Формирование навыка произношения шипящих звуков — рекомендации для родителей и педагогов

Звук [Ш]Ребенку скоро пять лет, а он не произносит шипящие звуки? Возможно, у него не сформирован правильный артикуляционный уклад. Помогут в решении этой проблемы специальные подготовительные артикуляционные упражнения.

Организуя занятия, воспользуйтесь следующими советами:

1.​ Не торопитесь давать ребенку задания, превышающие его возможности, старайтесь соблюдать последовательность упражнений комплекса.

2.​ Если какое-то упражнение не получилось — вернитесь к нему позднее.

3.​ Не заставляйте ребенка делать упражнения, если он устал или расстроен.

4.​ Выполняйте упражнения в игровой форме. Короткие стихи помогут в этом.

КОМПЛЕКС ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

«УЛЫБКА»

Улыбнуться без напряжения и в таком положении удерживать губы до 5 – 7 секунд.

«Мы проснулись, улыбнулись,
Сладко-сладко потянулись»

«ЗАБОРЧИК»

Улыбнуться, показать сомкнутые верхние и нижние зубы. Удерживать артикуляционную позу до 5 – 7 секунд.

«Зубки дружно показали
И нисколько не устали»

«ОКОШКО»

Открыть рот так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Удерживать артикуляционную позу до 5 – 7 секунд.

«Солнце светит нам в окно.
Делаем мы всё легко»

«ЗАМЕСИТЬ ТЕСТО»

Приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу, и, пошлепывая его губами, произносить «пя – пя – пя». Время выполнения – до 5 — 10 секунд.

«Тесто мы сейчас замесим,
Всех блинами угостим»

«БЛИНЧИК»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Губу на нижние зубы не натягивать. Боковые края языка касаются уголков рта. Удержать широкий язык в спокойном положении при открытом рте до 5 – 7 секунд.

«Блинчики у нас большие,
Очень вкусные такие»

«ОСТУДИ БЛИНЧИК»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук «ф – ф – ф», подуть, не надувая щек, по средней линии языка. Выполнить упражнение 4 – 6 раз.

«Блинчик надо остудить,
На тарелку положить»

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

Улыбнуться, открыть рот, положить язык на нижнюю губу. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. Нижней губой не помогать. Выполнить несколько движений подряд не закрывая рот.

«Будем есть блины с вареньем.
Очень вкусным, без сомненья»

«ЖАРКО»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу и подуть вверх. Если воздушная струя идет по средней линии языка, то челка (при ее наличии) слегка поднимется вверх. Выполнить упражнение без напряжения несколько раз подряд.

«ЧАШЕЧКА»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Кончик и края языка поднять вверх так, чтобы получилась «чашечка». Передний край языка верхней губы не касается. Удерживать в таком положении до 5 секунд.

«Блины чаем запиваем.
В чашку чай мы наливаем»

«ПОДУЙ В ЧАШЕЧКУ»

Приоткрыть рот, прижать боковые края языка к верхним коренным зубам, передний край языка приподнять вверх. Подуть в получившуюся «чашечку». Воздушная струя идет по средней линии языка. Если упражнение выполняется правильно, то будет слышен звук, похожий на звук Ш. Выполнить упражнение 4 — 6 раз.

«Чай горячий остудим
И друзей мы угостим»

На следующем этапе работы будет формирование умения правильно произносить звук в слоге, слове, фразе, тексте, в спонтанной речи.

Ионова О. Ю.,
учитель-логопед,
МКДОУ детский сад № 494,
г. Новосибирск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Театральные игры и их роль в коррекции связной речи Театральные игры и их роль в коррекции связной речи
Характеристика речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом Характеристика речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом
Многофункциональные пособия, способствующие здоровьесбережению, в работе с детьми с речевыми нарушениями Многофункциональные пособия, способствующие здоровьесбережению, в работе с детьми с речевыми нарушениями
Методические рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми недостатками Методические рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми недостатками

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.