Краткая аннотация: фонетическая ритмика способствует развитию артикуляционного аппарата, темпа речи, закреплению знаний о звуках и буквах.
Гласные звуки
Движения, сопровождающие произнесение гласных звуков, плавные, длительные по времени.
А – Исходное положение: руки впереди, ладонями вверх. Произнося звук А, руки широко разводятся в стороны. По динамике – слабо.
Установка:
- будем говорить тихо и долго;
- громко и долго;
- тихо и кратко;
- громко и кратко.
(для всех звуков)
О – Исходное положение: руки внизу, перед собою, пальцы соприкасаются. При произнесении звука О, руки через стороны поднимаются вверх и округло соединяются над головой. По динамике – слабо.
У – Исходное положение: руки перед грудью, указательные пальцы направлены вверх. При произнесении звука У, руки вытягиваются вперед. По динамике – напряженно.
Э – Исходное положение: руки впереди, ладонями вверх. При произнесении звука Э, руки через стороны поднимаются к плечам, локти в конце произнесения опускаются. По динамике – слабо.
И – Исходное положение: руки перед грудью, указательные пальцы направлены вверх. При произнесении звука И, руки вытянуть вверх, подтянуться, при этом становясь на носки. По динамике – очень напряженно.
Согласные звуки
Согласные звуки произносятся при вызывании, как правило, с гласными. По характеру артикуляции можно выделить:
- взрывные глухие согласные (П Т К)
- взрывные звонкие согласные (Б Д Г)
- смычно-проходные согласные (М Н Л)
- фрикативные глухие (Ф С Ш Х)
- фрикативные звонкие (В З Ж)
- «громко» названные вибранты (Р)
- аффрикаты (Ц Ч)
Специальная работа по вызыванию мягких согласных не проводится, но многие мягкие согласные нередко появляются самостоятельно взамен твердых.
Взрывные глухие согласные
Движения, сопровождающие произнесение звуков этой группы – быстрые, резкие. По динамике – напряженные .
П — Исходное положение: руки сжаты в кулаки перед грудью.
Произнося ПА – ПА – ПА, поочередно резко опускаем то один, то другой кулак.
Т — Исходное положение: руки сжаты в кулаки перед грудью.
При произнесении ТА – ТА – ТА , руки поочередно опускаются, при этом резко разжимаются пальцы.
К — (МНОГО ПОВТОРЯТЬ НЕЛЬЗЯ) Исходное положение: руки перед грудью со сжатыми кулаками, локти в стороны. Произнося К, резко отводят локти назад и голову откидывают назад.
Взрывные звонкие согласные
Движения, сопровождающие произнесение звуков этой группы быстрые, но расслабленные.
Б — Исходное положение: руки согнуты в локтях, впереди себя, ладошками вверх. При произнесении БА – БА – БА, кисти рук расслабленно встряхиваются. Одновременно туловище слегка наклоняется вперед. Произнося последнее БА, резко, но расслабленно опустить руки.
Д — Исходное положение: руки согнуты в локтях впереди, ладонями вниз. Произнося ДА – ДА – ДА, встряхиваем кистями рук перед грудью, одновременно естественно, утвердительно киваем головой.
Г — Исходное положение: руки согнуты в локтях перед грудью.
Произнося ГА – ГА – ГА, соединять большой палец со всеми остальными. (Можно ввести в физминутку: «Гуси – гуси» — га – га – га ; …. – да – да – да;)
Смычно-проходные согласные
М — Исходное положение: руки согнуты в локтях на уровне щек, ладошками от себя. Произнося МА, на М как бы отталкиваем воздух от себя. Без перерыва разводим руки в стороны на А. Незначительное мышечное напряжение.
Н — Исходное положение: руки согнуты в локтях перед грудью, ладонями вверх. Произнося НА – НА – НА, осторожно встряхиваем кистями рук, производя естественное движение на слово НА. По динамике – незначительное мышечное напряжение.
Л – Исходное положение: руки согнуты в локтях, кисти на уровне плеч (или на уровне шеи). При произнесении ЛА, производить вращательные движения кистями рук от себя. Мелкие движения вызывают мягкий звук ЛЬ.
Треножкина И.В.,
учитель-логопед