Фонетическая ритмика

Фонетическая ритмикаКраткая аннотация: фонетическая ритмика способствует развитию артикуляционного аппарата, темпа речи, закреплению знаний о звуках и буквах.

Гласные звуки

Движения, сопровождающие произнесение гласных звуков, плавные, длительные по времени.

А – Исходное положение: руки впереди, ладонями вверх. Произнося звук А, руки широко разводятся в стороны. По динамике – слабо.

Установка:

- будем говорить тихо и долго;

- громко и долго;

- тихо и кратко;

- громко и кратко.

(для всех звуков)

О – Исходное положение: руки внизу, перед собою, пальцы соприкасаются. При произнесении звука О, руки через стороны поднимаются вверх и округло соединяются над головой. По динамике – слабо.

У – Исходное положение: руки перед грудью, указательные пальцы направлены вверх. При произнесении звука У, руки вытягиваются вперед. По динамике – напряженно.

Э – Исходное положение: руки впереди, ладонями вверх. При произнесении звука Э, руки через стороны поднимаются к плечам, локти в конце произнесения опускаются. По динамике – слабо.

И – Исходное положение: руки перед грудью, указательные пальцы направлены вверх. При произнесении звука И, руки вытянуть вверх, подтянуться, при этом становясь на носки. По динамике – очень напряженно.

Согласные звуки

Согласные звуки произносятся при вызывании, как правило, с гласными. По характеру артикуляции можно выделить:

- взрывные глухие согласные (П Т К)

- взрывные звонкие согласные (Б Д Г)

- смычно-проходные согласные (М Н Л)

- фрикативные глухие (Ф С Ш Х)

- фрикативные звонкие (В З Ж)

- «громко» названные вибранты (Р)

- аффрикаты (Ц Ч)

Специальная работа по вызыванию мягких согласных не проводится, но многие мягкие согласные нередко появляются самостоятельно взамен твердых.

Взрывные глухие согласные

Движения, сопровождающие произнесение звуков этой группы – быстрые, резкие. По динамике – напряженные .

П — Исходное положение: руки сжаты в кулаки перед грудью.

Произнося ПА – ПА – ПА, поочередно резко опускаем то один, то другой кулак.

Т — Исходное положение: руки сжаты в кулаки перед грудью.

При произнесении ТА – ТА – ТА , руки поочередно опускаются, при этом резко разжимаются пальцы.

К — (МНОГО ПОВТОРЯТЬ НЕЛЬЗЯ) Исходное положение: руки перед грудью со сжатыми кулаками, локти в стороны. Произнося К, резко отводят локти назад и голову откидывают назад.

Взрывные звонкие согласные

Движения, сопровождающие произнесение звуков этой группы быстрые, но расслабленные.

Б — Исходное положение: руки согнуты в локтях, впереди себя, ладошками вверх. При произнесении БА – БА – БА, кисти рук расслабленно встряхиваются. Одновременно туловище слегка наклоняется вперед. Произнося последнее БА, резко, но расслабленно опустить руки.

Д — Исходное положение: руки согнуты в локтях впереди, ладонями вниз. Произнося ДА – ДА – ДА, встряхиваем кистями рук перед грудью, одновременно естественно, утвердительно киваем головой.

Г — Исходное положение: руки согнуты в локтях перед грудью.

Произнося ГА – ГА – ГА, соединять большой палец со всеми остальными. (Можно ввести в физминутку: «Гуси – гуси» — га – га – га ; …. – да – да – да;)

Смычно-проходные согласные

М — Исходное положение: руки согнуты в локтях на уровне щек, ладошками от себя. Произнося МА, на М как бы отталкиваем воздух от себя. Без перерыва разводим руки в стороны на А. Незначительное мышечное напряжение.

Н — Исходное положение: руки согнуты в локтях перед грудью, ладонями вверх. Произнося НА – НА – НА, осторожно встряхиваем кистями рук, производя естественное движение на слово НА. По динамике – незначительное мышечное напряжение.

Л – Исходное положение: руки согнуты в локтях, кисти на уровне плеч (или на уровне шеи). При произнесении ЛА, производить вращательные движения кистями рук от себя. Мелкие движения вызывают мягкий звук ЛЬ.

Треножкина Ирина Васильевна,
учитель-логопед,
МБДОУ МО «Детский сад №184″,
г. Краснодар

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Материал к занятиям Метки: 

Сейчас читают:

Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным
Алфавит в стихах Алфавит в стихах
Методическая разработка для учителей-логопедов, дефектологов «Комплексная коррекция звукопроизношения, как основного видимого дефекта у детей с ОВЗ» Методическая разработка для учителей-логопедов, дефектологов «Комплексная коррекция звукопроизношения, как основного видимого дефекта у детей с ОВЗ»
Игры для развития диалогической речи у детей дошкольного возраста Игры для развития диалогической речи у детей дошкольного возраста

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.