Программа коррекционной работы школы как средство реализации индивидуально-ориентированного подхода в обучении детей с ОВЗ

Дети с ОВЗЛегитимизация права каждого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям, и переход к интегративным формам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, их включение в систему общего образования обусловливают необходимость разработки инновационных подходов к обучению с учетом индивидуальных потребностей и возможностей каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях массового и специального образования.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Ориентируясь на современные тенденции в образовании и учитывая, что дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, педагогами нашей школы была разработана Программа коррекционной работы.

Одним из важнейших условий реализации Программы коррекционной работы является комплексное сопровождение ребенка, осуществляемое через взаимодействие специалистов различного профиля. Для этого необходимо наличие в кадровом составе школы таких специалистов как учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, что позволит обеспечить обучение, воспитание и развитие всех категорий учащихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей.

Программа коррекционной работы МОУ СОШ №14 создана для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья следующих категорий:

  1. Дети, обучающиеся по программе С(К)ОУ V вида.
  2. Дети, обучающиеся по общеобразовательной программе.
  3. Дети- инвалиды, обучающиеся на дому.

Целью программы является создание условий для оптимального развития и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи программы направлены на:

  • своевременное выявление детей с трудностями в обучении, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
  • создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
  • осуществление индивидуально — ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК и школьного консилиума);
  • разработка и реализация индивидуальных образовательных программ, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушением в физическом и (или) психическом и (или) речевом развитии;
  • реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и формированию здорового образа жизни;
  • проведение консультативной и просветительской работы с родителями (законными представителями) детей для оказания своевременной помощи;
  • организация взаимодействия между педагогами школы, специалистами и родителями учащихся с особыми образовательными потребностями.

Основными принципами содержания программы коррекционной работы в образовательном учреждении являются:

  • соблюдение интересов ребенка;
  • системность;
  • непрерывность;
  • вариативность;
  • рекомендательный характер.

Теоретико-методологическими основаниями программы коррекционной работы является взаимосвязь трёх подходов:

  • нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных трудностей;
  • комплексного, обеспечивающего учёт психолого-педагогических знаний о ребёнке;
  • междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно-распределённую деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребёнка, отражающую специфику решения задач коррекции нарушенного развития детей конкретным содержанием профессиональной работы педагогов, психологов, учителей-логопедов.

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования в нашей школе включает в себя взаимосвязанные модули, отражающие её основное содержание. Это диагностический, коррекционно-развивающий, консультативный и информационно-просветительский модули. Каждый из них представлен в таблице, в которой участники образовательного процесса отражают направления своей деятельности, ее виды и формы, планируемые результаты, сроки проведения.

Целью диагностического модуля является выявление характера и степени выраженности нарушений, индивидуальных особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

Итогом диагностического этапа является разработка индивидуальной образовательной программы для учащихся. При ее составлении учитываются результаты диагностики всех специалистов. Необходимо отметить, что диагностический модуль позволяет корректировать программу в соответствии с индивидуальными показателями динамики развития в течение учебного года.

Коррекционно-развивающий модуль представляет собой систему скоординированной, взаимосвязанной работы всех педагогов и специалистов и обеспечивает своевременную, специализированную, индивидуально-ориентированную помощь в освоении содержания образования и коррекции недостатков физического и (или) психического развития детей в условиях общеобразовательной школы; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Коррекционно-развивающая работа осуществляется в рамках индивидуальной образовательной программы, включающей в себя направления деятельности всех педагогов и специалистов и учитывающей индивидуальные особенности и склонности учащихся. Составляющей частью индивидуальной образовательной программы является внеурочная деятельность, которая осуществляет взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Консультативный модуль обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

Информационно-просветительский модуль предусматривает различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, тематические выступления), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса, обучающимся и их родителям (законным представителям), педагогическим работникам вопросов, связанных с особенностями развития детей, организации образовательного процесса и сопровождения.

Организацию комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся осуществляет внутришкольный консилиум.

Его основные задачи:

- защита прав и интересов ребенка;

- диагностика по проблемам развития;

- составление индивидуальной образовательной программы для учащихся;

- корректировка программы обучения и развития в соответствии с возрастными и индивиду​альными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нерв​но-психического здоровья;

- выявление групп детей, требующих внимания специалистов;

- консультирование и просвещение всех участников образовательного процесса.

Реализации задач программы коррекционной работы способствует созданная педагогами школы компьютерная программа «Дорога знаний» как одно из инновационных средств в коррекционно-образовательном процессе. Она позволяет решать основные задачи обучения и сопровождения ребенка:

- диагностика сущности возникающих трудностей;

- индивидуальный подход в решении поставленной задачи;

- мультидисциплинарность (комплексный подход сопровождения);

- непрерывность сопровождения.

Использование компьютерной программы «Дорога знаний» позволяет:

- при минимальных временных затратах составить индивидуальные программы для максимального количества учащихся;

- грамотно сформулировать причины, лежащие в основе проблем учащихся;

- подобрать задания по нивелированию данных причин;

- облегчить труд учителя, которому нет необходимости обращаться к дополнительным источникам в поисках причин трудностей учащегося и подбирать материал по устранению проблем;

- включить родителей учащихся в коррекционный процесс;

- оказать помощь в организации взаимодействия специалистов, сопровождающих ребёнка.

Осуществление индивидуально-ориентированного подхода является на сегодняшний день одним из приоритетных направлений в образовании и каждое образовательное учреждение должно находить оптимальные пути его реализации.

В заключение хочется отметить, что разработанная педагогами нашей школы Программа коррекционной работы решает стоящие перед современными педагогами задачи внедрения инновационных технологий и подходов в образовании и позволяет реализовать индивидуально — ориентированный подход к обучающимся, что является одним из важнейших условий эффективности коррекционно-образовательного процесса.

Список литературы:

  1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996
  2. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: Владос, 2008
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010
  5. Фридман Л.М. Психология в современной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2001

Миронова Н.В.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.