Игровые упражнения по автоматизации звука С на индивидуальных и подгрупповых занятиях

Звук С, буква СЭтап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С.Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда.

Чтобы удержать внимание детей в процессе занятия, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.

Данная работа предлагается в качестве рекомендаций для логопедов, воспитателей и родителей.

Игровые упражнения по автоматизации звука С на индивидуальных и подгрупповых занятиях

Цель: С помощью игровой мотивации облегчить и активизировать процесс автоматизации звука С в речи детей.

Задачи:

  • Повысить эффективность логопедической работы по автоматизации звуков за счет повышения занимательности индивидуальных и подгрупповых занятий;
  • Развитие фонематического слуха;
  • Формирование звуковой культуры речи;
  • Формирование словаря;
  • Формирование грамматического строя речи;
  • Развитие слуховой памяти;
  • Активизация всех компонентов речевой деятельности.

Игровые упражнения.

Автоматизация в слогах.

«Строим заборчик»:

Са-са-са
Са-су-су
Су-со-сы и т.д.

«Возводим стену»:

Ас-ас-ос;
Ус-ыс-ос и т.д.

«Забиваем гвозди в забор»:

Ас-са-ос;
Ус-сы-ыс и т.д.

«Строим дом»:

Уложим три кирпича са, теперь 4 кирпича сы, теперь 5 кирпичей со, теперь 6 кирпичей ус и т.д. (сопровождаем эту игру рисованием домика). Мы построили для звука С чудесный дом. Давай в нем отдохнем и немного поиграем в веселые игры.

«Пузыри».

- Ты когда-нибудь надувал мыльные пузыри? Они получаются такими большими, блестящими, радужными. Но, к сожалению, они быстро лопаются. А сегодня мы с тобой надуем такие пузыри, которые никогда не лопнут. Смотри, это делается очень легко. Я набираю побольше воздуха (следить за нижнедифрагмальным вдохом!) и выдыхаю с-с-с-с-с-с-са-а-а-а-а-а. Вот такие красивые, крепкие и большие пузыри у нас с тобой получились.

Автоматизация в словах.

«Подбери слово».

- В предложении потерялись слова. Я буду начинать предложение, а ты закончи. Только твое слово должно быть со звуком С:

Мама купила …(самовар, санки, сапоги).
Саня ест…(сыр, сосиски, колбасу).

«Лабиринт».

Для этой игры используется обычный лабиринт. Путешествуя по нему, ребенок находит слова на тот звук, который автоматизируется. После прохождения лабиринта, дается задание вспомнить как можно больше слов, встретившихся на пути (стол, посуда, стул, класс, оса, сок, бусы и т.д.).

«Поезд».

- Ты знаешь как называется человек, проверяющий билеты пассажиров в вагоне поезда? Он называется кондуктор. Сегодня и ты им будешь.

На столе разложены картинки, в названиях которых либо есть, либо нет звука С.

- Сейчас ты будешь рассаживать пассажиров в зависимости от их билетов. В первый вагон сядут те, в названии которых есть звук С. Остальные должны быть во втором вагоне.

В дальнейшем число вагонов может увеличиваться за счет добавления новых звуков, либо усложнения задания: в первом вагоне – звук С стоит в начале слова, во втором вагоне – в середине слова, в третьем вагоне – в конце слова.

Автоматизация в словосочетаниях.

«Назови, кто это? или что это?»

- Сейчас мы будем с тобой дружить слова. Но не просто так. Если они подружатся, то мы получим приз (фишку). Я буду называть одно слово (признак), а ты другое (слово, отвечающее на вопрос кто это? или что это?). Но в твоем слове должен быть звук С. Потом ты должен повторить мое и свое слова – проверим, подружились слова или нет.

Например: Высокая – скала, быстрые — санки, красивая – сумка и т.д.

«Подбери друга».

Игра аналогична предыдущей, но теперь я называю существительное, а ребенок – прилагательное.

Например: Носок – полосатый, сосиски – вкусные и т.д.

Автоматизация в предложениях.

«Чего не бывает?»

Перед детьми лежат картинки предметов без какой-либо части. Каждый выбирает любую картинку, называет ее. А после придумывает предложение, в котором объясняется, без чего не бывает этого предмета. При этом в слове должен быть звук С.

Например: Не бывает самолета без хвоста. Не бывает сосны без ствола и т.д.

«Из чего сделан предмет?»

Детям предлагаются картинки, которые разложены на две половины. Нужно взять любую картинку из первой стопки, выбрать подходящую ей из второй стопки, а после составить предложение.

Например: Скамейка сделана из досок. Снеговик сделан из снега и т.д.

Чистоговорки.

Нужно проговорить любую чистоговорку на звук С (перед ребенком несколько текстов чистоговорок). Например: В лесу темно, все спят давно.

Одна сова не спит, на суку сидит.
Перед нами сом с усами.
Са-са-са, в саду оса,
Са-са-са, ко мне летит оса.
Сы-сы-сы, у осы усы.
Сы-сы-сы, в саду нет осы.
Вот носы-носы-носы,
Вот усы-усы-усы,
Вот хвосты-хвосты-хвосты.
Вот и сами коты!

Зудилова Елена Ивановна,
учитель-логопед,
МБДОУ № 183 «детский сад присмотра и оздоровления»,
г. Кемерово

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 4,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Материал к занятиям Метки: 

Сейчас читают:

Методическая разработка для учителей-логопедов, дефектологов «Комплексная коррекция звукопроизношения, как основного видимого дефекта у детей с ОВЗ» Методическая разработка для учителей-логопедов, дефектологов «Комплексная коррекция звукопроизношения, как основного видимого дефекта у детей с ОВЗ»
Конспект логопедического занятия: «Дифференциация звуков К-Г в лексической теме «Весна. Труд людей весной» Конспект логопедического занятия: «Дифференциация звуков К-Г в лексической теме «Весна. Труд людей весной»
Конспект группового логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах» 1 класс Конспект группового логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах» 1 класс
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы с диагнозом  дислалия.  Тема: Звук «Р» Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы с диагнозом дислалия. Тема: Звук «Р»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.