., Костенко Ю. А. Развивающие занятия с детьми. – М., Институт общегуманитарных исследований, 2002 г.

6. Знакомьтесь: «Выразительное движение». Горшкова Е. – Ж. «Дошкольное воспитание», №9, 1999 г.

7. Использование элементов ритмики в логопедической работе. Из опыта работы. Шацких С. – Ж. «Дошкольное воспитание», №12, 1999 г.

8. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1995 г.

9. Коррекционно-развивающая среда логопедической группы. Шигина Г. Ф., Попкова Е. Ю. – Ж. «Логопед», №5, 2008 г.

10. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб., 2001 г.

11. Малыш плохо говорит: тактика родителей и воспитателей. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. – Ж. «Логопед», №5, 2008 г.

12. О комплексном методе коррекции речевых и психофизических нарушений у дошкольников. Пожиленко Е. – Ж. «Дошкольное воспитание», №10, 1994 г.

13. Парамонова Л. Г., Ильина М. Н. Тесты для детей «Готов ли ваш ребенок к школе». Сборник тестов и развивающих упражнений. – М., 1998 г.

14. Подготовка к обучению грамоте детей пяти лет. Методические рекомендации под ред. Н. С. Варенцовой. – Минск, 1987 г.

15. Программа воспитания и обучения в детском саду. – под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Г. С. Комаровой. – 3-е издание, исправленное и дополненное. – М., 2005 г.

16. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Филичева Т. Е., Чиркина Г. В. – М., 1993 г.

17. Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. – М., 1987 г.

18. Уроки ритмики. Лифиц И. – Ж. «Дошкольное воспитание», №5, 1990 г.

19. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Сборник «Коррекция нарушений речи»/ под. ред. Г. В. Чиркиной. М., 2008.

20. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников: практическое пособие. – М., 2004 г.

21. Фомичева М. М. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1980 г.

Лавренова О.А.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: ОНР Метки: 

Сейчас читают:

Особенности слухового восприятия детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Особенности слухового восприятия детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития
Анализ методов развития диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи Анализ методов развития диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи
Влияние дидактических игр и игровых упражнений на преодоление фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи Влияние дидактических игр и игровых упражнений на преодоление фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.