Восстановление лексического состава речи у больных с разными формами афазий через формирование и расширение семантических полей

АфазияВ нашей статье говорится об одной из важнейших причин нарушения  вербальной коммуникации при афазии, и приведён пример занятия, направленного на восстановление лексического состава  речи у больных с разными формами афазий через формирование и расширение семантических полей. 

Слово играет важную роль в речевой коммуникации человека. Известно, что дефицит лексики при афазии и её качественное нарушение (нарушение многозначности слова, отчуждение смысла слова, изменение его объективной и субъективной частотности, нарушение грамматических функций и т.д.) являются одной из важнейших причин нарушения вербальной коммуникации при афазии.

Одним из направлений в исследовании нарушения в лексике при афазии является изучение нарушения глагола в речи больных. В литературе, посвященной проблемам афазии, неоднократно обсуждался вопрос о нарушении предикативной стороны речи при афазии, в частности о нарушении актуализации глагола при динамической и эфферентной моторной афазиях. А.Р. Лурия, Э.С. Бейн, Л.С. Цветкова и др. исследовали вопроса о роли и месте глагола в речи больных с афазией.

Общепризнанно, что предикативность речи имеет первостепенное значение для конструирования высказывания, а предикат, и прежде всего глагол, является конституирующим средством предложения. Глагол – его использование – нарушается прежде всего при тех формах афазии, при которых грубо нарушено построение высказывания (динамическая, эфферентная моторная афазии). Однако, доказано, что понимание и использование глагола – нарушаются и при других формах афазии. Значение вопроса о нарушении глагола – при каких формах афазии, как и почему он нарушается – велико не только для уточнения представлений об афазии, но и прежде всего для повышения эффективности восстановительной работы.

Из лингвистических работ известно, что глагол, являясь важнейшей лексико-грамматической группой в словаре человека, несёт две функции: номинативную (называя действие) и грамматическую (организуя предложение). В связи с такой двойственной природой глагола было обнаружено, что у больных с эфферентной моторной и акустико-мнестической афазиями актуализация глаголов нарушена. Это нарушение вызвано разными причинами. У больных с эфферентной моторной афазией это нарушение обусловлено моторными дефектами, патологической инертностью, дезорганизацией грамматической стороны речи. У больных с акустико-мнестической афазией трудности актуализации глаголов вызваны дефектами припоминания и выбора слов из семантического поля, которые могут быть связаны или с нарушением структуры поиска нужного слова, или с нарушением структуры семантического поля. Оказалось также, что при эфферентной моторной афазии нарушается, прежде всего, грамматическая функция глагола, а при акустико-мнестической – номинативная. Эти данные уточняют и развивают известную идею А.Р. Лурия и Р. Якобсона о нарушении синтагматической организации речи при поражении передней речевой зоны и парадигматической – при поражении задней.

Интересными явились данные, полученные в опытах со свободными и направленными ассоциациями, — о разнице в семантических полях как со стороны их количественной, так и качественной характеристики.

Оказалось, что у больных с эфферентной моторной афазией меньше семантических полей, но слов в каждом поле больше и границы между полями четкие. При акустико-мнестической афазии семантических полей больше, но слов в каждом поле меньше и нет четких границ между полями, наблюдается перескакивание с поля на поле, «вплетение» слов одного поля в другое. Эти данные можно рассматривать в целом как структурное изменение лексики при акустико-мнестической афазии, проявляющееся в расширении значения слова, приводящее к недифференцированности границ семантических полей, в дефектах тормозимости, проявляющиеся в нарушении селективности – всплывает одновременно несколько слов, становящиеся равновероятными при назывании предметов, и др.

Можно считать, что нарушение селективности внутри семантического поля при задании выбрать нужное слово и нарушение границ семантических полей связано с недифференцированностью всплывающих образов-эталонов, с элиминированием их отличительных признаков при их сличении со словом, что является одним из механизмов нарушения актуализации слова.

Так как известно, что связь слова с предметом опосредована через понятие или образ, то можно понять обнаруживающиеся при этой форме афазии такие симптомы, как отчуждение смысла слова при правильном его произнесении, трудности называния предмета, как следствие дезорганизации семантических полей слов, возникающих, в частности, из-за дефектов связей слова с образом и из-за дефектов самого предметного образа, а также возникающих в этой связи дефектов избирательности в процессе поиска нужного слова или понимания значения слова, субъективно воспринимаемого больными как более низкочастотное. Эти данные свидетельствуют и о качественном обеднении словаря при афазии.

Что же такое частотность слова при афазии? Изменяется ли она и, если да, то каким образом и почему?

Вопрос о частотности лексики при афазии является важным как для реабилитационной практической работы, так и для теории афазиологии. Часто лексика, которой обучают больных, подбирается без учёта частотности словаря, который является важной характеристикой коммуникативной насыщенности слова, его коммуникативной частотности. Проведенное Л.С. Цветковой экспериментальное исследование объективной и субъективной частотности у здоровых испытуемых и больных с акустико-мнестической и моторными формами афазии позволило оставить словарь субъективной частотности, отражающий структуру пассивного речевого запаса у больных с афазией и у здоровых испытуемых. Обработка лексического материала обоих словарей показала следующее:

  • доля высокочастотных слов у больных с афазией резко снижена по сравнению с речевой нормой, как для активного, так и для пассивного запаса;
  • высокочастотная лексика пассивного запаса у больных резко снижена за счет повышения процента низкочастотных слов и особенно пласта «нейтральной» частотности;
  • для активного лексического словаря, выявленного по материалам спонтанной речи у больных с афазией, характерно большое качественное однообразие по сравнению с нормой.

Эти данные указывают на сужение словаря больных с афазий и на уменьшение в нем доли высокочастотных слов, субъективно воспринимаемых больными как более низкочастотные, а так же и на качественное обеднение словаря при афазии.

У больных с афазией, в отличие от здоровых испытуемых, было обнаружено бессистемное снижение частотности лексики, то есть они зачастую одинаково оценивали слова как редко встречающиеся, так и мало и хорошо знакомые. Более всего заниженной оказалась абстрактная лексика. Снижение высокочастотной лексики и замена её низкочастотной, явление бессистемного снижения лексики в пассивном словаре могут лежать в основе нарушения автоматизированного процесса актуализации слов в спонтанной речи и замене его произвольным и осознанным поиском слов, который имеет место в спонтанной речи больных с моторными и акустико-мнестической формами афазии.

Дифференцированность в методах работы при восстановлении лексического состава речи.

Лежащие в основе этих дефектов разные механизмы при разных формах афазии требуют дифференцированности используемых в восстановительной работе и методах.

Следует учитывать данные касающиеся нарушений лексики при афазии, и прежде всего факты, показавшие, что использование больными с афазией глагола в речи и его актуализация нарушается при всех формах афазии. При динамической и эфферентной моторной афазиях нарушается предикативная функция глагола, а при всех остальных формах – номинативная. Это значит, что при восстановительном обучении, во-первых нужно серьёзное внимание уделять вопросу восстановления глагольной лексики, поскольку глагол является организатором предложения, и во-вторых методы преодоления этого дефекта должны быть разными и зависеть от механизма дефекта «глагольной слабости».

Работая с больными, нужно специально подбирать словарь, на котором ведётся обучение. Подбор словаря должен учитывать эти его особенности при афазии. Высокочастотные слова в норме не могут служить основой для обучения устной речи больных, а должны стать его целью.

Знание о разном характере нарушения семантических полей, из которых происходит выбор нужного слова при разных формах афазии, требуют, во-первых, специальной работы над преодолением дефекта актуализации семантических полей, и во-вторых, дифференцированного методического подхода.

Так, при акустико-мнестической афазии требуются методы, которые способствовали бы количественному увеличению поля, снятию импульсивности (перескакивание) в переходе с одного поля на другое, а при эфферентной моторной и динамической формах афазии требуется снятие инертности в процессе актуализации слов из семантических полей. Работа над актуализацией семантических полей, над их количеством и содержанием прямо связана с восстановлением словаря больных, его активности, многозначности, и все это ведет к восстановлению продуктивной речи, и её коммуникативной функции.

Таким образом, исследование лексики при афазии показало, что при всех формах афазии слово нарушается как система многомерных связей (А.Р. Лурия), распадается внутреннее конструктивное единство различных его планов – выражение, звучание и значение. Оно нарушается и как фокус соединения лексических (внеязыковых), грамматических значений и предметной отнесенности, в первую очередь нарушается семантика слова, нарушается слово и как элемент семантического поля. Эти структурные дефекты слова находятся в прямой зависимости от формы афазии, то есть от первичного механизма ее возникновения. Это и ведёт к нарушению различных функций слова – лексических, грамматических и др., и прежде всего к дефектам коммуникативной функции речи.

Практический материал по восстановлению лексического состава речи через формирование и расширение семантических полей.

Предложенный нами вариант восстановления лексического состава речи при афазии включает в себя следующие направления:

  • уточнение имеющегося словаря;
  • активизация и накопления словаря через различные способы словообразования;
  • формирование и расширение семантических полей и значений слов – глаголов, существительных, прилагательных, наречий;
  • развитие валентностей слов;
  • развитие функции словоизменения.

Тема занятия:

Восстановление лексического состава речи через формирование и расширение семантического поля слова «САД». Развитие валентностей слов и функций словоизменения.

• Прослушивание образца правильной речи (прослушивается 2 раза).

Я люблю гулять в старом саду. В саду много густых кустов смородины. Ягоды смородины спелые и сладкие. На высоком дереве поспевает сочная слива. Под сливой красуются астры с яркими лепестками. Хорошо отдохнуть на садовой скамейке около пестрой клумбы.

• Выделение главного слова.

Инструкция: Вспомните, где я люблю гулять летом? (Б. В саду)

Инструкция: Объясните, что такое «сад»? (Сад – участок земли, где выращивают фрукты, ягоды и цветы).

• Однокоренные слова (перед больным картинка с изображением сада).

Инструкция: Какие новые слова можно образовать от слова «сад»? (используются графические карточки)
Инструкция: Садовник и садовод – это одно и то же? Кого мы называем садовником? Кого садоводом?
Инструкция: Найдите среди этих слов, слова близкие по значению.

• Восстановление функции словоизменения.

Инструкция: К выделенным словам подобрать подходящие по смыслу слова.

САД ИНСТРУМЕНТ
САДИТЬ СТАРАТЕЛЬНЫЙ
САДОВЫЙ РАССАДУ
САДОВНИК СВЕЖАЯ
РАССАДА СТАРЫЙ

Инструкция: Давайте теперь сосчитаем.

ОДИН

ДВА

МНОГО

САД

САДИК

САДОВНИК

Инструкция: Ответьте на вопросы одним словом (перед пациентом картинка с изображением сада).

Инструкция:

Что ты видишь на картинке?
Откуда садовод возвращается вечером?
Где любят гулять дети летом?
Чем гордиться садовод?
О чем может рассказать садовод?

Инструкция: Прочитайте текст, вставьте вместо точек недостающие слова.

Летом я работал в … . Мы … кусты смородины и астр. Каждый день я поливал свои … .

Слова: сад, посадить, рассада, посадки.

Данное задание может быть предложено больному, как в письменном виде, так и в устном, когда больному предлагается прочесть текст и подставить карточки со словами.

• Работа над глагольной лексикой.

Инструкция: Ещё раз прочитайте текст и скажите, какие работы выполняют в саду? (сажают, поливают)
Инструкция: Что еще делают в саду? (поливают, собирают, снимают, растят)
Инструкция: Что бы Вы посадили в своем саду?

КУСТЫ
СЕМЕНА
САДИТЬ РАССАДУ
АСТРЫ
СМОРОДИНУ
СЛИВУ
СОРНЯКИ
Инструкция: Замените в словосочетаниях слова, обозначающие действия словами-синонимами.

Садить рассаду.
Снимать сливу.
Снимать смородину.

Инструкция: Выберите приставки, с помощью которых можно образовать новые слова от слова «садить».

ОТ- ПЕРЕ- ВЫ- ПРИ- ПОД-
ЗА- В- ПО- НА- ИЗ- ДО-

Инструкция: Составьте словосочетания с этими словами с помощью вопросов.

Отсадить (от чего?)
Пересадить (к чему?)
Пересадить (что?) КУСТЫ
Высадить (что?)
Засадить (чем?)

Инструкция: Закончите словосочетания.

 

 

 САДИТЬ

Рассаду

Пассажиров

Гостей

Снегиря

Астры

На клумбу

В теплицу

В клетку

В автобус

За стол

Инструкция: Теперь давайте вспомним, что происходит с садом осенью?

ПОЖЕЛТЕЛ
САД ОПУСТЕЛ
ОСЫПАЛСЯ
УСНУЛ

• Работа над словами, обозначающими признаки предметов.

Инструкция: Давайте вспомним, какой сад осенью?

СЛАВНЫЙ ОСЕННИЙ НЕВЕСЕЛЫЙ КРАСИВЫЙ ПЕСТРЫЙ
СКУЧНЫЙ СКАЗОЧНЫЙ ГРУСТНЫЙ СТАРЫЙ ПРЕКРАСНЫЙ

Инструкция: Прочитайте слова, подберите к ним подходящие по смыслу.

САДОВЫЙ ПОСАДОЧНЫЙ САДОВОДЧЕСКОЕ

МАТЕРИАЛ УЧАСТОК ХОЗЯЙСТВО

Инструкция: Составьте словосочетания, изменяя, где нужно окончания слова, обозначающего признак предмета.

КУСТ
ИНСТРУМЕНТ
ЯГОДА
ПОСАДКИ
СКАМЕЙКА
САДОВЫЙ УЛИЦА
ПОРА
РАССАДА
РАСТЕНИЕ
ПОСУДА

Инструкция: Опишите, выбрав нужные слова- признаки.

САД САДОВНИК

Инструкция: Прочитайте предложения, найдите в нем слова-признаки.

В саду выросли, сладка смородина, сочная слива, пёстрые астры, свежие флоксы, сухие сорняки.

Перед больным картинка – Девочка пьёт сок.

Инструкция: Посмотрите на картинку и скажите, какой сок пьёт девочка?

Сок из сливы — …
Сок из смородины — …
Сок из абрикосов — …

Инструкция: Какие косточки остались после приготовления сока?

Слива — … косточки.
Смородина — …косточки.
Абрикос — … косточки.

Инструкция: Подберите слова с противоположным значением.

Сырой песок Кислая
Сладкая смородина Солнечная
Просторный сад Сухой
Высокий куст Тесный
Густой кустарник Редкий
Старый сад Молодой
Тенистая аллея Низкий

Инструкция: Опишите сад, который Вам хотелось бы вырастить, подберите нужные слова.

Мой сад … и … . В нём растут … кусты смородины. Ягоды смородины … и … . На … деревьях поспевают … яблоки. На клумбе красуются … астры. Я люблю гулять в своём саду в … день.

• Работа над развёрнутой фразовой речью.

Инструкция: Составьте рассказ о саде, используя опорные слова. Закончите рассказ предложением «Садовод потрудился на славу».

ПОСАДИТЬ ПОЛИВАТЬ ПОЛОТЬ
СОБИРАТЬ РАССАДА САД
КУСТЫ СМОРОДИНА СЛИВА
АСТРА ПОСАДКИ ЯГОДА
СОЧНЫЙ СПЕЛЫЙ ГУСТОЙ

Литература:

  1. Бейн Э.С. «Афазия и пути ее преодоления», М, «Мед.», 1964
  2. Горелов И.И., Седов К.Ф. «Основы психолингвистики», М., «Лабиринт»., 1998
  3. Лурия А.Р. «Высшие корковые функции человека», М,МГУ, 1969
  4. Лурия А.Р. «Язык и сознание», Р.-на-Д. «Феникс», 1998
  5. Цветкова Л.С. «Нейропсихологическая реабилитация больных», М, МГУ, 1985
  6. Шкловский В.М., Визель Т.Г. «Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии», М, «Ас.дефект», 2000

Леоненко А.Е.,
Азарова В.В.,
логопеды-нейродефектологи

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Афазия Метки: 

Сейчас читают:

Артикуляционная гимнастика как средство развития общих речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребенка Артикуляционная гимнастика как средство развития общих речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребенка
Семинар для воспитателей «Развитие речи детей с помощью логопедических игр» Семинар для воспитателей «Развитие речи детей с помощью логопедических игр»
Тренинговое занятие «Путешествие в Страну Семейную» для родителей с детьми старшего дошкольного возраста Тренинговое занятие «Путешествие в Страну Семейную» для родителей с детьми старшего дошкольного возраста
Дисграфия у детей с ринолалией Дисграфия у детей с ринолалией

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.